Leave a comment

Недавно читал про любовь у stelazin.lj yarjournal January 16 2012, 07:58:06 UTC
Возможно, Вы частично знакомы со взглядом современной медицины на природу любовного переживания. Если это так, то, возможно, Вам будет интересен материал в жж одного известного жж-психиатра, на мой взгляд довольно сбалансированный и нисколько ни умаляющий чудесности и вполне согласующийся с тем, что пишет Розанов: http://stelazin.livejournal.com/96200.html#cutid1

Reply

Re: Недавно читал про любовь у stelazin.lj edgar_leitan January 17 2012, 22:02:01 UTC
Всё это (в целом, без излишних деталей) мне известно, но вызывает только тоскливую зевоту. Я-то сам бывший биолог, с самого детства увлечённый биологией, химией и медициной. Именно от всей этой бездушной биофизиологии я в своё время сбежал в богословие, монашество, а потом в филологию и историю философии. Хотя, конечно, отрицать эти биофизические (+ химические) механизмы было бы глупым занятием. Но от такой голой правды хочется почему-то удавиться или по крайней мере заткнуть уши и забиться под одеяло :)) Всё как бы начинается в нейронах г. мозга и заканчивается серотонином... ... ...

Reply

Re: Недавно читал про любовь у stelazin.lj pevchaya_ptiza January 18 2012, 05:39:08 UTC
Я биолог. По моепму мнению, любовь совершается не вне, не помимо биологии, а как бы вбирает её в себя. Особенности темперамента, все эти ТТХ нервной системы - всё находит своё место в любви.

Reply

Re: Недавно читал про любовь у stelazin.lj edgar_leitan January 20 2012, 19:56:42 UTC
Это всё разные модели объяснения. Но то, что объясняется с помощью биологии и биохимии, не есть "любовь", от которой стреляются, соевршают подвиги или пишут стихи -- это и остаётся биологией и биохимией. Достаточно точными науками. Всего лишь.

Reply

Re: Недавно читал про любовь у stelazin.lj pevchaya_ptiza January 21 2012, 12:24:53 UTC
Я вот так отделять не умею :) Для меня биология - не столько объект изучения, сколько чудо жизни, и скорее восхищённое созерцание, чем наука. Мой идеал - Ганс Селье, проповедовавший целостное восприятие в пику засилью аналитических и инструментально-расчленяющих методов.

Reply

Re: Недавно читал про любовь у stelazin.lj edgar_leitan January 24 2012, 21:12:40 UTC
Я вот с раннего детства был именно таким "биологом", и ещё классе 2-м или 3-м завёл себе мелкоскопы (числом 2 -- подарили!). Потом -- "Юный Химик", а потом (с 11 лет) работа на Юннатской станции, а с 12 лет (с 5-го класса) -- на кафедре Общей биологии, анатомии и физиологии растений в Лесотехнической Академии. Изучал всё, что только росло-ползало-летало-копошилось. В Академии изучал дереворазрушающие грибы и другую всячину. Но постепенно понял, что нынешние учёные занимаются всё больше вивисекцией, увеличивая количество трупов. И биология в моей жизни прошла (увы), оставив незаживающую до конца рану.

Reply

Re: Недавно читал про любовь у stelazin.lj pevchaya_ptiza January 25 2012, 05:39:50 UTC
Я даже не знаю, что сказать... да и про вивисекцию и трупы - я бы не стала "за всю Одессу", т.е. за всех учёных. Эдгар, а что именно нанесло рану? методики? отношение к объекту?

Reply

Re: Недавно читал про любовь у stelazin.lj edgar_leitan January 26 2012, 16:21:16 UTC
Дело не в "ранении". Да, мне кажется, что сейчас вообще, а особенно в естественных науках, трудно заниматься целым и живым. Везде тенденция к углублению, рассечению, партикуляриям в ущерб целому, и проч. -- молекулярная биология, генетика, т. н. "биомедицина" и т. п. А я воспитывался ещё на старом (теперь уж совершенно допотопном, анахроническом) идеале классического натуралиста, этакого "кузена Бенедикта" с сачком, лазающего по лесу в поисках бабочек...
На самом деле, не было особенного разочарования (биологией я до сих пор очарован), просто жизнь после лет 20-ти повернулась по-другому, чем было задумано с детства и осуществлялось в юности :))
Гуманитарные-то науки ныне тоже склонны к потере общей перспективы.
Я вообще по настрою -- человек эпохи ренессанса или барокко. Тогда ещё можно было так, чтоб -- "И жнец, и швец, и на дуде игрец" :) Сейчас же это абсолютно невозможно. Разве что оставаясь во всех областях добрым старым любителем...

Reply

Re: Недавно читал про любовь у stelazin.lj yarjournal January 18 2012, 07:52:17 UTC
Ну, ведь никто не отменяет сознание и, следовательно, нашу свободу в этих процессах. Это же как руки и ноги - я не свободен иметь десять рук, но я могу делать своими двумя что хочу. Материальные условия свободы, которая ускользает от объяснения в область тайны. Мне кажется, чем лучше я их знаю и чем лучше они согласуются с интроспекцией, тем свободнее я себя ощущаю.

Reply

Re: Недавно читал про любовь у stelazin.lj edgar_leitan January 20 2012, 19:54:16 UTC
Здесь много не до конца прояснённого. Что иметь в виду под "сознанием"? Памятуя самые различные коннотации слов и терминов в санскритских учёных трактатах и мифологических текстах, которые на русский переводят просто как "сознание", я сомневаюсь в однозначности этого слова. Каков тут баланс свободы и "необходимости ( ... )

Reply

Re: Недавно читал про любовь у stelazin.lj yarjournal January 21 2012, 09:30:46 UTC
Я, пожалуй, уклонюсь от предложения уточнить, что нам было бы удобно сейчас иметь ввиду под "сознанием ( ... )

Reply

Re: Недавно читал про любовь у stelazin.lj edgar_leitan February 6 2012, 13:33:30 UTC
Бытовое мировоззрение обычно очень синкретично и нерефлексивно, Но и "знание философских текстов" не освобождает от стереотипов -- ни мировоззренческих, ни мыслительных ( ... )

Reply

Re: Недавно читал про любовь у stelazin.lj yarjournal February 6 2012, 14:25:44 UTC
Спасибо за этот комментарий, он показался мне очень интересным. Конечно, в своем комментарии я несколько вольно обращался со словами, позволяя привычным для меня связям порождать переносы значения, которые могут оставить неясными мои мысли. Я принимаю все Ваши замечания о реализации и месте догматических положений. Я также понимаю, что, говоря формально, написанное в 4 пункте -- абсурд, и никакая иллюзия не может удостоверить саму себя. Тем не менее, экзистенциально значимый ответ моего мышления именно такой: доступность идеи свободы как объекта мышления и есть свобода. Я не вижу никаких причин полагать, что, даже в рамках онтологии, противопоставление иллюзорности и реальности ведёт себя одинакого по отношению ко всем объектам мышления, раскидывая их на две полки - 0 и 1. Такая онтология была бы неполной.

Reply

Re: Недавно читал про любовь у stelazin.lj edgar_leitan February 24 2012, 23:03:03 UTC
#доступность идеи свободы как объекта мышления и есть свобода#
Это если вообразить, что человек состоит из чистого мышления. Но имеется такая штука, как "страсти" (в старинном значении этого слова). Страстный человек, даже если мыслит о свободе, подобен узнику подземной темницы, мыслящему себя свободным от неё, в то время как тело его гниёт в подземелье. В основе такого воззрения (свобода как объект моего мышления о ней) лежит дуализм души и тела (или традиционная триада "тело-душа-дух"?). Понятное дело, что свобода мышления возможно в любом положении и обстоянии. Но согласитесь, что она будет ограничена.

Reply

captive good attending captain ill yarjournal February 25 2012, 08:42:54 UTC
Что страсти! Ограничений множество, вот я не могу передвигать горы, излечивать больных мыслью, не могу дать понять что-то другому и т.п., так что с ограниченностью я согласен. Кстати, вопрос о возможности ограничений и есть, как мне кажется, корневой и более сложный вопрос - ведь это классическая проблема теодицеи, не так ли? Я хотел бы обратить Ваше внимание на слова "способность" и "доступность" в моих комментах. Я говорю не о свободе как о наличном объекте мышления, а - более слабая предпосылка - о возможности мышления принять, вместить свободу как свой объект, а то я не был бы в праве считать свободу фундаментальной антропологической константой, если бы отдал её на откуп проявленности вместо потенции. Иначе говоря, для меня достаточно только возможности свободы, чтобы она озарила собой весь мир.

Reply


Leave a comment

Up