Новейшие научные разработки позволяют не только перемещаться со скоростью, превышающей скорость света, попутно схлопывая пространство, но и заглядывать в глаза первородному хаосу. Варп-сторонники были бы в восторге!
«Сквозь горизонт» 1997 года за авторством небезызвестного мужа королевы зомби-муви Милы Йовович - Пола Андерсона опоздал на мой личный поезд просмотра лет так на пятнадцать-двадцать. Увидеть бы его в те времена, когда «Чужой» и «Восставший из Ада» в наше стране все еще громогласно гремели, то восторгам не было бы предела.
Посудите сами: технологическое будущее, космические перелеты, загадочные сигналы из космоса с заброшенных экспериментальных кораблей, чертовщина, которая вот-вот прорвется из реальности иллюзий в наш с Вами мир и литры крови и увечий, словно специально созданных настолько символическими и безобразными, чтобы вводить в благоговейный религиозно-бессознательный ужас перед неосязаемым злом. Добавьте к этому чуть менее акцентированный ретрофутуризм, чем в «Чужих», звездную спасательную команду профессионалов (Лоуренс Фишборн, Сэм Нилл, Джейсон Айзекс и др.), которую сорвали в последний момент перед отпуском на секретную операцию (ой, «Дум», ой подлец) и замечательный душащий саспенс, одновременно нагнетаемый и внешними факторами (загадочным исчезновением экипажа, странным посланием и открывающимися необычными фактами о корабле), и внутренними (ментальными), охватывающими все скелеты в шкафах членов спасательной команды.
Если бы это еще и вместе сочеталось так, как рисуются в голове лучшие научно-фантастические экземпляры. «Сквозь горизонт» частенько грешит тем, что не становится чем-то единым, а так и остается той самой ртутной амальгамой. Сначала фильм честно говорит о том, что он чистейшей воды псевдонаучная околофантастика лента: картина осыпает зрителя сложными терминами, вводит в будни спасательной команды и ее быта (атмосферных, к слову, и явственно вдохновленных фильмами про ксеноморфов) и с интересом заставляет следить за профессиональными навыками персонажей по стыковке, исследованию и выживанию в экстремальных ситуациях.
Более того, «Сквозь горизонт» не боится даже пошутить, когда это необходимо, чтобы побыстрее стань ближе к зрителю. Хороший тон ведь задали в начале, посмотрите сами!
- «Сквозь Горизонт» был создан по секретному правительственному проекту... Он может развить скорость выше скорости света.
- Не понял... Простите. - Понимаете, это ведь невозможно. Закон относительности говорит о невозможности таких перемещений.
- Да, относительности. Мы не можем нарушить закон относительности. Но мы можем обойти его. На самом деле корабль не движется быстрее света. Он создает пространственные ворота, которые позволяют мгновенно перепрыгивать из одной точки вселенной в другую, находящуюся за сотни световых лет.
- Как?
- Это трудно. Это чистая математика.
- Попробуйте, доктор.
- Так, говоря словами непрофессионала, мы используем вращающееся магнитное поле, чтобы сфокусировать узкий гравитационный луч. Это выгибает пространство-время в соответствии с динамикой Тензора Вейля до тех пор, пока изгиб пространства-времени не станет бесконечно большим, и мы создадим точку сингулярности. Теперь, точка сингулярности...
- Словами непрофессионала... К черту слова непрофессионала. Вы по-английски говорите?
(с) диалог между доктором Вейром, лейтенантом Старк и лейтенантом Купером
Затем ленте надоедает быть грамотной и серьезной, и она превращается в пафосный «космический дом с привидениями» (да простит меня П. Андерсон, у которого я и подсмотрел этот термин). Резко начинают вырисовываться не самые лицеприятные подробности из прошлого героев, холодный ужас начинает закрадываться к ним в головы, а волны безумия, спровоцированные ужасающими картинами заброшенного корабля и останками экипажа, разобщают дружную команду и одного приглашенного доктора таким образом, что каждый может стать врагом каждому. Количество событий увеличивается в экспоненциальной прогрессии после относительно спокойного начала, что играет с фильмов злую шутку. Понятно, что авторы хотели ускорить темп повествования, но прием сыграл с ними злую шутку. Коридорность, темнота, неизвестная суть гравитационного ядра и зловещие предзнаменования не самого хорошего исхода настолько в определенный момент перегружают картину, что смотреть ее физически становится сложно. Иногда продираться через подобные условия, созданные режиссером, бывает даже приятно, но критическая масса бреда/сек набирается слишком быстро.
Сравните ту же «VVitch» и «Четвертое измерение ада» (зачем я смотрел второе, Господи) и поймете о какой стороне «неизбежности» и «вязкости» я говорю.
И, наконец, третья ипостась фильма - хаотическое истребление, фанатические рассуждения о том месте, где побывал «Сквозь горизонт» (побывал, честно говоря, в месте худшем, чем Ад) и фантасмагорический сплаттерпанк, балансирующий на грани Баркера/Лавкрафта (спасибо, что без хтонизма и Йог-Сотота). Превращаясь в кровавое месиво, фокусируясь на нем, «Сквозь горизонт» теряет все свое обаяние и загадочность, обнажая, как кости, множественные недочеты.
То тут, то там начинает звук раздаваться в космосе, космонавты летать на баллонах аки Мэтт Деймон из «Марсианина», разница давления в шлюзах нужна лишь тогда, когда это снимают, огонь горит также как на Земле и т.п. Однако в защиту картины могу сказать, что спецэффектов, травмирующих мозг, было по-минимуму. Все выглядело достаточно аутентично, хоть и вполне простовато. С другой стороны, «Матрица» уже два года спустя (1999 г.) показала значительный скачок в графике и визуальных возможностях. Можно было хотя бы корабли снимать не на столь очевидных миниатюрах?
"Интерстеллар" отнюдь не был столь оригинален в своих идеях использования "кротовых нор". До него был "Горизонт событий", а еще раньше - великая "Космическая одиссея 2001" Кубрика-Кларка.
Впрочем, не настолько «Горизонт событий» плох, как могло показаться из моих рассуждений. Абсурдность многих моментов хоть и не сглаживается происходящими событиями, но в какой-то степени спасает от абсолютного затухания. Начинает работать принцип «так плохо, что аж хорошо»! Это виднеется и в сценах убийств, и в кадрах альтернативных воспоминаний, и в логике поступков (взрыву и починке «Льюис и Кларка» в плохом смысле аплодировать можно).
Научной фантастикой к концу фильма практически перестает пахнуть, т.к. на первый план выходит одержимость злом и все вытекающие из этого невероятные события (особенно возвращение доктора Вейра - это такой бред). Интересно было бы узнать, что в итоге представлял бы из себя фильм, не вырежи из общего хронометража Андерсон кучу сцен с кровавой расчлененкой и пытками а-ля «Восставший из ада». Такое «кровавое порно» явно пришлось бы по вкусу определенной категории зрителей, к которой, увы, себя я отнести не могу.
И дело не в том, что это отвращает или что-то подобное. Ты ждешь конкретики от заявленного жанра, от целой плеяды знаменитых актеров, а получаешь ответ «Потому что так надо» на вопрос «Как работает это устройство?». Если Вы ждете, что хотя бы актеры Вас не разочаруют, то тут я, пожалуй, сдержанно промолчу, потому что их игра такая же полярная в разные моменты, как и сам фильм. Она то тяжелая, медлительная, невыразительная, как бетонный блок, то неожиданно легкая, естественная и вполне соответствующая контексту.
По совокупности своих достижений «Сквозь горизонт» все же встал в один ряд с более известными фильмами жанра, оказывая явное влияние на такие фильмы, как «Пандорум» и «Парадокс Кловерфилда», или игры («Dead Space», из дополнительных материалов к которому я и узнал про сей фильм). Однако истинной синергии так и не случилось: все больше утопая в пафосе кровавого безумия, значение самого сюжета и персонажей в нем стремительно растворялось, уступая место зрелищу ради зрелища и сумасшествию «высших» целей живого корабля.
P.S. Финальная сцена достаточно неплоха, но добавляет ненужных вопросов к еле-еле законченному фильму, которому не требуется никакой сиквел или переосмысление.
Click to view