Хребты безумия. Страна призраков (Ghostland). Авторские заметки
Feb 23, 2019 05:52
Истории, рассказываемые Ложье, это всегда преодоление персонажами адской боли. Душевной или физической - ровным счетом неважно. Самое главное в этом процессе - это пройденный путь, усыпанный миллионами осколков битого стекла, по которому ходить нужно снова, и снова, и снова, и снова... До тех пор, пока человек не откроет дверь «за грань», туда, где смерть лишь меньшее из зол.
«Страна призраков» фильм очень непростой с той точки зрения, что он и одновременно похож на все, что было до него («Дом грез», «Призрак дома на холме» (больше сериальный, чем киноверсия), «Мертвая тишина», «Райское озеро», «Забавные игры», «Техасская резня бензопилой», «Хостел» и т.п.), и непохож в той эстетической надхудожественной части, делающей фильм уникальным «тремором».
Не секрет, что фильмы ужасов грешат затягиванием развития событий. Больше того - в них четко соблюдаются качели напряженных событий и спокойных и расслабляющих (иногда даже веселых) моментов. Но можно делать и по-другому, как поступил, например, 1 сезон «Американской истории ужасов», с самого старта показывая, кто в доме с кровожадными призраками хозяин. Ложье в своем новом фильме сделал так, что зрителя через 10-15 минут от начала фильма окунают головой в ледяную прорубь, держат там до практически полной потери сознания, а потом волочат по льду в одной сорочке полтора часа.
«Страна призраков» физически не дает расслабиться зрителю, максимально напрягая своей мрачной гнетущей атмосферой безумия и визуального гротескного опустошения. Мрачный двухэтажный дом, неприятного вида старинные куклы, пара маньяков, сочетающая в себе диалектическую борьбу и единство противоположностей, атмосфера безысходности, побега от реальности, отрицания действительности, отобранной не раз надежды, четкая игра светотени, позволяющей отличить реальное (холодное, тусклое и блеклое окружение) от иллюзорного (теплое и богатое, почти роскошное) и потрясающе нервное отрывистое музыкальное сопровождение, дергающее за нервы, словно нити... Эффект по своей совокупности создается настолько сильный, [спойлер]что даже выбравшись наконец-то из лап маньяков, для зрителя глазами девочек любой встреченный человек (финальный кадр в скорой помощи) становится скрытой угрозой их жизням.
Пожалуй, стоит обратить при просмотре внимание на три вещи. Во-первых, на то, что внутреннее и визуальное наполнение картины посвящено блестящему творчеству Говарда Лавкрафта. В один момент нам даже покажут самого мастера ужасов, пристрастно оценивающего одну из лучших книг главной героини Бет. Сквозной темой сумасшествия, насилия, неведомой угрозы и сопутствующего им творческого потенциала пропитан весь фильм. Блаженство заблуждения и разочарование в реальности не раз волнами будут накатывать на Вас, отметая все сомнения в том, что Ложье как никто раскладывает понятия «насилия» и «мученичества» на элементарные составляющие, ловко уводя в сторону от обычного кондового повествования «в лоб». Во-вторых, будьте готовы к тому, что картина жутка не только тем, что крови и увечий там в достатке, сколько тем, что фетишизм в ней возведен чуть ли не в абсолют. Куклы, которые я упоминал, лишь меньшее из зол. Так, один из маньяков являет собой мужскую природу при внешнем женском убранстве, второй - ребенка-садиста с телом громилы, озабоченного «игрой» с женщинами как с игрушками. Сексуальное влечение, вызываемое запахом мочи и крови - тот еще аттракцион, вызывающий лютую смесь отвращения, удивления и жалости. В-третьих, обращайте внимание на то, как Ложье работает с деталями. Режиссер берет самые распространенные приемы (старинный дом, темноту и переход между условно «параллельными» мирами) и заставляет их раскрываться не так, как обычно. Зритель боится не всего того, что я перечислил, по отдельности, как это бывает даже в самых дорогих аттракционах уровня «Астрала» или «Синистера», а некой совокупности, вплетаемой во внутреннее состояние героев. Последите, например, за классическим числом три в «Стране призраков» и приятно удивитесь постоянству мастера соблюдать традиции киножанра.
Впрочем, есть и моменты, которые показались мне достаточно слабыми и предсказуемыми. Бесконечно крутая французская певица Милен Фармер в образе Полин Келлер (ах, как она произносит «Вера», а не «Вера») была отодвинута основным сюжетным поворотом на второй план, что мне показалось просто кощунственным (я по этому же поводу гневался относительно Миранды Отто в «Проклятии Аннабель: Зарождение зла»). Ее положение в картине выдавалось ненавязчивым «ты не стареешь» или испугом бродячего пса, а влияние на происходящее она оказывала только косвенное. Еще момент абсолютно меня доставший - смерть копов, которые приходят на спасение героям. Ну сколько можно, это уже не смешно! Пожалуй, самый безвкусный сюжетный ход во всем фильме! Почему в «Забавных играх» так сделано не было??? Или в «Волчьей яме»??? Впрочем, это сугубо личное отношение, не имеющее никакого влияние на общий вывод по фильму.
«Страна призраков» - это все тот же любимый мной Ложье, открывающий в его собственном стиле новые грани мастерства. В «Сент-Анж» он говорил голосами призраков с одинокой девушкой, познавшей темную сторону аббатства-приюта. В «Мученицах» отправился за крайней степенью безысходности в поисках ответов на будоражащие религиозные вопросы (самый мой любимый фильм режиссера). В «Верзиле» довольно светлую общинную историю (не «Плетеный человек», чур) превратил в настоящую городскую легенду. В «Стране призраков» Ложье признался в любви безумию и поставил во главу жизни человека не рациональный предел идеала, а иррациональный фетиш. Низкие страсти низкими страстями, но режиссер сотворил импрессионистский шедевр в области саспенса, в который раз заставляя ломать себя и смотреть с широко раскрытыми глазами на наследие «Заводного апельсина».
P.S. Кстати, как многие знают, большие мастера никогда не добавляют в свои фильмы ничего просто так. Что, по Вашему, значит первая сцена, когда мальчик выбегает на дорогу и смотрит вслед героям на машине?