Очевидное и невероятное: берем целевую аудиторию «Дивергентов», «Инсургентов» и «Бегущих в лабиринте», сгущаем краски таинственным инопланетным вторжением, делаем все, чтобы главные и второстепенные герои чувствовали себя участниками «Голодных игр», добавляем щепотку романтических взаимоотношений «Сумерек» и на выходе получаем... невозможно зевотный до боли в скулах постапокалипсис, в котором подросткам отведена ключевая роль.
И я бы даже допускал возможность того, что при катастрофах или прочих чрезвычайных ситуациях выживают самые подвижные и здоровые члены общества, но чтобы представить это настолько разобрано и нелепо, нужно очень сильно постараться. В данной ситуации намного проще перечислять все то немногое, что фильму удалось (хватит двух пальцев), но пересилю себя и коротко пробегусь по всем подмеченным недочетам.
1. Базис картины - постапокалипсис. Земля поочередно переживает выжигающий все приборы электроимпульс, повсеместные наводнения, модифицированную форму вируса, захват тел землян инопланетными организмами и ожидает пятую волну - нечто, что поставит крест на дальнейшем существовании цивилизации. При всей серьезности ситуации фильм ни разу не создал настроение гнетущей безысходности, даже не попытался показать разрастающуюся панику и практически полностью убрал человеческий фактор с экрана. Добрые 70% хронометража мы будем поочередно наблюдать за приключениями Кейси в исполнении Хлои Морец и ее школьного друга Бена, который волей случая оказался в «одной лодке» с младшим братом Кейси. Никаких массовых паломничеств в безопасные места, никаких бедствующих, никакой жизни в фильме нет и быть не может. На несколько мгновений авторы показывают вложенные деньги в форме волн, сминающих под своей тяжестью прибрежные небоскребы и Тауэрский мост, а затем снова возвращаются в солнечные похождения Кейси, что-то в очередной раз записывающей в свой дневник путешественницы.
2. Как бы я не относился к «Голодным играм», отыгрывать роль в них умели: и Лоуренс удавалось попадать в образ волевой девушки, прошедшей все круги ада на пути революции, и Дональд Сазерленд представлялся безумцем, упивающимся властью и изящностью формулы игр, а ведь были еще и Сеймур Хоффман, и Джуллиана Мур, и Вуди Харрельсон, и Стэнли Туччи, и Натали Дормер... Этот список можно продолжать бесконечно лишь с той целью, чтобы показать всю ослепительность каста. А что есть у «5-ой волны»? Без особого цинизма констатирую, что Хлоя Морец. Попали ли она в образ? Нет. Могла ли попасть? Нет. Абсолютно не ее роль и не тот уровень. У меня еще свежи флешбеки от чудовищной экранизации «Кэрри», а здесь Хлоя просто смягчила «надрыв», если его можно таковым определять. Остальные же актеры играли нарочито приторно, слащаво (а как будут играть подростки с приятными мордашками в подростковом кино?) и без особого энтузиазма. Лев Шрайбер непонятно что забыл в этом детском саде, отбыв чрезмерно стандартный номер плохого парня-инопланетянина.
3. Фильм, в котором диалоги пишет шестилетний ребенок по уровню смыслового наполнения, не может завлечь абсолютно ничем. Ни одной глубинной мысли или размышления, причины-следствия «потому что мы можем» и сюжетные повороты уровня «я всю жизнь был слеп, как же я раньше не понимал». Чтобы не быть голословным, приведу пару примеров. Момент первый: Кейси на глазах у смазливого красавчика Эвана разрезает ножницами бинты и начинает менять повязку. Эван: «Давай я тебе помогу». Забинтовывает ногу и спрашивает: «У тебя есть ножницы?». Момент второй: Взрослых собирают в столовой военные и говорят, что среди них могут быть пришельцы. Чтобы это выяснить, необходимо размещение в специальном лагере. Кейси в этот момент оказывается снаружи собрания и не знает что там происходит. Одним событием позже закадровый голос главной героини сообщает, что она отправилась в леса, где пряталась от инопланетян в форме людей (их показывают со снайперской винтовкой). Занавес. Как видите, с логикой у фильма далеко не все в порядке, и это естественно не единственные примеры, я бы, например, подискутировал насчет способности военных добыть новую электронику для вертолетов и машин после первой волны.
4. Абсолютно невнятный финал, в котором растеряли нескольких ключевых персонажей и толсто намекнули на продолжение. И действительно: «5-ая волна» - это всего лишь первая книга Рика Янси с этими героями. Есть еще «Бесконечное море», которое, я очень надеюсь, так и не увидит свет. Снова наблюдать за доморощенным треугольником Белла Свон - Эдвард Каллен - Джейкоб Блэк я не смогу чисто физически. Треугольника, если говорить начистоту, пока что и нет, но явно подразумевается в дальнейшем.
5. Минимум значимых действий. Картина могла себе позволить хотя бы казаться не такой вялой, но не смогла справиться и с этим. Одна группа героев весь фильм просто ходит, вторая - проходит армейскую подготовку и действует по лекалам одной из серий «Черного зеркала» (3 сезон, «Никто не хотел умирать»). В финале обе группы встречаются. В страшном сне не увидеть настолько безмотивационное кино, так вот это почти оно - пытка, длящаяся добрых два часа.
Я могу сходу назвать Вам десятка три фильмов про нападение инопланетян, и там не будет ни одного скучного. Обычно режиссеры стараются сделать такие фильмы яркими, эмоциональными (за человечество же воюем!) и живыми. Как и в случае с лучшими фильмами про зомби, они, в первую очередь, про людей, что человечность, про надежду, про выживание, про все то, что в самом финале озвучила Кейси, но так и не было показано в «5-ой волне» хоть на секунду. Если хотите чего-то схожего, но куда более занимательного, обратите свой взор на «Четвертый вид» с Милой Йовович. Там Вам и Аляска, и актерская игра, и тайны, и полный набор интереснейших вопросов и предположений, а что взять у фильма, в котором даже инопланетян не могут нормально показать - я не знаю. Опускаются руки, честно.