Неоднократно наблюдал пример вполне себе продуктивного "диалога религий" на российском юге - когда официальные представители "традиционных конфессий", сиречь православия, местного ислама и иудазма, прекрасно находят общий язык и достигают взаимного уважения на почве одной простой и ясной идеи - оберегания своих "полян", т.е. дружбы против новых игроков (протестантов, салафитов, родноверов и т.п.) и особо рьяных собственных деятелей, желающих пошатнуть сложившиеся и комфортные для всех остальных этноконфессионлаьные границы.
Диалог религий по западным лекалам предполагает не дружить против, а умалчивать о подлинных проблемах, избегая конфронтации. В реальном диалоге конфронации с чуждым и конфликта не избежать.
Приводимый мной пример, разумеется, не есть реальный диалог, а прямая ему противоположность, поскольку предполагает вместо живого разговора о проблемах повторение определенного набора ритуальных фраз-идеологем, позволяющих эти проблемы и дискуссионные вопросы игнорировать. "Ислам-религия мира" и т.п.
По-моему, "диалог религий" невозможен совершенно, если под этим словосочетанием понимать разговор между верующими различных религий о вопросах, касающихся хотя бы одной из их религий
( ... )
Да, я тоже считаю, что такой диалог могут вести лишь компетентные интеллектуалы. Причём его успешность, помимо простого увеличения знаний, будет под вопросом.
Я не согласен с посылом, что именно религиозными причинами обусловлены отрезание голов с криками алахакбар. Религия всегда была лишь инструментом политиков и торгашей. Религиозные убеждения человека с отрезанной головой в руках - вопрос времени и места. Он мог оказаться и "рыцарем христовым", несущим просвещение дикарям; и коммунистом, ненавидящим эксплуататоров; и националистом; и даже "демократом", жутко ненавидящим коммуняк. Это больше вопрос личного культурного развития
( ... )
Мирное сосуществование нужно людям, от религиозным эсхатологии в своём бытовом восприятии далеко отошедшими, не верящими в потустороннее как в живую реальность. Иначе говоря, теплохладному верующему. Хороший мусульманин, например, должен почитать джихад и борьбу с упрямыми, не желающими обратиться неверными своей первейшей обязанностью. Диалог с таким традиционным изложением ислама (кстати, вполне аутентичным и убедительным) будет успешным лишь на поле боя.
А вы реакционер однако...))) Ответ на вопрос что такое "традиционный" ислам, и кто такой "хороший" мусульманин - очень субъективен. Я частенько бывал в различных чисто мусульманских странах, "погружался в среду", общался, ходил в гости, и никто со мною не боролся.)) Это, естественно, не касается стран где идёт война. От людей поставленных на грань выживания трудно ожидать адекватности.
Я не реакционер, а религиовед, неплохо знающий целый ряд религиозных традиций и их текстов.:)) Хороший мусульманин не будет нарушать законы гостеприимства, обижая и тем более убивая гостя. Но неверный для него -- это всегда объект миссионерства. Хороший мусульманин -- это тот, кто выстраивает всю свою свою жизнь согласно Корану и Сунне. О деталях можно спорить, но с этим вряд ли не согласятся все мусульмане. Самые хорошие, аутентичные мусульмане -- это салафиты.
Полагаю, Вы не совсем ощущаете разницу между церковью (мечетью, костелом и пр.) как социальным институтом и церковью (мечетью, костелом и пр.) как "храмом божьим". Вся история, вольно говоря, состоит из череды договоренностей между социальными институтами и войнами между этими договоренностями. Влияние религиозных институтов в мире сейчас настолько велико и значимо для судеб этого самого мира(независимо от того, как к этому относиться), что диалог между ними следует рассматривать как важнейший фактор мировой стабильности. Насчет "увеличения оборота свечек": ну, это цель любого социального института, включая НАУКУ, что не умаляет ее значения.
Поскольку я закончил факультет католического богословия с двумя степенями магистра (Mag. theol.), то об этой разнице я не могу не знать. Мои же личные, переменчивые субъективные "ощущения" роли не должны играть. Мне захотелось порефлексировать о возможных значениях расхожих и модных клише, а не выдать идеологически выдержанный текст, годеный к употреблению на конфессиональных форумах. Всякие формализованные встречи формальных "лидеров" религий и конфессий с целью "упрочения мира" -- это одно. Но такая узкая прагматика неубедительна и неинтересна. В большой политике религии играют лишь роль пыли в глаза. Меня интересует "диалог религий" как таковой, его эвристическая ценность и возможность (или отсутствие таковых), а не прагматическое "общение религиозных лидеров с целью упрочения мира". Когда начинают говорить об упрочении мира, то это всегда означает, что надо готовиться к очередной бойне -- таков опыт.
Думаю, что эвристической ценности и возможности такой нет. Религиозные и светские лидеры, конечно, договорятся, и некое общее поле возникнет, и возможно, охватит "цивилизованную" часть населения Земли (от возможности или невозможности такой договоренности, собственно, и зависит, будет ли бойня и какую часть мира она захватит). Истинно религиозные меньшинства в случае такой договоренности обратятся в секты с потенцией стать концентраторами духовной силы для использования где-нибудь в далеком будущем.
Хотя, если учесть не только догматическую, но и национально-традиционную (если можно так выразиться) составляющую любой религии, м.б. есть возможность диалога между православием и мусульманством. Во всяком случае, по моим наблюдениям, многие православные прихожане ощущают меньше противоречий между православием и мусульманством, чем между православием и, скажем, протестанством. Да и руководство РПЦ дает определенные сигналы
будет ли бойня и какую часть мира она захватитvasia_tapkinSeptember 1 2016, 12:08:21 UTC
Какие будут определены и назначены к экзекуции - те и захватит.
Вот уважаемый Эдгар, как человек, в общем-то - двух миров и двух культур, как раз и спешит отрефлектировать свои ощущения провоцируемые неудержимо надвигающейся на оба этих - "мира" (и притом заботливо организуемой самими же правящими элитами) - очередной бойни. Плюс поделиться результатами данных своих рефлексий с товарищами по грядущему несчастью. Ну, а что ещё может предпринять в данной - "ситуации" - любой вменяемый интеллектуал?
Comments 33
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Ответ на вопрос что такое "традиционный" ислам, и кто такой "хороший" мусульманин - очень субъективен.
Я частенько бывал в различных чисто мусульманских странах, "погружался в среду", общался, ходил в гости, и никто со мною не боролся.))
Это, естественно, не касается стран где идёт война. От людей поставленных на грань выживания трудно ожидать адекватности.
Reply
Хороший мусульманин не будет нарушать законы гостеприимства, обижая и тем более убивая гостя. Но неверный для него -- это всегда объект миссионерства. Хороший мусульманин -- это тот, кто выстраивает всю свою свою жизнь согласно Корану и Сунне. О деталях можно спорить, но с этим вряд ли не согласятся все мусульмане. Самые хорошие, аутентичные мусульмане -- это салафиты.
Reply
Насчет "увеличения оборота свечек": ну, это цель любого социального института, включая НАУКУ, что не умаляет ее значения.
Reply
Всякие формализованные встречи формальных "лидеров" религий и конфессий с целью "упрочения мира" -- это одно. Но такая узкая прагматика неубедительна и неинтересна. В большой политике религии играют лишь роль пыли в глаза.
Меня интересует "диалог религий" как таковой, его эвристическая ценность и возможность (или отсутствие таковых), а не прагматическое "общение религиозных лидеров с целью упрочения мира". Когда начинают говорить об упрочении мира, то это всегда означает, что надо готовиться к очередной бойне -- таков опыт.
Reply
Хотя, если учесть не только догматическую, но и национально-традиционную (если можно так выразиться) составляющую любой религии, м.б. есть возможность диалога между православием и мусульманством. Во всяком случае, по моим наблюдениям, многие православные прихожане ощущают меньше противоречий между православием и мусульманством, чем между православием и, скажем, протестанством. Да и руководство РПЦ дает определенные сигналы
Reply
Какие будут определены и назначены к экзекуции - те и захватит.
Вот уважаемый Эдгар, как человек, в общем-то - двух миров и двух культур, как раз и спешит отрефлектировать свои ощущения провоцируемые неудержимо надвигающейся на оба этих - "мира" (и притом заботливо организуемой самими же правящими элитами) - очередной бойни.
Плюс поделиться результатами данных своих рефлексий с товарищами по грядущему несчастью.
Ну, а что ещё может предпринять в данной - "ситуации" - любой вменяемый интеллектуал?
Reply
Leave a comment