Leave a comment

danuvius February 11 2018, 17:21:11 UTC
Это общая тема для многих религий: может ли аналитик адекватно понять мистика, не имея его опыта, и наоборот, может ли мистик проанализировать адекватно свой опыт?

Reply

edgar_leitan February 11 2018, 17:34:47 UTC
Это уже более общая проблема понимания любого чужого душевного опыта. Ну а может ли один христинский мистик адекватно понять другого, христианского же мистика? Думаю, что если такой мистик пишет тексты, он всё же надеется на определённое понимание. Для этого, видимо, и используются общепонятные метафоры.

Когда-то давно мне приходилось листать диссертацию тысячи на полторы страниц, на тему "О безмолвии" :)))

Однако буддизм -- это далеко не всегда мистика. Буддийские мыслители-диалектики в своей полемике с оппонентами-брахманистами (реалистами, онтологами и лингвистами-экзегетами) аргументируют рационально. Их аргументы требуют именно аккуратного умственного понимания, а не веры или особого мистического опыта.

Reply

danuvius February 11 2018, 17:40:25 UTC
Я понимаю, что буддизм как раз выгодно отличается от авраамических религий большей ролью разумности, но методологическая проблема все же и здесь остается.

Может ли мистик понять мистика (и один ли и тот же у них опыт) -- в самом деле интересная проблема. Но беда в том, что они редко встречаются при жизни, чаще читают тексты, оставленные уже умершими, и некому засвидетельствовать, что то или иное понимание правильно.

Reply

edgar_leitan February 11 2018, 17:53:23 UTC
Мне "через одно рукопожатие" известен опыт таких interreligious встреч мистиков из разных традиций. Таков был французский бенедиктинец Анри ле Со alias Свами Абхишиктананда, живший в Индии подобно индийскому отшельнику и общавшийся с самыми разными учителями-мистиками индуизма. Очень интересный опыт жизни. Моя давняя научная руководительница на ниве религиоведения, бывшая в 1990-х и моим духовным ментором, очень близко его знала и много о нём рассказывала.

Есть и другой, не менее интересный пример -- американский траппист Томас Мертон, тесно общавшийся с буддийскими мыслителями и мистиками.

Вряд ли подобные cross-cultural встречи представимы в нынешнем Московском православии.

Reply

danuvius February 11 2018, 17:56:48 UTC
О каких мистиках в МП может идти речь?! Их и в визант. православии по пальцам пересчитать.

А вот такой "мистический экуменизм" (не политический) был бы очень интересен и поучителен.

Reply

edgar_leitan February 11 2018, 18:05:09 UTC
В случае упомянутых мистических личностей меня даже больше интересует сам опыт и обстоятельства их жизни, их жизнь как увлекательнейший "экзистенциальный" эксперимент, нежели какие-то теоретические наработки. Хотя и Мертон, и Абхишиктананда написали довольно много самых разных текстов.

Я одно время пытался понять такой удивительный для меня феномен западного университетского интеллектуала и начинающего востоковеда-китаиста, ставшего последовательным православным фундаменталистом, как Серaфим Роуз. Там буквально всё идёт через невероятный надрыв и Selbstverleugnung. Впрочем, православные идеологи наверняка причислят эту черту к сугубо положительным.

Reply

danuvius February 11 2018, 18:06:47 UTC
Роуз еще и латентным гомиком был (я писал об этом в своем ЖЖ), так что там надрыв был серьезный.

Reply

edgar_leitan February 11 2018, 18:12:38 UTC
Любые подавления природы порождают причудливо-вычурные плоды. Иначе, глядишь, и был бы просто талантливым китаистом. Зато лишил бы православных возможности помечтать.

Reply

edgar_leitan February 11 2018, 18:20:15 UTC
А где Вы писали о Роузе и об этом аспекте?

Reply

edgar_leitan February 11 2018, 18:34:25 UTC
Ясно, спасибо.
Видимо, там на этом простом спервоначалу житейском факте (ну а что сделаешь, бывает иногда такое) наросла вся "святоотеческая теология", весь примитивный буквализм в понимании "шести дней творения" и практическое изуверство жизни, как своего рода ненависть к самому себе и self-punishment. Благодарный материал для диссертации психологам.

Reply


Leave a comment

Up