В
своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида: «Интересно, что финальная сцена «Повелителя мух» отчасти повторяет этот еврипидовский по духу эпизод из второй главы. Охотники снова подожгут остров, теперь уже не случайно, а специально, но с противоположной целью
(
Read more... )
о ведь Саймон был и единственным, кто, вместо того, чтобы успокаивать свой страх ритуальными танцами вокруг костра, отправился ночью один через весь остров, чтобы, наконец, разобраться, что же там шевелилось в пещере? - Это не противопоставление науки мистике, а противопоставление протестантизма язычеству. Протестантская традиция (мейнстрим, конечно, о всяких шейкерах речь не идёт) подразумевает неприятие ритуалов и готовность встретиться со злом в одиночку.
Возможно, Вам будет интересна моя статья о Голдинге (свежая). Хотя редактура там неудачная, кое-где фразы покорёжили.
Reply
Reply
Что касается Вашего прочтения романа, оно любопытно, но оно только Ваше. Я даже не знаю, как спорить. Поспорила бы только с тем, что Хрюша символизирует традицию и поклонение авторитету. В том-то и дело, что он авторитета лишён с самого начала. Его в школе чморили, на острове он мог бы быть полезен благодаря знаниями и способности хладнокровно рассуждать, но его никто не слушает.
А пляски вокруг костра у Голдинга - надо полагать, прямая аналогия нацистских факельных шествий. - Это-то да. У Голдинга прямая последовательность того, как нацизм сокрушает сначала нравственность (Саймон), потом разум (Хрюша), потом нормальный мир обывателя (погоня за Ральфом).
Но, между прочим, смерть Саймона не первая. Почему-то никто не помнит, что в самом начале при неудачной попытке развести костёр гибнет один из малышей.
Reply
Reply
Почему Саймон олицетворяет нравственность? Да потому что он понимает природу зла, это он объясняет ребятам, что "зверь - это мы сами". Для христианской религиозной традиции самокритика, осознание зла в себе - это и есть нравственность. У Готорна, собственно, почти все произведения на эту тему. У Честертона эта мысль часто появляется в рассказах об отце Брауне. И т.д.
Reply
Да, согласна: у Голдинга отчетливо показана наклонная плоскость зла. Саймона ведь тоже убили еще просто по ошибке, а вот Хрюшу - уже нет. Мне кажется очень примечательной фигура Роджера, того, кто "заострил палку с обоих концов". Пока дела обстоят более или менее благополучно, мы даже не знаем о его существовании, но как только атмосфера сгущается, он немедленно выходит на первый план.
"потому что он понимает природу зла, это он объясняет ребятам, что "зверь - это мы сами"
А разве он прямо говорит такие слова? Я этого не помнила, мне казалось, это тот вывод, который должны сделать сами читатели.
Reply
- Может, - решился он наконец, - может, зверь этот и есть.
Вокруг неистово заорали, и Ральф встал, потрясенный:
- Саймон - ты? И ты в это веришь?
- Не знаю, - сказал Саймон. Сердце у него совсем зашлось, он задыхался. - Я…
И тут разразилась буря:
- Сиди уж!
- А ну, клади рог!
- Да пошел ты!..
- Умолкни!
Ральф крикнул:
- Дайте ему сказать! У него рог!
- То есть… может… ну… это мы сами.
- Вот полоумный!
пруф
Reply
Но вот что интересно: идея личной ответственности - все же не очень протестантская. Насколько я понимаю, большинство протестантских деноминаций полагались на предопределение, а в этом случае - какая уж личная ответственность? Мне, признаться, эта ответственность вообще кажется сугубо постхристианской, то есть, набравшей популярность уже в Новое время - но, может, я ошибаюсь?
Reply
Теперь про предопределение. Во-первых, жёсткая доктрина предопределения существует только в кальвинизме, а не в "большинстве" протестантских течений; в англиканстве её точно нет и не было. Во-вторых, даже у кальвинистов это никоим образом не отменяет личной ответственности, хотя они и вертятся как уж на сковородке вот уже 500 лет, пытаясь совместить то и другое.
Reply
А как же ап. Павел с его "К Римлянам" (8:28-30):
"Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу.
Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил"?
"они и вертятся как уж на сковородке вот уже 500 лет, пытаясь совместить то и другое"
Да уж, задача совмещения всемогущего и всезнающего Бога с человеческой свободой воли - пожалуй, будет посерьезнее даже споров о том, является ли Христос богом или богочеловеком :)
Reply
Обзор проблемы тут:
https://en.wikipedia.org/wiki/Free_will_in_theology
Reply
Reply
Reply
Reply
А про "Повелителя мух" в России много кто писал, это у нас в некотором роде культовая книга. Я, правда, скептически отношусь к этому культу (я, кажется, ссылку на свою статью уже кидала).
Reply
Ну, далеко не только у нас она культовая - за нее вон и Нобелевскую премию в свое время дали :)
"ссылку на свою статью уже кидала"
Да, спасибо, ссылка есть в комментарии выше, и я еще тогда прочла Вашу статью.
Reply
Leave a comment