Голос Философа сегодня

Jun 17, 2010 02:54




„Мы создаём мышление как органы, благодаря которым происходит наше воскрешение при жизни, реализация нереализованного, его смысл. А иначе неразрешимое сцепление, например между законничеством и своемыслием (когда одни верят в закон, но при этом, как в песне Высоцкого, жалуются, что ангелы запели злыми голосами, а другие живут в своём упорном своемыслии, полагаясь на какие-то самоценные права жизни), никогда не расцепится.


Тогда тут действительно некий повторяющийся рок - абсолютное прошлое, состоящее из мёртвых и нереализованных вещей (которые не воскреснут по смыслу, потому что за них нас никто не накажет), и в то же время абсолютное будущее, на которое мы не способны воздействовать.

А раз так и дилемма дурно повторяется,, то можно предсказать, что и через двадцать лет в России будет спор о том, нравственно ли воровать у государства или нет. Что хорошего было бы, если бы все жили на свою зарплату, а с другой стороны, требовать прямо противоположного.

Вот это и есть абсолютное будущее, на которое мы сейчас не можем повлиять, так как не создаём пока ничего такого, что изменило бы этот ход событий, и в будущем не повторялись бы те же вещи, которые мы переживаем, когда буквально тонем в этой каше отсутствия гражданского мышления. Потому что оно явно отсутствует.

Когда нас останавливают, например, на улице и спрашивают, почему мы не на работе, мы ведь думаем скорее о случайности того, что нас остановили, или - как этого избежать, а не о том, что произошло на самом деле. Не говорим себе: "Ага, значит, я раб? Это только с рабом может случиться". То есть не воспринимаем случившееся в гражданских терминах с точки зрения мыслительной структуры, что означает простую вещь: надо видеть СТРУКТУРУ за теми фактами, которые происходят в нашей жизни.

Это и есть мышление. И только оно может что-то менять в нас и в нашем обществе. Если мы будет мыслить, а не просто реагировать.
……………………….
Судьба России сейчас была бы совершенно другая, если бы двумя столетиями раньше её власть была наказана за многовековое рабство своих граждан. А так мы живём в испарениях (они присутствуют в нашем мышлении) продолжающегося рабства. В том числе его продуктом является и наша сентиментальность, наше тайное добро, которым мы очень горды. Этакая размягчённость русской души, которая хвалит саму себя.

Хотя на самом деле - следствие ненаказанности за то, что когда-то миллионы людей втоптали в рабское состояние и водрузили колосс государства на этом фундаменте. Так что в каком-то смысле наши теперешние проблемы суть продукты именно этих испарений. И вопрос перед нами стоит простой: как мы будем мыслить об этом. Будем ли мы действительно мыслить или продолжать всё в тех же словах и терминах? Мышление всегда есть сдвиг в сторону от сцепившихся альтернатив. Это сдвиг сознания“.

[М. К. Мамардашвили, Эстетика мышления: беседа пятнадцатая. Азбука-классика: СПб 2002, стр. 376 сл.]

философия, Мамардашвили, размышления, общество

Previous post Next post
Up