во-вторых, - фиванский сфинкс напротив здания Университета;
Обязательное:
Упоминание здесь изваяний сфинксов поддерживает и развивает египетскую тему повести О. М. Сфинксы - одна из самых известных достопримечательностей Петербурга - поставлены вовсе не напротив здания Университета, а дальше по Университетской набережной Невы - напротив Академии Художеств. Ошибка памяти в данном случае исключается, ведь будущий автор «ЕМ» несколько лет учился в петербургском университете, так что расположение объектов на набережной было ему, без сомнения, детально известно. Перемещенные в «ЕМ» с их исконного и законного места, сфинксы, по-видимому, представляют собой эмблему той поэтики сознательной неточности, которая исповедовалась О. М. в повести, зачастую оттеняясь документальной скрупулезностью (например, при назывании фамилий петроградских обывателей; см. в нашем комментарии выше). Может быть, стоит обратить внимание и на то, что в "ЕМ" автор оставляет сфинкса в одиночестве, без пары, по-видимому, по примеру Александра Блока, как автора ст-ния "Пушкинскому дому".
О любовных свиданиях, назначаемых петербуржцами недалеко от изваяний сфинксов, читаем, например, в ст-нии Николая Агнивцева «Вдали от тебя, Петербург!..»: «Ужель мечтательная Шура // Не оставляла у окна // Вам краткий адрес для Амура: // “В. О. 7 л. д. 2-а?” // Ужели вы не любовались на Сфинксов фивскую чету? // Ужели вы не целовались // На Поцелуевом мосту?». «Александровская колонна» (см. в нашем комментарии далее) и «гранитный сфинкс над Невой» соседствуют в ст-нии Георгия Иванова «Петроградские волшебства»; Сфинкс и некая неназываемая «арка» (см. в нашем комментарии далее) - в ст-нии Александра Рославлева «На Неве»; «древний сфинкс» и Медный всадник (см. в нашем комментарии далее) - в ст-нии Александра Блока «Пушкинскому дому».
Дополнительное:
Сфинксы - самый древний памятник Петербурга, возраст которого насчитывает около трех с половиной тысяч лет. Возможно, именно с ними связано рассуждение О. М. о местах свиданий, «освященных давностью». Раньше они украшали аллею сфинксов, ведущую к дворцу Аменхотепа III, фараона XVIII династии (1419-1383 гг. до н.э.) Лицам сфинксов, вероятно, были приданы черты самого Аменхотепа, их головы венчают короны Верхнего и Нижнего Египта, а иероглифы, высеченные на статуях, означают титулы Аменхотепа. Сфинксы были найдены в Фивах в ходе археологических раскопок 1820 г. Вскоре они оказались в Александрии, где их рассчитывали выгодно продать представители английской миссии в Египте. Там сфинксов увидел русский офицер А. Н. Муравьев (1806-1874), совершавший паломничество по святым местам, благодаря энергии которого они с огромными трудностями были приобретены русской казной за очень высокую цену. Сфинксы весом в 62 тонны были доставлены в Петербург на специально оборудованном для этого судне. Плавание до берегов Невы заняло целый год, и в 1832 г. сфинксы были временно помещены во дворе Академии художеств. Тогда же на Университетской набережной напротив Академии художеств решили устроить широкую пристань. Ее проект составил К. А. Тон. Пристань должны были украшать бронзовые фигуры коней с укротителями. Впоследствии эти скульптуры оказались на Аничковом мосту. А здесь в 1834 г. разместили доставленных из Египта сфинксов. На набережной Невы Тон соорудил высокие гранитные пьедесталы специально для древних изваяний. На каждом из пьедесталов высечена надпись: «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град святого Петра в 1832 году».
Комментируемый фрагмент "ЕМ" отчасти перекликается с образным рядом ст-ния Б.Пастернака «Тема» из пушкинского цикла книги «Тема и вариации» (1916-1922). Море и сфинкс - главные его элементы. У Пастернака также заявлен мотив свидания: это прежде всего свидание Пушкина с морем, но очевиден и любовный подтекст, связанный с поцелуями: «Шум и чад и шторм взасос», «На сфинксовых губах - соленый вкус // Туманностей. Песок кругом заляпан // Сырыми поцелуями медуз». Характерно, что в этом цикле Пастернак тоже прибегает к поэтике неточности.
<Комментарий составлен А. С.-К. и alik_manov>