О смертный! Если небо ты презрел

Aug 08, 2018 10:00



В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида: «Интересно, что финальная сцена «Повелителя мух» отчасти повторяет этот еврипидовский по духу эпизод из второй главы. Охотники снова подожгут остров, теперь уже не случайно, а специально, но с противоположной целью ( Read more... )

книги

Leave a comment

steblya_kam August 9 2018, 07:11:41 UTC
Я бы сказала, что такая интерпретация образа Саймона - вполне консенсус среди литературоведов. Рациональное научное знание Голдинг, мягко говоря, не чтил. Оно персонифицировано в образе Хрюши, который очень милый, но на острове оказывается бесполезным и беспомощным просто потому, что его не слушают. Кстати, он гибнет вторым.
о ведь Саймон был и единственным, кто, вместо того, чтобы успокаивать свой страх ритуальными танцами вокруг костра, отправился ночью один через весь остров, чтобы, наконец, разобраться, что же там шевелилось в пещере? - Это не противопоставление науки мистике, а противопоставление протестантизма язычеству. Протестантская традиция (мейнстрим, конечно, о всяких шейкерах речь не идёт) подразумевает неприятие ритуалов и готовность встретиться со злом в одиночку.
Возможно, Вам будет интересна моя статья о Голдинге (свежая). Хотя редактура там неудачная, кое-где фразы покорёжили.

Reply

egovoru August 9 2018, 09:56:06 UTC
Спасибо за отклик и ссылку на Вашу статью, прочла ее с интересом. Она, правда, не столько о самом романе, сколько о его восприятии российской аудиторией - что, конечно, тоже очень интересная тема ( ... )

Reply

steblya_kam August 11 2018, 09:11:25 UTC
Разве? Я, конечно, вовсе не знаток христианских деноминаций, но мне казалось, протестантизм - это готовность в одиночку встретиться с Богом, а не с дьяволом? - И с дьяволом тоже. Все голливудские хорроры про это.
Что касается Вашего прочтения романа, оно любопытно, но оно только Ваше. Я даже не знаю, как спорить. Поспорила бы только с тем, что Хрюша символизирует традицию и поклонение авторитету. В том-то и дело, что он авторитета лишён с самого начала. Его в школе чморили, на острове он мог бы быть полезен благодаря знаниями и способности хладнокровно рассуждать, но его никто не слушает.
А пляски вокруг костра у Голдинга - надо полагать, прямая аналогия нацистских факельных шествий. - Это-то да. У Голдинга прямая последовательность того, как нацизм сокрушает сначала нравственность (Саймон), потом разум (Хрюша), потом нормальный мир обывателя (погоня за Ральфом).
Но, между прочим, смерть Саймона не первая. Почему-то никто не помнит, что в самом начале при неудачной попытке развести костёр гибнет один из малышей.

Reply

egovoru August 11 2018, 12:25:43 UTC
"Все голливудские хорроры про это ( ... )

Reply

steblya_kam August 14 2018, 11:18:54 UTC
Эта смерть вызвана объективными трудностями борьбы со стихией, а не социальной динамикой внутри детского сообщества - иными словами, его никто не убивал - она вызвана не стихией, а безалаберностью детей, целой чередой неправильных поступков. Дети неправильно разожгли костёр, отвлеклись, не уследили за ним, не проверили, все ли покинули опасное место. У Голдинга прямым текстом сказано, что они понимают свою вину и ответственность. Просто перечитайте это место, там это довольно пространный эпизод. Это ещё не осознанное убийство, а просто халатность. Последовательное падение: путь ко злу начинается с халатности.
Почему Саймон олицетворяет нравственность? Да потому что он понимает природу зла, это он объясняет ребятам, что "зверь - это мы сами". Для христианской религиозной традиции самокритика, осознание зла в себе - это и есть нравственность. У Готорна, собственно, почти все произведения на эту тему. У Честертона эта мысль часто появляется в рассказах об отце Брауне. И т.д.

Reply

egovoru August 14 2018, 13:19:56 UTC
"Последовательное падение: путь ко злу начинается с халатности"

Да, согласна: у Голдинга отчетливо показана наклонная плоскость зла. Саймона ведь тоже убили еще просто по ошибке, а вот Хрюшу - уже нет. Мне кажется очень примечательной фигура Роджера, того, кто "заострил палку с обоих концов". Пока дела обстоят более или менее благополучно, мы даже не знаем о его существовании, но как только атмосфера сгущается, он немедленно выходит на первый план.

"потому что он понимает природу зла, это он объясняет ребятам, что "зверь - это мы сами"

А разве он прямо говорит такие слова? Я этого не помнила, мне казалось, это тот вывод, который должны сделать сами читатели.

Reply

steblya_kam August 18 2018, 08:39:39 UTC
да, прямо:
- Может, - решился он наконец, - может, зверь этот и есть.

Вокруг неистово заорали, и Ральф встал, потрясенный:

- Саймон - ты? И ты в это веришь?

- Не знаю, - сказал Саймон. Сердце у него совсем зашлось, он задыхался. - Я…

И тут разразилась буря:

- Сиди уж!

- А ну, клади рог!

- Да пошел ты!..

- Умолкни!

Ральф крикнул:

- Дайте ему сказать! У него рог!

- То есть… может… ну… это мы сами.

- Вот полоумный!

пруф

Reply

egovoru August 18 2018, 12:24:49 UTC
Да, спасибо за цитату!

Но вот что интересно: идея личной ответственности - все же не очень протестантская. Насколько я понимаю, большинство протестантских деноминаций полагались на предопределение, а в этом случае - какая уж личная ответственность? Мне, признаться, эта ответственность вообще кажется сугубо постхристианской, то есть, набравшей популярность уже в Новое время - но, может, я ошибаюсь?

Reply

steblya_kam August 25 2018, 07:57:33 UTC
Идея личной ответственности вообще-то общехристианская. В противовес античному пониманию рока. Не зря Блаженный Августин так громил астрологию.
Теперь про предопределение. Во-первых, жёсткая доктрина предопределения существует только в кальвинизме, а не в "большинстве" протестантских течений; в англиканстве её точно нет и не было. Во-вторых, даже у кальвинистов это никоим образом не отменяет личной ответственности, хотя они и вертятся как уж на сковородке вот уже 500 лет, пытаясь совместить то и другое.

Reply

egovoru August 25 2018, 13:44:29 UTC
"жёсткая доктрина предопределения существует только в кальвинизме"

А как же ап. Павел с его "К Римлянам" (8:28-30):

"Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу.
Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил"?

"они и вертятся как уж на сковородке вот уже 500 лет, пытаясь совместить то и другое"

Да уж, задача совмещения всемогущего и всезнающего Бога с человеческой свободой воли - пожалуй, будет посерьезнее даже споров о том, является ли Христос богом или богочеловеком :)

Reply

steblya_kam August 28 2018, 08:41:44 UTC
В каждой конфессии толкование этого вопроса своё. Большинство конфессий всё-таки официально признаёт свободу воли. Этот пассаж можно понять и так, что кто возлюбит Бога, того Бог распознаёт и "предопределяет" (то есть назначает) ко спасению. А уж возлюбить Бога или нет - это вопрос свободы воли. В католицизме, например, свобода воли входит в официальную доктрину.
Обзор проблемы тут:
https://en.wikipedia.org/wiki/Free_will_in_theology

Reply

egovoru October 27 2019, 14:08:36 UTC
Уважаемый vz_z_z_hobbit написал целый трактат о "Повелителе мух" как аллегории Апокалипсиса :)

Reply

steblya_kam October 28 2019, 08:56:54 UTC
Открыла одну главку. Сама идея про Апокалипсис, конечно, вполне очевидна и возражений не вызывает (у Голдинга это безусловно есть), но "литературоведение" со ссылками на Филарета Московского и прочих ему подобных при анализе ЗАПАДНЫХ писателей у меня вызывает тоску. Накушалась этого довольно ещё в бытность шекспироведом. Что вообще-то англоязычные писатели в основном протестанты и что протестантизм кое-чем отличается от православия по богословским представлениям - это игнорируется.

Reply

egovoru October 28 2019, 11:45:19 UTC
Я в тонкостях различия христианских деноминаций совсем не разбираюсь, но автор пишет, что у англиканской церкви много общего с православием :) Там дальше он принимает в расчет и европейскую традицию. Поскольку трактат очень длинный, я сама пока прочла его только до половины. Сам факт, что кто-то с таким вниманием прочел эту книгу, кажется мне отрадным :)

Reply

steblya_kam October 30 2019, 08:13:40 UTC
У англиканской церкви общего с православием ровно то, что в нужные моменты они начинают дружить против католиков :-)
А про "Повелителя мух" в России много кто писал, это у нас в некотором роде культовая книга. Я, правда, скептически отношусь к этому культу (я, кажется, ссылку на свою статью уже кидала).

Reply

egovoru October 30 2019, 10:52:45 UTC
"это у нас в некотором роде культовая книга"

Ну, далеко не только у нас она культовая - за нее вон и Нобелевскую премию в свое время дали :)

"ссылку на свою статью уже кидала"

Да, спасибо, ссылка есть в комментарии выше, и я еще тогда прочла Вашу статью.

Reply


Leave a comment

Up