Хроники Нарнии (Лев, колдунья и волшебный шкаф; Принц Каспиан; Покоритель Зари). Авторские заметки

Jan 22, 2019 11:04

We can be the kings and queens of anything if we believe

Строчка из песни Carrie Underwood "There's A Place For Us"



Среди множества произведений про волшебные миры и невиданных существ «Хроники Нарнии» не снискали всенародной любви. Многомиллионные «Аватары», «Властелины Колец» и «Гарри Поттеры» затмили своим величием маленькую и скромную Нарнию, которая к 2014 году недосчиталась своей четвертой номерной части про Серебряное кресло и канула в гибернацию (или напоролась на перезапуск, тут еще можно порассуждать). Справедливости ради стоит упомянуть, что это далеко не первая телевизионно-экранная инкарнация цикла повестей К. С. Льюиса. Так, в 1967 году был отснят многосерийный сериал по «Льву, колдунье и волшебному шкафу»,в 1979 году снят аналогичный мультфильм, а в период с 1988 по 1990 года вышли три фильма, захватывающие еще и события вышеупомянутого предмета роскоши.

Трилогия 2010-ых годов намного ближе лично ко мне. В юношеской воспоминаниях всплывают многие кадры из этих экранизаций, поэтому найдя повод освежить память всего цикла в просмотре пропущенного некогда «Покорителя Зари», я предался сладкой ностальгии.





«Лев, колдунья и волшебный шкаф» как открывающий фильм трилогии погружает тебя в настоящую сказку, где обитают застенчивые фавны, мягко передвигающиеся по снежному покрову по своим делам, злые колдуньи, разъезжающие в повозках-колесницах, запряженных белыми медведями, и древние львы, что видели как создаются миры и умирают звезды.

Если смешать «Алису в стране чудес» Л. Кэролла, «Снежную королеву» Г. Х. Андерсена и «Северное сияние» Ф. Пулмана (или его киноверсию «Золотой компас»), то вполне можно обрисовать общую концепцию «Льва, колдуньи и волшебного шкафа»: дети из Лондона времен Второй мировой попадают в загадочную страну, где существует пророчество, что два сына Адама и две дочери Евы освободят Нарнию от столетних ледяных оков самопровозглашенной Королевы Джадис и принесут в нее мир и покой. В процессе сюжета раскрывается, что и не всем сыновьям Адама нравится Нарния, что и спасать-то четверо молодых людей никого не собираются, что и артефакты не имеют для них какой-либо ценности и благоговейного символизма.

Но! Чем и хорош первый фильм - все традиционные каноны народных сказаний соблюдены с абсолютной точностью: герои проникаются к добродушным жителям мира, сталкиваются с собственными демонами, порожденными еще в их мире, преодолевают собственные слабости и медленно, но верно приходят к новому витку своего становления через реальные и фигуральные падения и необходимые жертвы (ну и куда же без заслуженных почестей от спасенных обитателей Нарнии). Даже абсолютное деление на черное и белое сохранилось в первозданном нетронутом виде, позволяя не искать подводные камни там, где их нет. Все просто и понятно, главное - позволь чудесам твориться самим.

Тем не менее от этого фильма уж слишком сквозит новыми экранизациями «Алисы». Если в своей первой трети «Нарния» прикидывается белой и пушистой, нежной и учтивой, лаконичной и кроткой, то чем дальше, тем темнее лес. Фильм абсолютно перестает быть таким, каким лично я бы мечтал его видеть - балансирующим на грани жестокого и добродушного («Волшебник из страны Оз, как пример»), а не сваливающимся за грань кровопролития и чрезмерной мрачности. «Лев, колдунья и волшебный шкаф» строго следуют тенденциям новой волны сказок, в которых герои не чураются и руки замарать, и о романтике порассуждать, когда могут. Только вот в той же «Алисе» смесь абсурдности и фарса логично вытекала в финальное боевое сражение с драконом Красной королевы на шахматном поле в Бравный день, в то время, как шабашно-ритуальное жертвоприношение Аслана и для многих смертельная финальная битва двух воинств за будущее Нарнии стали подозрительным бельмом в изумительно красивом глазе волшебной страны. Кардиограммный ритм фильма нынче ставит меня в тупик и заставляет обратить взор на личность человека, ответственного за выпуск картины - режиссера Эндрю Адамсона.

Среди его немногочисленных работ сходу обнаруживаем практически все части «Шрека»,«Кота в сапогах» из той же вселенной и понимаем, откуда выросли ноги. Впрочем, говорить, что с «Нарнией» этот господин поступил слишком некрасиво, не стоит.

Одно из главнейших достоинств первого и, пожалуй, еще третьего фильма, но о нем немного позже (там ситуация уже несколько другая), заключается в добротной стилистической проработке. Многие его сцены были выстроены шаг за шагом вручную, спецэффекты использовали особый реквизит, а не нарисованную графику, а «Оскар» за работу с гримом персонажей говорит сам за себя. Магия Нарнии, в первую очередь, была создана на экране, она первая начинала разговаривать со зрителем, когда тот видел знаменитый фонарный столб посреди белоснежного антуража , и последней же заканчивала, когда повзрослевшие герои натыкались на него, окруженного огненной листвой, одним осенним днем. Визуальный ряд был отнюдь не уникальным, но создающим образ сказочности, притягательным своей инородностью неизведанного и контрастом с реальным миром. Кто не послушает знаменитые колыбельные фавнов, оживляющие в распаленном очаге картины прошлого!? Кто не захочет побывать на месте маленьких героев и разделить с ними радость открытия целой страны!? Кто просто так пройдет мимо милейшей говорящей четы бобров, мрачных едких гномов на подхвате у властной волшебницы или плутоватого лиса, не лишенного чести!?

Черт возьми, да жители Нарнии чуть ли не лучшее, что есть в картине! Порой забываешь, что половина из них нарисована в программе, и неосознанно проецируешь их в наш с вами мир! Лев Аслан - один из любимейших львов на экране вообще за все время существования кинематографа (выше него в сымпровизорованном рейтинге только лев из одноименного фильма с Аленом Делоном и целая россыпь львов из «Короля льва»).

Тем удивительнее было наблюдать обратную сторону этого великолепия: технические огрехи, о которые разбиваются корабли очарования. В фильме просто отвратительнейше была проведена работа с зеленым экраном, что во многих общих сценах выдавал «картонный» задник, а рассинхроны созданнных и снятых кадров и плюшевое чучело Аслана на крупном плане после его «смерти» в придачу не увидел бы, разве что, только слепой. Странно, что человек, ответственный за мультипликационный шедевр, не смог сделать все по уму в фильме, используя предыдущие наработки.

Что еще явно бросалось в глаза, так это полюсная актерская игра, которую бросало то в жар, то в холод. Если детский состав (к сожалению, основной в данном фильме) играл просто ужасно (деревянные выражения лиц, наигранный смех, заученные фразы, запоздалые реакции на происходящее, абсолютное отсутствие понятия фотогеничности в кадре), то взрослые играли именно так, как того требовала сама обстановка. Более того, Тильда Суинтон настолько перетягивала все внимание на свою Королеву, что напрочь растворила все сомнения относительно того, успешен фильм или нет. Вдохновенные монологи, игра одними глазами и просто бесподобное воплощение абсолютного зла (одни черные зрачки на весь глаз во время жертвоприношения чего стоят) в очередной раз доказывают ее какой-то совершенно космический уровень понимания персонажей (еще ни в одном фильме она не позволила себе схалтурить, хоть архетипов у нее и немного).

Перевесившие плюсы невозможно было уже испортить и неоправданно закостенелой хореографией боев, и самой простотой сюжета и мотиваций центральных лиц уровня среднесортного аниме про попаданцев, где главные герои не особо-то и смышленные, и неоправданно растянутым хронометражом, который успел и классические три прихода в Нарнию показать за 50 минут неспешного темпа, и кучу боевых и ключевых событий за 20 минут. «Лев, колдунья и волшебный шкаф» - это хоть и неидеальное моментами, но доброе и поучительное сказание, в котором есть место  храбрым героям, зову долга, подсказкам со стороны сердца и вере в чудеса. Герои в ней прямолинейны, иногда наивны, но неизменно доблестны. Только к третьей части появится понятие «трусости», а пока королями и королевами становятся только те, кто не свернул с правильного пути, а если и свернул, то понял и признал свою ошибку (это ж надо было всех предать за рахат-лукум!).



«Принц Каспиан» с подачи Адамсона шагнул еще сильнее в сторону милитаризма и привнес политиканства. Вторая часть цикла представляет собой миниатюрный «Властелин колец: Две крепости», крепко приправленный династическими интригами и борьбой за трон.

В реальном мире наши герои немного подросли, а в Нарнии прошла тысяча лет. Волшебная страна пала под натиском соседнего королевства людей, потомков выходцев из реального мира, как окажется, Аслан пропал, а последние представители вафнов, минотавров, кентавров, гномов и т.д. вынуждены скрываться по лесам и влачить жалкое существование. Про четверку наших главных героев остались только древние легенды, которые практически никто не помнит, поэтому, вновь оказавшись в Нарнии, Люси, Питер, Эдмунд и Сьюзен должны не только вернуть то, что им принадлежит по праву, но и возвести на трон Нарнии наследного принца Каспиана, т.к. рано или поздно детям придется вернуться в Лондон.

Если с сюжетной точки зрения первым фильм казался допустимо простым, то «Принц Каспиан» оказался простым и невыразительным. Место обращающей своих врагов в лед несгибаемой ужасающей Королевы, согревающее душу камео которой есть в этом и следующем фильмах, занял жадный до власти араб, столь обыкновенный, сколь и малодушный. Окружив себя несимпатизирующими ему приближенными, он весь фильм надеется на численность армии и силу оружия. Вместо полноценного сюжета мы получаем попеременную осаду крепости и превращенного в храм ристалища, а вместо красивой и сочной картинки мутное красно-серое пятно одинаковое при любом освещении и времени суток.

Главная приглашенная звезда (хотя на тот момент так, наверное, не казалось) Питер Динклейдж выполнил роль своеобразного шута и несколько расширил категорию юмора в рамках трилогии. Если в «Льве, колдунье и волшебном шкафу» юмор был малочисленный и вкрадчивый, то теперь таким звеном становится целый персонаж и все его взаимоотношения с четверкой наших героев. Построить вокруг такой удачной находки основу фильма явно не удалось бы, поэтому режиссер решил еще глубже заглянуть в души героев и вытащить оттуда сомнения уже не только в самих себе и в тех, кто рядом с тобой, но и в возможность чуда. Но нет, местные деревья-энты все также разбрасывают во все стороны неугодных, добрый волшебник приходит на подмогу, когда он так необходим (только не с первыми лучами солнца), а дух воды сносит конницу, сунувшуюся на переправу.

Хоть «Принц Каспиан» и сбавил в некоторых моментах относительно первого фильма, кое в чем он все же прибавил. Актерская игра стала напоминать что-то удобоваримое, появилась химия между персонажами, операторская работа стала значительно интереснее, разнообразившись грамотными пролетами камеры над открытой местностью, а за постановку сражений и их тактическую часть взялись куда серьезней. До уровня «Храброго сердца», «Жанны Д'арк» или «Игры престолов» контактные противостояния не дотягивают, но и стыдно не становится. Например, в кои-то веки интересно смотреть боевую дуэль (напомню, что в первой части постановочные конвульсии Суинтон и Уильяма Моузли противостоянием сложно взять, не то, что дуэлью).

Если сосредоточиться исключительно на боевых достижениях фильма, то стерпеть его возможно, проблема лишь в том, что он нисколько не короче первого. Занять весь хронометраж погонями и битвами удается с лихвой, вот только на общее впечатление это едва ли повлияет в положительную сторону. Смысловое наполнение «Каспиана» клонится к нулю, в то время как в финале зрителя ожидает довольно трогательное прощание, делающееся, вероятно, с прицелом и на тот случай, что фильм может стать последним, и подразумевающее, что нам должно быть не все равно. Честно говоря, из-за финальной песни не все равно, да и момент явно срежиссирован грамотно (кого можно было простить - простили, кого нужно было победить - победили, кто не вернется уже в Нарнию - наставляется на всю жизнь).

Такой неожиданный контраст внутри фильма снова поставил меня в тупик. Достаточно темная, мрачная и, чего уж там, жестоко-кровавая картина (чуть было опять жертвоприношение не совершили) с военизированным уклоном вдруг отпускает величественный книксен и передает привет, словно из первого фильма. Как говорится, война войной, а обед по расписанию. Быть может, это что-то бы и изменило, если бы не было третьего фильма, который на голову выше «Каспиана».



«Покоритель Зари» - это удивительно правильное фэнтези. С драконами, с пиратской тематикой а-ля «Пираты Карибского моря: На странных берегах» или «Сказание Земноморья», с абстрактным врагом, которого как бы и не существует на самом деле, с правильными выводами относительно своих страхов и сожалений, с новым подходом к повествованию, с новым главным героем! «Покоритель Зари» хоть и сделан строго по учебнику (у нескольких героев параллельно назревает и разрешается свой кризис, препятствия формируют новую личность и т.п.), но невозможно кинуть за это камень в огород третьего фильма.

Это в буквальном смысле глоток свежего воздуха со своими собственными придумками на фоне душного противостояния во второй части. Здесь вновь есть магия, вновь есть обаятельные персонажи, вновь все живет, дышит, искрит эмоциями и разнообразием ситуаций. Здесь даже второстепенные персонажи не просто создают фон, а плетут свою второ- и третьестепенную линию повествования, которая к тому же еще и логично завершается.

Смена режиссера освежила взгляд на франшизу в целом - она вновь стала такой, какой и задумывалась: о вечном, о временном, о великом и приземленном, о личных переживаниях и глобальных задачах, о жизни и смерти, о вопросах, которые остаются без ответов, о взрослении, о друзьях, о родстве, о будущем и о судьбе. Так много всего умещается в одном фильме и так мало всего кажется в итоге! Хочется еще и еще, но фильм с легкостью пролетает и незаметно растворяется в воздухе как приятнейшее из воспоминаний.

Посмотрите на то, насколько «Покоритель Зари» наполнен светом! И не только душевным. Игра света и тени здесь буквальная: остров зла и тюрьма исключительно мрачные и темные, просторы океана, острова и города по-максимуму освещаются. Среди «случайных акцентов» яркая звезда в небе, золото (очень много золота, больше уже и не надо), огонь дракона и сам дракон, апельсин и яркие паруса корабля с изображением солнца. Большинство невербальных маркеров тянется к свету, а все самое злое (проследите) происходит ночью, в помещениях (с колоколами), ущельях или в пещерах.

В «Покорителе» стало еще больше ироничного юмора, который не выглядит чужеродным; в нем практически нет логических ошибок (единственная - с воплощением страхов на острове... Неужели никто больше ни о чем не подумал из всего экипажа корабля?), и у него действительно трогательная (теперь уже полноценно) концовка, которая подготовила хорошую основу для будущих продолжений.



На сладкое - кадр из самого финала. От такого соблюдения правила третей может случиться визуальный экстаз

Также в «Покорителе» лучшая из всей трилогии операторская работа. Смотреть картину - одно удовольствие, даже если отключить звук и выбросить всех персонажей (пора мне «Древо жизни» пересматривать).

Я тысячу раз пожалел, что не посмотрел заключительную часть трилогии ранее, но так ли это важно? Обидно, но сейчас «Покоритель зари» не сможет удивить умудренного опытом зрителя хоть чем-то. На контрасте с предыдущими частями он выглядит намного лучше, чем в отрыве от всего. С другой стороны, так ли много хорошего фэнтези выходило в последнее время? Что-то очень сомневаюсь, куда проще сделать обыкновенную бытовую драму или полицейский боевик. А вот в случае со «Львом, колдуньей и волшебным шкафом» ситуация меняется: фильм оставил свой отпечаток в истории, повлияв в какой-то степени на все, что выходило после него.

Если подводить какие-то итоги, то первый и третий фильмы, как наиболее фантастические, понравились мне более всего, даже несмотря на то, что я, в принципе, никогда не был против хорошей потасовки в сеттинге прошлого или будущего. Сюжет слишком важная часть фильма, чтобы его игнорировать, плюс все подвязки влияния мира на героев во второй части были начисто упрощены, оставшись в зачатке (на уровне «выпусти из зеркала Королеву, других шансов победить нет»). «Нарния» хоть и задвинута в дальний ящик, хоть и не предполагает огромных масштабов и зубодробительных поворотов, как подростковое поучительное кино работает идеально. Современная обертка для сказок должна быть именно такой, хоть и с небольшими оговорками касательно личного вкуса.




К. С. Льюис, Уильям Моузли, Бен Барнс, ego_drakonis, колдунья и волшебный шкаф, Руслан Зырянов, Скандар Кейнс, the walt disney company, Серджо Кастеллитто, Гарри Грегсон-Уильямс, 2010, the voyage of the dawn treader, the lion, Фэнтези, Покоритель Зари, Лиам Нисон, Джеймс Макэвой, Избранное, walden media, Хроники Нарнии, 2005, Анна Попплуэлл, Семейный, Кино, Дэвид Арнольд, 2008, Эндрю Адамсон, Тильда Суинтон, prince caspian, note, Джим Бродбент, Принц Каспиан, Джеймс Космо, Майкл Эптед, Уилл Поултер, 20th century fox, the witch and the wardrobe, Приключения, the chronicles of narnia, Лев, Джорджи Хенли

Previous post Next post
Up