С едой не играют. Ведьмы из Сугаррамурди (Las brujas de Zugarramurdi). Авторские заметки

Nov 22, 2018 20:41





Несмотря на отчаянное положение тройки главных героев (четверки, если считать перетрусившего пассажира за кадром), не создается ощущение абсолютной безнадеги и депрессии. Жажда жизни, как она есть!

Приурочить просмотр «Ведьм из Сугаррамурди» хотелось аккурат к празднику Всех святых, однако в планы как всегда вмешалось провидение, поэтому с солидным опозданием, но с чистым сердцем спешу поделиться с Вами мыслями относительно просмотренной картины. Выбор пал именно на нее, т.к. «Ведьмы» представлялись наиболее интригующими и нестандартными из довольно большого списка фильмов о ведьмах и колдовстве, любезно составленного одной замечательной знакомой («Мрачные тени» Тима Бёртона, которые также присутствовали там, на фоне данного фильма выглядят настоящими рок-звездами).

И действительно: картина заслуживает во много раз большего внимания, чем имеет. Восемь премий «Гойя» из десяти номинаций в 2014 году, гран-при Брюссельского кинофестиваля, а также любовь европейского кинокритика (не в пример зрителям) подогревали настоящий азарт к просмотру. По его итогам могу констатировать одну вещь - фильм меня удивил! Хотя... Здесь больше подойдет «шокировал»!



«Ведьмы из Сугаррамурди» нужно четко разделять на три смысловые, темповые и эмоциональные составляющие. Создается впечатление, что из обычного, казалось бы, комедийного фильма ужасов попытались сделать огромный комплексный гротеск, далеко выходящий за рамки жанра и здравого смысла. Чтобы было более понятно и наглядно, представим вышеупомянутые три части, из которых состоит фильм, в виде бойцов легкого, среднего и тяжелого весов.



Итак, легкий вес - завязка истории. Несколько бравых испанских молодцев решают, что для полного счастья им не хватает всего-то пару тысяч евро, которые так соблазнительно подмигивают с витрин одного из ломбардов. Переодевшись аниматорами, почти организованная преступная группа выходит на улицы Мадрида, чтобы совершить свое «ограбление века». Если Вы думаете, что от всего этого веет серьезностью проработки операции и напряженным ожиданием, то глубоко ошибаетесь: от первой трети «Ведьм» просто разит легкомысленностью. «Иисус», он же Хосе, не предупредив партнеров, берет на «задание» своего маленького сына Серхио, который докладывает о важных движениях внутри наблюдаемого объекта прямо по телефону. Снаружи сигнала от Хосе и прибытия инкассации ждут «Пластиковый солдатик» Антонио, «Спанч Боб» с Узи наперевес и «Человек-невидимка».

Совершить нападение все же удается: Хосе хватает огромную охапку золотых колец и браслетов, Серхио размахивает настоящими пистолетами во все стороны, «Спанч-Боб» получает очередь от органов правопорядка прямо в... поролон, а «Человек-невидимка» спасается что есть сил в неизвестном направлении. Хосе, Антонио и Серхио удается прорваться к машине, но на ней уезжает девушка Антонио, даже не дождавшись своего парня и не представляя, чем тот занимается. Для горе-грабителей остается лишь один путь - взять чужую машину. В этот момент им подворачивается такси с пассажиром на заднем сиденье. Так, таксист Мануэль и Кончи оказываются втянутыми в самое опасное и смертельное приключение в их жизни на пути .

Главными отличительными чертами первой трети «Ведьм» являются потрясающее чувство юмора создателей картины и значительная скорость происходящих событий. Шутки используются, может, и не самые тонкие и изящные, зато всегда попадающие в цель своей жизненной правдой, затрагивающей отношения с женщинами, воспитание детей и поиск своего места в мире. Такого потока позитивных эмоций, буквально льющегося из экрана, я не встречал уже давно! Раз за разом ты не успеваешь утереть искренние слезы счастья от иступляющей до дурноты идиотии, как подкатывает новая порция острот и самой честной иронии. Словно наркотик, разъедающий вены изнутри своей колкостью, картина пленяет тебя ненавязчивостью, простотой жизненных позиций и бешеным ритмом, за которым и продохнуть-то толком не успеваешь, растянувшись в глупейшей из улыбок.

Такое положение дел - полбеды. Весь приведенный набор особенностей так хорошо не работал бы, не обладай КАЖДЫЙ из персонажей (не важно - основных или второстепенных) мощнейшей харизмой, складывающейся, как мозайка, из мелочей, которые снова и снова приоткрываются для зрителя. Например, кто-то из героев зачитывается Космополитаном (и не только маленький Серхио), кто-то не совсем успешен у слабого пола из-за проблем в постели, кто-то слегка трусоват и не может принять хоть какое-то решение в трудной ситуации, кому-то осточертела его жизнь, и он решает плюнуть на все и присоединиться к беглецам, а кто-то мечтает просто обеспечить своему сыну лучшее будущее (пути достижения этой цели, сами понимаете, сомнительные, но какова формулировка!).

На экране прямо перед нами происходит создание особого первородного братства, единения, построенного на взаимности интересов и целей, общности представлений о судьбе и особенностях выживания. Тем и прекрасен фильм: в нем четко улавливается желание героев быть самими собой даже под влиянием внешних угроз и ловить каждое мгновение жизни, как последнее.



Но тут в игру вступает боец среднего веса - встреча героев с басксими ведьмами, испокон веков живущих в муниципалитете Сугаррамурди. Темп повествования постепенно замедляется и обрастает таинственными деталями. Общие светлые тона сменяются исключительно темными, а современная Испания настоящей глушью с тавернами и готическими замками, в которых и мобильной сети нет, и о спутниковом телевидении не слышали.

В головы героев начинают вкрадываться подозрения, что это место не так просто, как кажется, и пора рвать когти, но подвезти случайную попутчицу к ее фамильному замку все же приходится. Там-то герои и забывают свое золото, за которым придется возвращаться, за что и расплачиваются своей свободой и, возможно, жизнью, ведь из них может выйти отличный обед для общества сведующих в темной магии.

Если общее настроение так или иначе меняется, юмор никуда не исчезает. Глаза, подглядывающие за тобой из сливного отверстия, безумные деды, жарящие на сковородке то кредитки, то ключи, сексуальные ведьмы, ищущие «бабочек в животе», давние традиции по запеканию детей с яблоком во рту на лопате в печи - это далеко не полный перечень безумств, творящихся на экране. Картина поворачивается к тебе то одной безумной стороной, то другой, перерастая в веселое и очень обаятельное знакомство с последними часами главных героев. Они однако умирать не собираются, и ищут пути побега: среди общих предложений есть совращение Евы (хотя эта ведьма сама кого угодно совратит) и исполнение пророчества, путем спихивания всех описываемых в нем черт ключевых персонажей поочередно друг на друга - все ради дополнительным минут на обдумывание!

А время тянуть есть зачем! На помощь Хосе едет его бывшая жена, увидевшая бесчинства ее мужа и сына по телевизору в больнице. Разъяренная, она вычисляет примерное расположение телефона сына по трекингу и отправляется в погоню. За ней также увязываются два копа-недотепы, которые, как окажется позже, испытывают друг к другу неоднозначные чувства. После «Конца ****ого мира» (аналогичная, только женская пара детективов) я уже почти полностью уверен, что Европу заразила толерастия головного мозга, не иначе.



Наконец, на арену выходит тяжеловес, олицетворяющий последнюю треть фильма - шабаш ведьм. «Ведьмы из Сугаррамурди» перерастают в эзотерическое, эмансипативное и абсурдное нечто. Темп падает настолько, что картина превращается в созерцательно-ритуальную. И это тот еще вопрос: нам в действительности показывают достаточно протяженный процесс, сопровождаемый вызовом потусторонней сущности и перерождения сына главного героя в «троянского коня» для человеческой расы.

Выглядит это диковато, чужеродно, но на контрасте фильм играет очень проницательно, не забывая и про то, что это все же комедия, хоть и крайне странная. В чистом виде черной ее сложно называть из-за определенного светлого отношения режиссера к своим героям. Творящееся на экране схоже с входом в транс, в котором всплывают ваши самые неудобные мысли и запретные желания. Чисто физически за этим наблюдать не очень-то и приятно, даже несколько противоестественно, но оттого и запоминается в разы сильнее, чем набившие оскомину клише.

Финал также ставит в рамках картины совсем расплывчатую точку, перерождающуюся в многоточие. То, чем оборачивается для каждого из героев эта история, настолько нетипично, что удивляешься, как к такому могло вообще придти. С одной стороны, герои обновились, обратив свои лица в сторону новых возможностей, с другой, зла в мире стало куда больше, чем было до этого. За подобное «Ведьм» можно только хвалить. Картине удается рвать шаблоны один за другим, представляя все новые и новые возможности для фантазии.

Во-первых, фильм и не ставил цель традиционно следовать канонам составления истории. В ней есть абсолютно все, чтобы быть цельной, изменяющейся и логичной ровно настолько, чтобы закрывать глаза на недочеты в сценарии, связанные с поступками персонажей. Небольшое «Шоу Бенни Хилла» яркое тому подтверждение.

Во-вторых, концепт поучительного кино исполняется на ура. Искали сильных женщин? Получайте, целое капище! Искали высказывание про взаимоотношения между мужчиной и женщиной? Есть «Иисус», есть Ева, есть бывшая жена-змея, есть яблоки и прочие аллегорически-религиозные атрибуты! Искали формулу счастья? Пожалуйста, только не уверен, что Вам подойдет!

В-третьих, ирония настолько тесно сцепляется с жизненными принципами в этом кино, что без нее просто не представляю себе другое развитие событий. В этом, мне кажется, и есть что-то незримо важное, что упускается в каждодневной суете. Без абсурда и чувства чего-то нового сложно добиться более-менее значимого. Нужно относиться куда проще ко всему, и мир будет открываться с таких позиций, когда ты хотя бы не на коленях.

По этим причинам я не могу ругать «Ведьм из Сугаррамурди» хоть за что-то. Да, легко признавать, что картина не идеальна. Если трансформирующийся и галопирующий темп повествования можно приписывать авторской задумке, то бегающие по потолку, стенам и сражающиеся под сводом пещеры ведьмы выглядят нелепо. Убогие анимации движения и явное ощущение тросов портят впечатление своей бюджетностью, но неужели настолько, чтобы отворачиваться от самой идеи фильма?!

Ни в коем случае! Такие маленькие шедевры по-настоящему заставляют восхищаться своим исполнением и вдохновенной игрой актерского состава. Невооруженным взглядом определяется, какое удовольствие получала съемочная команда, сколько сил было вложено в то, чтобы фильм получился именно таким: странным, контрастным и уникальным. Он не претендует на граничащую с философией глубокомысленность, но запускает свою когтистую лапу в самые разные области жизни, ставя под сомнение популярное решение вечных вопросов. Если Вы еще не успели приобщиться к ведьмовскому кругу Сугаррамунди, то сейчас самое время!



Уго Сильва, Кино, Карлос Аресес, Габриэль Анхель Дельгадо, la ferme! productions, Тереле Павес, ego_drakonis, witching and bitching, Руслан Зырянов, Каролина Банг, note, telemadrid, Хайме Ордоньес, Хоан Валент, Марио Касас, Canal+ España, las brujas de zugarramurdi, Ведьмы из Сугаррамурди, Пепон Ньето, arte France Cinéma, 2013, Избранное, Комедия, Фильм ужасов, Макарена Гомес, Алекс де ла Иглесиа, Кармен Маура

Previous post Next post
Up