о боли

Apr 04, 2008 00:42

Почему мы вообще можем говорить о сходстве ощущений физической боли и чисто символических (=психических) переживаний? Почему это сравнение так настойчиво воспроизводится в культуре в том числе и в индивидуальном модусе? Кажется, что все дело в том, что боль понимается как некий сигнал к осмыслению, очень мощный сигнал, требующий очень острого и ( Read more... )

Leave a comment

Comments 13

nadeyka_sh April 3 2008, 23:46:30 UTC
мне кажется, что боль душевная напрямую подобна боли физической, также как душевная рана - это не фигура речи. Она заживает долго и нуждается в правильном лечении, иначе загноится, даст осложнение и ОТРАВИТ жизнь ( ... )

Reply

shin1 April 4 2008, 05:07:41 UTC
вот и мне кажется, что есть душевная боль, бьющая не меньше фзической.

Reply

egmg April 4 2008, 10:56:55 UTC
Не меньше, разумеется, но это другое.

Reply

egmg April 4 2008, 10:56:27 UTC
Не знаю, я думаю, что это все же очень мощное влияние языка описания на восприятие совершенно разных процессов. Все же одно дело, когда руку обожжешь, а другое, когда тебя отверг возлюбленный. По силе неприятных ощущений эти вещи могут быть очень схожи, но природа у них разная, да и ощущения разные, просто смешиваются в голове. Это именно так - смешиваются в голове. В мозг поступают сигналы, которые он должен интерпретировать, если у нас существует паттерн - лекало на определение ощущений в языке, то мы под это лекало и подгоняем полученные импульсы. Называя душевную боль болью, мы тем самым подгоняем интерпретацию сигнала под то, что еще называется болью в языке. Разумеется, это не случайная омонимия - в языке ничего случайного не бывает, он системен. Но это обманка. Что такое душа? Вы можете дать определение? По мне, душа - это язык во всех его сугубо персональных, то есть эмоциональных обертонах. Душевная болезнь - это сдвиги относительно некоей средней коллективной нормы языкового употребления. Вот как-то так.

Reply


areopagitus April 4 2008, 10:36:56 UTC
И в подтверждение снова упомяну две реалии из своего недавнего опыта.

Боль, как известно, в долгих переходах - постоянный спутник. И отношение к ней у каждого индивидуальное. Но в основном там два лагеря. Первые, которые считают боль атрибутом и стараются не избегать ее. Для них она определитель, индикатор присутствия. Эти люди и придумали один из девизов: No pain, no glory. Вторые, логично предпочитают ее избегать и по каждому поводу делают перерывы и залечивают повреждения, чтобы пройтит еще три-четыре дня и снова повторить круг терапии. Первые этого не делают, чисто из экономии времени и нерентабельности процесса: все равно ведь потом снова будет больно. Но в случае, когда боль и опухшие суставы мешают идти, они все-таки стреляют у вторых анаболики. А когда дейтсвие анаболиков заканчивается, в ход идут как раз молитвы.

Reply

egmg April 4 2008, 10:58:40 UTC
Да, очень интересное наблюдение. Разное отношение к боли - жить с болью и постоянно ее отменять. А ты не можешь немного классифицировать и описать психотипы тех и других

Reply

areopagitus April 4 2008, 11:25:46 UTC
Психотипы определялись целями предприятия. Стискивали зубы и шли те, которые пришли в паломничество. У них цель была духовная. При том что немногие из них были верующими католиками. Но все осознавали преодоление запрограмированных километров, как очищение, как завершение круга, как поиск ответов. Нежились и охали те, которые приходили на Камино из интереса, относились к нему, как к физическому маршруту, на котором люди говорят на непонятном языке. Уровень дилетантов был достаточен и среди первых и среди вторых. Но первых доводила до пункта назначения цель, которая была глубже и объемнее, чем поверхностный интерес вторых ( ... )

Reply

egmg April 4 2008, 11:32:20 UTC
Ага, спасибо. Так и сделаю, почитаю.

Reply


(The comment has been removed)

egmg April 4 2008, 17:06:52 UTC
Дайте источник какой-нибудь побазовее на термин суженного сознания.

Reply

(The comment has been removed)

egmg April 4 2008, 18:43:55 UTC
Спасибо!

Reply


Leave a comment

Up