По моему разумению, математика знает только два вида истины. Первый - это аксиомы, то есть, утверждения, принятые за истину чисто условно, по договоренности. Иногда такие аксиомы не имеют четкой формулировки, а просто подразумеваются - как в «очевидно, что...» в начале математического рассуждения. Второй вид математической истины - это высказывания
(
Read more... )
Comments 106
Reply
А что Вы скажете по поводу пенроузовского заключения о том, что наши мышление и сознание не могут быть алгоритмом?
Reply
Reply
Reply
Проблема в том, что я не до конца уверена, что действительно понимаю, что такое алгоритм. Тем более, что разные люди используют это слово в немного разных значениях: вот у Юрия Манина, например, и фермент - алгоритм :) Надо отдать ему должное, Пенроуз в своей книжке четко оговаривает, что он под алгоритмом будет понимать машину Тьюринга. Но я не уверена, что я достаточно четко представляю себе эту машину, чтобы рассуждать о том, что она может сделать, а что - нет :( А Вы?
Reply
Reply
Да, но мне кажется, что эта теорема не имеет ни малейшего отношения к теореме Геделя. Пенроуз пишет, что человек может знать некоторые математические истины без логического вывода. Мне же думается, как я написала в посте, такие истины - это только аксиомы, которые мы принимаем вообще без доказательства. Мне думается, все дело упиратеся в платонизм: Пенроуз, видимо, полагает, хотя в явном виде этого утверждения в книжке я и не нашла, что эти самые логически невыводимые истины человек постигает непосредственно из платонического мира. Я же ни в какой такой мир не верю.
Reply
Что касается аксиом, то надо полагать, они не устанавливаются, а объявляются.
Reply
А почему же нельзя сообщить машине эти знания в качестве начальных условий?
"они не устанавливаются, а объявляются"
А в чем же разница между этими двумя словами?
Reply
2. Начальная посылка объявляется истинной без особых церемоний. Может быть, потому что очевидна.
Reply
Насколько я это понимаю, построение любого раздела математики возможно с использованием разных набором аксиом, и профессионалы тратят много усилий на то, чтобы выбрать систему аксиом наиболее удачно.
А что Вы имеете в виду под словом "очевидно"? Если то, что нечто соответствует нашему опыту в физическом мире, то да, на заре развития математики при выборе аксиом руководствовались этим: скажем, Эвклид сформулировал свой пятый постулат (как и все остальные) именно из этих соображений. Но впоследствии, насколько я понимаю, математика совершенно оторвалась от физики: сегодня никого уже не заботит, есть ли в физическом мире что-то такое, к чему приложимы те или иные математические построения, или нет.
Reply
Reply
Применимость математических построений к физическому миру - это уже другая проблема. Пенроуз старается доказать, что человеческий ум способен к обнаружению такой истины (отсутствие нечетного числа, состоящего из двух четных - только самый элементарный пример их), которые машина Тьюринга найти не в состоянии. Из этого он делает вывод, что человеческое мышление невозможно смоделировать алгоритмом. На мой взгляд, рассуждать о том, алгоритмизуемо ли наше мышление, совершенно бесполезно до тех пор, пока мы не выясним его нейрофизиологические и биохимические механизмы. А Вы как думаете?
Reply
Подозреваю, что эта макрологика не очень чувствительна к своей аппаратной микрореализации, так сказать. И что искусственные нейронные сети могут осуществлять достаточно адекватное картирование этой макрологики при условии доступа к сигналам микроуровня.
А что касается невозможности существования нечетной суммы четных чисел, то компьютерные программы давно способны доказывать несравненно более сложные математические теоремы.
Reply
Reply
Высказывание про машину Тьюринга и нечетное число, которое можно представить в виде суммы двух четных, лишено смысла: машин Тьюринга много. Как насчет такой, которая напечатает "таких нет" и остановится?
Reply
В нашу компьютеризированную эпоху, действительно, легко стать платонистом :) Но меня, признаться, рассуждения о том, что в основе физического мира лежат не квантовые поля или суперструны, а "голая информация", приводят в недоумение: по мне, сколько ни говори "халва", во рту сладко не станет!
А Вы, вероятно, смогли бы объяснить мне, что же все-таки имел в виду Джон Уилер, когда отчеканил свое знаменитое "It from bit"? Я даже попыталась почитать его исходную статью об этом, но она, увы, далеко превосходит мои возможности понимания :(
"Как насчет такой, которая напечатает "таких нет" и остановится?"
Пенроуз почему-то считает, что ни одна машина к этому не способна. Из чего он делает глобальный вывод о том, что человеческое мышление и сознание неалгоритмизируемо. Мне же кажется, что рассуждать об этом до того, как мы выяснили нейрофизиологические и биохимические механизмы мышления и сознания, совершенно бессмыссленно. А Вы что думаете?
Reply
Leave a comment