Leave a comment

Comments 56

sentjao March 14 2010, 00:13:13 UTC
Я насчет политкорректности не согласен. Это обычная вежливость. Надо быть вежливым, а обижать людей не надо, тем более, сочувствие, как и благодать, дается не всякому.

Reply

edgar_leitan March 14 2010, 00:18:47 UTC
Вежливость есть врождённое и благоприобретённое чувство такта и чуткость души, а политкорректность -- извне навязанная, агрессивная идеология, с неясным законодательным статусом.
Кто же говорит про то, что надо "обижать"?

Reply


messala March 14 2010, 05:48:38 UTC
Мне кажется, что Вы неправы. Стукачество -- неотъемлемый элемент жизни любого демократического общества. И основа его - не "ощущение всепресутствия ИХ", а как раз отсутствие ощущения, что есть мы и ОНИ. Т.е., глубого укоренившаяся идея, что государство -- это мы.

Попробуйте в Швеции неправильно припарковать машину -- стукнут тут же. Сотрудничество с полицией и прочими органами подавления тут -- просто следствие убеждения, что это -- наша полиция, она стоит на страже наших интересов. И я бы здесь различал сам феномен стукачества и то, на что, собственно, стучат. Описанные Вами примеры гипер-развитой политкорректности (вообще смешно, когда политкорректность вырастает в дискриминацию) -- это отдельная вещь, стукачество -- отдельная.

На родине европейской демократии, в Древнем Риме, вообще не было ни полиции, ни следственных органов, ни прокуратуры, потому что стукачество было всеобъемлющим -- любой гражданин, считавший, что интересы общества ущемлены, мог подать иск на виновного. Чем не апофеоз стукачества?

Reply

stefashka March 14 2010, 08:30:00 UTC
Это разные виды доносительства - на слова и на поступки. Совковых стукачей больше не любили как раз за первое, и, насколько я понимаю, их образ и всплыл именно поэтому. В "демократических обществах" более распространено стукачество по поводу поступков, нарушающих законодательство. Правда, в связи с борьбой с террористами/экстремиствами, разница между "тоталитарным" и "демократическим" стукачеством, наверное, скоро нивелируется.

Reply

messala March 14 2010, 08:36:22 UTC
Разница и так размыта. Я бы провел границу не в объективной области, а в субъективной: стукачество совкового типа по большей части анонимно, не только из-за того, что часто имеет шкурнический интерес, но и потому, что стукач часто сам боится инстанции, куда стучит. И тем не менее идейных стукачей тоже хватало.

"Демократическое" стукачество демонстративно, стукач гордится своей гражданской позицией и активностью.

Reply

edgar_leitan March 14 2010, 11:22:26 UTC
Я бы всё-таки пытался проводить разницу: в демократических (пока что...) странах "гражданской позицией" может называться "подача сигнала" о вполне очевидных нарушениях писанного ЗАКОНА (неправильная парковка, шум позже положенного законом времени и т. п.). "Стукачеством" советского разлива я бы называл разгул фантазии по принципу: "Был бы человек, а статья всегда найдётся", либо стук по причине того, что "нутром чуют ненашего". На Западе это тоже бывает, но это отличается от сообщений о неправильной парковке и т. п.

Reply


vladimirpotapov March 14 2010, 09:01:28 UTC
Спасибо Вам за эти рассуждения. Нужно это проговаривать.

Reply

edgar_leitan March 14 2010, 11:04:24 UTC
Боюсь, что эти рассуждения звучат анахронизмом. Я уже обнаружил, насколько сейчас в РФ слаба память о той эпохе и её атмосфере. И насколько, поэтому, люди открыты для её повторения на новом витке.

Reply

vladimirpotapov March 14 2010, 11:37:29 UTC
Да, это реальность.

Reply

edgar_leitan March 14 2010, 11:59:27 UTC
Уфф... :((

Reply


lal_balu March 14 2010, 17:40:28 UTC
> "подача сигнала" о вполне очевидных нарушениях писанного ЗАКОНА

это не вполне верно в США. сообщать предлагают даже о просто подозрительной активности ("neighborhood watch"). исходят из того, что люди, живущие рядом, лучше знают, что такое необычная и подозрительная активность там, где они живут, а полиция приедет, разберется... таким образом многое зависит от "local community", а не от абстрактного "стукачества"...

впрочем, вы, конечно, не о реалиях, вы о метафизике :-)

Reply

edgar_leitan March 15 2010, 15:27:35 UTC
Именно, что о "метафизике" -- Вы меня отлично поняли :)
Про Америку знаю только понаслышке и по фильмам. Но похоже, что в пока ещё свободном мире полиция и впрямь начинает понемногу играть роль политического сыска.

Reply


galenel March 14 2010, 18:42:33 UTC
Моя знакомая, много путешествующая по Европе, рассказывала, что самое страшное стукачество сейчас - в Германии.
Там нельзя вынести на помойку отодранные со стены обои - соседи настучат, что не заказал специальный вывоз мусора.
Там люди стучат на своих друзей, если те сели нетрезвыми за руль - типа, они таким образом "хотят добра".
Ну и много таких примеров приводила. Я содрогнулась, честно говоря. Как хорошо, что я в России...

Reply

sujanasi March 15 2010, 07:30:32 UTC
Вот и у меня ощущение, что стукачество в современной России гораздо менее актуально, чем в Европе.

Reply

triglochin March 15 2010, 08:11:56 UTC
да, в пост-советском пространстве намного актуальнее всеобще замалчивание самых кошмарных вещей. Необходимо же какое-то равновесие!

Reply

galenel March 15 2010, 10:55:22 UTC
Я специально подобрала примеры, когда все легко и просто решается без стукачества.
Если в Европе такое "равновесие"... как же хорошо, что я у себя дома в России...

Reply


Leave a comment

Up