В предыдущих заметках по эволюции конструкции и внешнего облика
БА-10 и
БА-10М упустил из виду бронировку установки вооружения в башне. А она тоже заметно менялась.
1. Даже на машинах, отправленных в марте 1938 года на испытания, амбразура в неподвижной бронировке установки вооружения немного разная. Верхняя кромка амбразуры у машины, отправленной на НИБТ полигон, имеет вырез только в левом верхнем углу - под основной прицел. А у БА-10, проходившем испытания при Ижорском заводе, появились небольшие вырезы по центру под пушку и справа по ходу под диоптрический прицел пулемёта.
Тут можно ещё вспомнить предшественник - БА-6М, у которого вырезов сверху нет вообще. Не исключено, что такие бронировки успели попасть и на самые первые БА-10.
2. По крайней мере, у БА-10 при Ижорском заводе нижняя кромка амбразуры слева и справа от пушки на одной высоте и никаких вырезов или выступов не имеет. А вот на более поздних машинах, как например на третьей части иллюстрации (установка курсового пулемёта ещё ранняя, ручек на корпусе и башне ещё нет, но пистолетный порт рядом с курсовым пулемётом уже устранён), между пулемётом и пушкой появился поднимающийся вверх выступ, и до того же уровня поднят выше левый нижний угол амбразуры (так что его при таком ракурсе на фотографии почти не видно). Верхние вырезы же стали гораздо более явные.
Таким образом, неподвижная бронировка приобрела следующий вид и в дальнейшем серьёзных изменений, судя по всему, уже не претерпевала:
3. Отличия есть и в подвижной части. На ранних машинах на бронировке противооткатного устройства (ПОУ) имеется ручка. Но довольно скоро, ещё до появления подобных ручек на крыше корпуса и башни, от неё отказались. Кроме как на этих отправленных в марте на испытания БА-10 эта ручка на бронировке ПОУ мне не встречалась.
Далее на подвижной бронировке появился ограничитель угла возвышения системы, представлявший из себя небольшой цилиндр, приваренный справа от пушки. Он был введён ещё до появления ручек на корпусе и башне и тем более до новой установки курсового пулемёта. Более того, к моменту появления новой установки курсового пулемёта ограничитель успели отодвинуть вправо, дальше от пушки.
Примерно в то же время, что и сдвиг ограничителя и появление ручек, немного изменилась бронировка ПОУ. Верхнюю пару болтов существенно сместили вниз.
В таком виде подвижная бронировка установки вооружения башни продержалась до ранних версий БА-10М включительно (тех, что с единой кормовой полкой, крышками бортовых люков доступа к двигателю с одной завёрткой и петлями башенного люка на двух заклёпках).
Затем бронировку ПОУ снова поменяли. Причём, болты подняли почти на прежнее место, но не совсем - чуть выше и ближе к пушке:
Тут можно обратить внимание ещё и на несколько разную форму вырезов в неподвижной бронировке. Однако у меня нет уверенности, что это именно конструктивное изменение, а не особенность исполнения детали.
На этом эволюция бронировки вооружения башни БА-10 и БА-10М, судя по доступным мне фотографиям, вероятно прекратилась.