Темербекова А. А. Социальные сети в образовательном процессе как ресурс формирования ИКТ-компетентности личности : монография [Текст] / А. А. Темербекова, Л. А. Алькова, В. А. Чистякова, О. К. Сазонова, О. В. Остапович, В. В. Миллер, И. С. Леушина Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2016. 112 с. ISBN 978-5-91425-134-2
В ряду публикаций по проблемам развития интернета в целом и социальных сетей в частности, можно выделить сегмент, который будет обозначен нами как «технический». Под этим термином мы понимаем издания, в которых часть текста отдана под описание технических параметров и инструкций по использованию интернет-ресурсов.
К таким изданиям можно отнести и монографию авторов из Горно-Алтайска. Первая глава монографии (Глава 1. Теоретические основы использования социальных сетей в образовании и науке) содержит раскрытие понятий «компетенция», «сеть», «электронный учебник» и т.д. По сути, в данной главе перечисляются подходы к определению понятий того или иного автора, что по сути делает ее текстом-справочником. Еще один традиционный блок для многих исследований подобного типа - оценка плюсов и минусов социальных сетей в какой-либо сфере (образовании, в данном случае).
Далее (Глава 2. Образовательные, академические и профессиональные социальные сети) раскрываются особенности работы в конкретных сетях (Moodle, LinkedIn, SlideShare, Epistemio и Researchgate, Mendeley и Akademia.edu, Scholar.google.ru). Здесь монография представляет из себя техническое описание возможностей сетей: какие разделы их составляют, скриншоты страниц, функции.
В целом, отсылки к описанию технического наполнения ресурса необходимы и уместны, особенно учитывая разный уровень аудитории, а также то, что некоторые из этих ресурсов не имеют русской локализации. Однако в целом, после прочтения работы остается не выясненной авторская позиция, которая растворяется в массе технического материала. Более того для людей, уже работающих с данными системами, это может показаться аналогом перевода инструкций (FAQ) и по сути, являться информацией, которую легко можно получить в интернете. То же самое относится и к статьях, в которых часто встречаются описания социальных сетей, занимающих немалое место от общего объема и представляющее собой описание интерфейса и базовых функций, для понимания которых достаточно просто один раз в эту сеть зайти («Суть данной сети в том, что пользователи выкладывают свои фотографии, смотрят снимки других, как своих знакомых, так и просто наиболее популярные записи, а также оценивают их с помощью «лайков» (символ того, что человеку нравится данный снимок) и комментариев к нему»)
[i], что никак не увеличивает научную ценность данной работы.
Возвращаясь к монографии, отметим, что она является одной из многих публикаций подобного рода, занимая определенную нишу. Однако она мало что дает для понимания позиций авторов, а ее ценность напрямую зависит от популярности описываемых ресурсов. В то же время, сейчас ощущается недостаток монографических исследований иного толка, направленных на более глубокий гуманитарный анализ процессов, происходящих в том числе в образовательной сфере с развитием информационного общества.
[i] Козлова Н. С. Социальная сеть «Инстаграм» как социально-психологическое явление // Молодой ученый. - 2014. - №16. - С. 387-390. - URL
https://moluch.ru/archive/75/12840/ (дата обращения: 24.08.2018).
©Ефимов Е.Г.
© homocyberus.ru
©Волгоградский государственный технический университет