Типологизация санскритских комментариев и перспектива их изучения начинающими санскритофилами:
1) поэтологические комментарии: к произведениям изящной литературы; содержат как множество отсылок к специальной грамматической литературе (alaukika-/śāstrīya-vigraha), так и пересказов или парафразов обычными словами и оборотами из повседневной речи (laukika-vigraha);
2) популярные комментарии к произведениям санскритского эпоса (Махабхараты, Рамаяны) или Пуран, напр.: комм. "Тилака" Рамы к Рамаяне, комм. Нилакантхи к Махабхарате или комм. Шридхары к Бхагавата-пуране. Это наиболее простые из комментариев, так как содержат минимальное количество специализированных грамматических остылок; Но и к комментариям такого типа -- наиболее простым из перечисленных - начинающие привыкают лишь постепенно и с немалым трудом, так как стиль санскрита коренным образом отличается от привычного им, известного из стандартных учебников;
3) философские (напр. Ньяя-чатургрантхика) или теологические (напр. комментарий Джаяратхи к "Тантралоке" Абхинавагупты). Некоторые из них, написанные внешне в форме комментария, являются, по сути, самостоятельными трактатами, как напр. "Ньяяманджари" Джаянта Бхатты (9 в. н. э.). Непонятны без основательного понимания контекста философской аргументации и знания разных индийских философских и/или теологических традиций. В подобных комментариях обычно минимальное количество грамматических отсылок или элементарных парафразов. Главным здесь является изложение и исследование различных философских/теологических позиций. Таковые базовые трактаты-комментарии прачина-ньяи (ранней, классической ньяи).
4) специальные, напр. комментарии к грамматическим трактатам: написаны высокотехничным языком, изобилующим грамматической терминологией. Практически недоступны без хорошего знания индийской грамматической традиции, т. е. для начинающих совершенно непонятны без специальной подготовки.