Эта и следующая фотографии опубликованы в чешской статье
про последние дни войны в городе Усти-над-Лабем (Ústí nad Labem), что на северо-западе Чехии, недалеко от границы с Германией.
Согласно статье никаких боёв за город не было. Усти, как город значится в советских документах и на картах того времени,
находился в полосе наступления 5-й Гвардейской Армии, чьи силы вышли в этот район 9 мая.
Это техника 4-го Гвардейского Танкового Кантемировского ордена Ленина Краснознамённого корпуса, входившего в состав 5-й Гв А. А точнее, 12-й Гвардейской Танковой Шепетовской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригады.
На этой фотографии из фондов
городского музея Усти-над-Лабем тот же самый Т-34, что и выше, заснят буквально в следующий момент.
Танк интересный. Как подсказывает ув.
riaslov, выпущен
омским заводом №174 с использованием ремонтного сталинградского корпуса 1942 года, имеет шестигранную литую башню (так называемую «гайку») с командирской башенкой, которую начали устанавливать на танки с лета 1943 года, но под смотровой щелью в борту башни нет пистолетного порта, который появился примерно в то же время, что и командирская башенка. Кроме того, и на Т-34, и на СУ-85 хорошо видны опорные катки от немецкой Пантеры.
Привязать эти фотографии на местности оказалось непросто. Несмотря на то, что дома не выглядят повреждёнными, до наших дней из них почему-то почти ничего не сохранилось.
С использованием других фотографий тех дней, которые удалось найти в сети, я составил панораму.
Фотографии всё же сделаны с разных точек, потому детали на переднем плане стыкуются плохо, а кое-что сдублировано, например брошенный немецкий грузовик. Но тут главное дома на заднем плане. Лишь два из них, те, что справа, стоят и по сей день.
Согласно
отчёту о боевых действиях 4-го ГвТК по состоянию на 15 апреля 1945 года корпус среди прочего имел 37 танков Т-34 (без уточнения типа) и 3 СУ-85. Причём, ввиду большого некомплекта, танки Т-34 и СУ-85 были распределены между 12 и 13 танковыми бригадами. 14 гтбр и 293 сап боевой матчасти не имели.
Тогда, все 3 СУ-85 числились в 13-й ГвТБр, как следует из отчёта бригады (
стр. 14). Но ещё в апреле они были потеряны в боях.
1 мая 4-й ГвТК получил ещё 3 СУ-85 от 4-го ПТРЗ, как раз известного установкой
опорных катков Пантеры на Т-34. Часть танков Т-34 корпуса также были получены ранее от 4-го ПТРЗ (
стр. 97). На этот раз СУ-85 достались 12-й ГвТБр. Перед атакой Дрездена 6 мая в бригаде имелось 6 Т-34, 11 Т-34-85 и 3 СУ-85 (
стр. 48). Бои на подходах и за сам Дрезден для бригады продлились две ночи и день. К 6 часам утра 8 мая удалось захватить целым мост через Эльбу на западе города. Ценой был один сгоревший от фаустпатрона
Т-34-85 с бортовым номером №55. В 10 утра 8 мая 12-я ГвТБр выступила в направлении Праги. Утром 9 мая весть о безоговорочной капитуляции Германии застала бригаду в Дечине (Děčín). Оттуда за день как раз через Усти 12-я ГвТБр совершила марш в район Роуднице (ныне Roudnice nad Labem), где затем дислоцировалась до 18 мая.
В отчёте 4-го ГвТК дни с 6 по 9 мая характеризуются так (
стр. 98):
Общая протяжённость пути, пройденного корпусом за это время. составляет более 300 км. Нужно отметить, что этот марш с боями был наиболее форсированным и напряжённым из всех маршей, проводимых корпусом.
Есть в отчёте и про пантеровские катки:
Катки танка “пантера” поставленные на танк Т-34 выдерживают не более 200 км. Танки принятые из капитального ремонта с 4 ПТРЗ с катками “пантера” прошли марш в 200 км. и потребовали смены всех катков.
Причём запасных частей явно не хватало, и их приходилось снимать с подбитых танков, которые, очевидно, в свою очередь тоже уже были не первой свежести. Так, за отчётный период с 14 апреля по 20 мая 1945 года кроме прочих узлов и деталей было снято 56 опорных катков (тип не уточняется,
стр. 101). Ясно, что катки Пантеры ставили не от хорошей жизни, и шутки про тюнинг и моду «на крутые диски», которые ныне можно встретить, представляются совершенно неуместными.
Мне посчастливилось приобрести четыре фотографии, сделанные, вероятно, уже после окончания войны в Европе. К сожалению, никакой сопутствующей информации, кому они принадлежали, кто на них запечатлён, не было, а обороты пусты.
Очевидно, это та самая СУ-85, что была снята в Усти 9 мая.
№57 укладывается систему нумерации танков 12-й ГвТБр (как мы видели выше из боевого донесения бригады, в районе Дрездена погиб Т-34-85 №55). Литера «д» ранее встречалась, хоть и не в связи с бригадой, но в общем с 4-м ГвТК на следующей фотографии:
Фото взято из книги, по-видимому, про 4-й ГвТК (может кто-то помнит, из какой?). Отдельные сканы из неё в своё время
выкладывались на форуме РККА. В книге данная фотография иллюстрирует события февраля 1943 года, но это явная ошибка. Насколько я понимаю, на снимке Т-34-85, причём, выпуска не раньше весны 1944 года. Так что, скорее всего, на фото начало 1945 года.
Но вернёмся к СУ-85. Вероятно удалось установить её командира. Стоящий справа в кадре очень похож на гвардии старшего сержанта
Трофименко Григория Михайловича. Его
фотографию удалось найти на сайте «Бессмертного полка».
А слева на снимке с СУ-85, вероятно, тот же человек, что в центре следующей фотографии:
Если допустить, что эти фотографии запечатлели экипаж СУ-85 №57, или кого-то из двух других СУ-85, то предположу, что справа тут может быть наводчик старший сержант
Шамайлов Гядыль Тамхунович.
Правда, по наградному он не был гвардейцем, но вполне мог стать вскоре после боёв. Однозначно отнести Шамайлова к экипажу Трофименко на основании данных из наградных не получается. Его дальнейшую судьбу и фотографии мне найти не удалось.
Гвардии старшин с орденами Славы и Красной Звезды на конец войны в 12-й ГвТБр я насчитал 5 человек. Фотографии на «Памяти народа», да и вообще в сети на данный момент есть только одного из них.
Это
Хвастунов Валентин Иванович.
Некоторое сходство с этой послевоенной, наверное, как минимум уже 50-х годов фотографией, как мне кажется, есть.
В декабре 1943 года Хвастунов был заряжающим в экипаже СУ-85, а Красную Звезду получил в феврале 1945. Как сказано в наградном, в должности старшего писаря бригады под огнём противника собирает с экипажей и рот необходимые для штаба сведения. То есть, Валентин Иванович должен был активно общаться со всеми экипажами, и если отношения были дружескими, почему бы не оставить его фотографию на память?
На последнем снимке, к сожалению, толком ничего не разглядеть.
Разве что пройтись по машинам, хотя это и не моя тема. Слева краем в кадр попал трофейный грузовик
Magirus L 145, а может какая другая модель.
Далее трофейный
Mercedes-Benz Type 170 V.
Ну и наконец, справа ремонтная летучка типа А на базе ГАЗ-АА. Или ГАЗ-2А, как написано на табличке - такое обозначение иногда встречается в документах (ГАЗ-ААА в таких случаях значится, как ГАЗ-3А).
Фотография сильно смазана, и фамилию водителя, увы, мне прочесть не удалось.
Может быть кто-то из читателей сможет меня дополнить или исправить, может узнает кого-нибудь на этих фотографиях.