Leave a comment

Comments 43

occuserpens February 11 2018, 15:35:53 UTC
[Ведь оно сродни абсурдному требованию, чтобы ... специалист по истории и культуре Древней Греции непременно приносил жертвы Аполлону, Дионису и Афине]

Гуманитарные дамы, которые в основном античностью занимаются, следуют этому принципу настолько последовательно, что от их античности за километр несет дешевой парфюмерией, которую они могут себе позволить на доходы от их штудий.

Reply

edgar_leitan February 11 2018, 15:36:30 UTC
:)))

Reply


threeeyedfish February 11 2018, 15:39:36 UTC
Хорошие мысли, спасибо.

Reply

edgar_leitan February 11 2018, 15:47:55 UTC
Это предварительные спонтанные наброски. Вообще хотелось бы написать на эту тему более строгое научное эссе, когда дойдут руки. С подробным справочным апаратом, с разбором текстов оригиналов и обоснованными историческими экскурсами.

Reply

threeeyedfish February 11 2018, 23:13:13 UTC
ཉམ་མགུར་ напишите на эту тему :)

Reply

edgar_leitan February 11 2018, 23:28:49 UTC
Я сейчас не в состоянии всерьёз и вразумительно писать на тибетологические темы, так как последние четыре года в связи с диссером и частным преподаванием санскритских шастр и схоластического санскрита занимаюсь совсем другими вещами.
Кстати, Вы уверены, что mgur там именно с nyam? Вы имеете в виду дохи, nyams mgur? Я никогда ими углублённо не занимался. Там язык очень идиоматичный.

Reply


huandi February 11 2018, 16:32:58 UTC
Я не знаю, что конкретно имеет ввиду Терентьев под "опытом". Но могу сказать следующее: буддизм, в основных системных положениях, не апеллирует к мистическим или фантазийным сущностям. Они в нем, конечно же, есть, и в огромных количествах, но - на второстепенных и даже третьестепенных ролях. Будда обращается к обычному "опыту" человека, исходит из него, добавляя лишь минимум религиозного - связь поступков и последующего качества жизни. Даже теория перерождений в буддизме - с минимумом добавленного к опыту обычного человека.

Reply

edgar_leitan February 11 2018, 16:42:54 UTC
Как я и написал, у Терентьеве в этом интервью совершенно нет рефлексии над "опытом" как категорией, поэтому могу только строить предположения. По моим приватным наблюдениям, чаще всего буддисты имеют в виду опыт различных медитативных практик, которые суть, по их мнению, "learning by doing", и без которых понять буддизм якобы невозможно. Другой вопрос, какой именно буддизм, и в каком смысле понять?
Любой религиозный проповедник обращается к доступному слушателям повседневному опыту. Такова проповедь Христа с его остроумными притчами, в этом вообще основы христианской гомилетики во вcе времена. Так что буддизм тут нисколько не исключение.

Reply

huandi February 11 2018, 16:51:18 UTC
Так смотря что за медитации. У тех же Дхармакирти\Дхармоттары, йога определяется как "многократное запечатление изученного в уме". То есть, как раз рефлексия и попытка видеть "опыт" так, как учит о нем Будда. А вот способен ли буддолог-небуддист, оставшись небуддистом, достичь такой ясности понимания, которая должна достигаться буддистом в сезонах подобной йоги - это еще тот вопрос. Я думаю, что небуддист даже не будет так тщательно размышлять над буддийскими темами, и ограничится тем пониманием, которое достаточно для дискурса.

Reply

edgar_leitan February 11 2018, 17:06:30 UTC
Нет, всё это не совсем так. Буддийские мыслители обращаются со своими аргументами к экспертам-небуддистам -- найяикам и мимансакам прежде всего, к интеллектуалам того времени. Эт вполне рациональные аргументы, и они требуют прежде всего разумного понимания, но не эзотерического опыта, как в тантризме.

Reply


danuvius February 11 2018, 17:21:11 UTC
Это общая тема для многих религий: может ли аналитик адекватно понять мистика, не имея его опыта, и наоборот, может ли мистик проанализировать адекватно свой опыт?

Reply

edgar_leitan February 11 2018, 17:34:47 UTC
Это уже более общая проблема понимания любого чужого душевного опыта. Ну а может ли один христинский мистик адекватно понять другого, христианского же мистика? Думаю, что если такой мистик пишет тексты, он всё же надеется на определённое понимание. Для этого, видимо, и используются общепонятные метафоры.

Когда-то давно мне приходилось листать диссертацию тысячи на полторы страниц, на тему "О безмолвии" :)))

Однако буддизм -- это далеко не всегда мистика. Буддийские мыслители-диалектики в своей полемике с оппонентами-брахманистами (реалистами, онтологами и лингвистами-экзегетами) аргументируют рационально. Их аргументы требуют именно аккуратного умственного понимания, а не веры или особого мистического опыта.

Reply

danuvius February 11 2018, 17:40:25 UTC
Я понимаю, что буддизм как раз выгодно отличается от авраамических религий большей ролью разумности, но методологическая проблема все же и здесь остается.

Может ли мистик понять мистика (и один ли и тот же у них опыт) -- в самом деле интересная проблема. Но беда в том, что они редко встречаются при жизни, чаще читают тексты, оставленные уже умершими, и некому засвидетельствовать, что то или иное понимание правильно.

Reply

edgar_leitan February 11 2018, 17:53:23 UTC
Мне "через одно рукопожатие" известен опыт таких interreligious встреч мистиков из разных традиций. Таков был французский бенедиктинец Анри ле Со alias Свами Абхишиктананда, живший в Индии подобно индийскому отшельнику и общавшийся с самыми разными учителями-мистиками индуизма. Очень интересный опыт жизни. Моя давняя научная руководительница на ниве религиоведения, бывшая в 1990-х и моим духовным ментором, очень близко его знала и много о нём рассказывала.

Есть и другой, не менее интересный пример -- американский траппист Томас Мертон, тесно общавшийся с буддийскими мыслителями и мистиками.

Вряд ли подобные cross-cultural встречи представимы в нынешнем Московском православии.

Reply


podo_a_t February 11 2018, 17:34:20 UTC
Оба фото замечательные.

Reply

edgar_leitan February 11 2018, 17:35:33 UTC
Муррси! :)

Reply


Leave a comment

Up