Click to view
На днях по Сети прокатился ролик с нашим добрым шоулюбивым Папой Франциском, вместе с кубинскими циркачами вертящим на пальце мячик, а вокруг танцуют горячие кубинские полуголые девицы в разноцветных перьях, акробаты, жонглёры… "Bыходят на арену силачи, не ведая, что в жизни есть печаль, подковы гнут, как калачи"...
Те же люди (в РФ это обычно представители так называемой "демшизы", этого продукта вызревания и распада советской интеллигенции), которые страшно осуждали Патриарха Кирилла за тверк каких-то православных девиц в трапезной московского ХХС, или тем, что некий батюшка сбацал в церковной трапезной же "Мурку", умиляются "близостью к народу" и "простотой" Папы Франциска и беспрерывно писают кипятком от восторга. Я же не понимаю, чем одно принципиально отличается от другого.
Я не против ни цирка, ни жонглёров, ни всего весёлого циркового антуража. Также не против того, чтоб под настроение урезать нечто забористое, пусть и в поповской среде. Я эту среду хорошо знаю, там и не такое бывает. Я лишь против двойных стандартов, вызывающих саднящую досаду.
Тот же Папа Франциск сетовал недавно, что Церковь не должна превращаться в музей прошлого, но быть "домом Бога живого". Видимо, понтифик не очень понимает смысл существования музеев и значение сохранения культурной памяти. Память о прошлом, осуществляемая в том числе и символически, является крайне важным выражением нашей человечности. Возможно даже, одним из основных. С другой стороны, заигрывание с сиюминутной модой (на церковном жаргоне это зовётся набившим оскомину клише "чтение знаков времени") и устраивание в соборах безобразных рок-концертов, как недавно в Вене, ещё не делает из Церкви места "Бога живого". Скорее банальным "вертепом разбойников" или "собранием нечестивых".
Для меня Церковь с раннего детства была местом, как бы изъятым из времени, из так называемой современности, и уж точно из "злобы дня", а наипаче из его скоротечной моды. Эта вневременная капсула в окружающей безвоздушности СССР и была для меня форточкой, откуда дуло свежим, пахнуло дуновением некоего Духа, что заставляло подозревать: вот оно-то, оно и есть выражение того самого, Живого. И надеяться, что окружающая меня большевицкая топь есть не ultima ratio настоящей жизни, но обычный морок, хотя и весьма неприятный и длительный. И что ради этого-то настоящего и стоит попытаться выбираться и из болота, и из самого кошмарного сна. Увы, через 40-30 лет оказалось, что мучительным и позорным мороком стало уже то, что я ранее считал Церковью. Туше с Князем мира сего!
От одного френда поступил вопрос, а в чём тут, собственно, преступление Папы против евангельских заповедей? Да ни в чём, наверное, если разобраться. Преступления бы не было, даже если б Папа Франциск принимал у себя циркачей, сидя в трусах на унитазе. Ведь и испражняться, и быть телесно нагим - это то, что единит нас не только с остальными людьми, но даже и с животными. Но... вы ж понимаете, о чём речь... Вообще наш добрый исламолюбивый "великий мостостроитель" (Pontifex maximus) очень органично и даже мило смотрится в цирковой среде, так что я даже склонен полагать, что именно здесь его настоящее призвание, на фоне которого его епископство и папство выглядит странной аберрацией.
И было бы это весьма забавно, если бы этот текущий понтификат не стал таким позорным и безвкусным явлением, и не привёл к тому, чтобы наметился настоящий и глобальный церковный раскол, который, видимо, уже в самые ближайшие годы оформится документально. Раскол, приведённый в движение злобным и хитрым еретиком-самодуром, недавним другом-приятелем аргентинской хунты, понимающим, как заработать дешёвые очки у публики, падкой на пикантные зрелища. Шоуменом, популистски подающим себя "близким к простому народу", но установившим в своих непосредственных владениях железную диктатуру мстительного тирана, если судить по многочисленным
публикациям знатоков ватиканской политической кухни. И окажется этот раскол катастрофой, многократно горшей Великого Западного Раскола 16 века. Контрольным выстрелом в голову мумии, покинутой Духом. Поэтому - тьфу, анафема!
На всё это явилась мне некая аналогия. Задают такожде вопрос некий: а что ужасного, к примеру, в том, что принц Гарри женился по любви на американской актрисуле и знатной феминистке Меган? От факта этого, по сути, морганатического брака в своё время толпы "современных людей" выли от восторга, наблюдая цирк бракосочетания и источая сплошное медовое "мимими". Наверное, и в этом ничего страшного, если не вспоминать известную песенку, что "жениться по любви не может ни один король". На фоне этой вашей такой любимой современности сама Британская монархия выглядит совершенно диким анахронизмом. Чрезвычайно дорогим анахронизмом, к слову. Смысл его можно углядеть лишь в воплощении традиций, в живом символизме der Realsymbole, в перформансе "Божественного права", Dei Gratiae. Однако меня уверяют, что люди, призванные быть живыми символами - не более чем просто живые, самые обычные люди из плоти и крови. Cовершенно такие же, как эта актрисуля-квартеронка (или мулатка), только изящнее и тоньше воспитанные, но даже уже и приличия ради, даже хотя бы на людях не желающие быть символами. Хорошо- хорошо. Но тогда к чёрту вообще всю эту монархию, этих цирковых монархов и герцогинь-феминисток. И грабь награбленное:
Взять всё, да и поделить! «Если Бога нет, то какой же я штабс-капитан?»
Если "опыт Бога живого" состоит в банальном инстинктивном проживании своей повседневной эмоциональности и в непрестанном восхвалении политики партии и правительства, тогда я и вправду не понимаю, зачем весь этот нелепый цирк, называемый обновлённой Церковью? Тогда лучше я в обычный цирк схожу. А потом в обычный, необновлённый музей. Это пока музеи в Европе ещё не закрылись. Ну а клоунов мне и среди наших европейских политиков
и особенно политичек хватает, как и цирка среди партий и обслуживающей их шоу-индустрии. Так что ничего уже не заболит, если Ватикан отдадут "нищщасным людЯм-климатическим беженцам съ Африки и съ Афганистану", а бывший Собор св. Петра превратят в мечать аль-Фатх. Ей, гряди, Господи! Воистину, чем хуже уже, тем лучше.