МЕХАНИЗМ ОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ

Oct 18, 2013 22:42

Начальные шаги происхождения человека скрыты «историческим туманом». Острота разногласий по вопросу нашего генеза не уступает той, сенсационной, которая была в конце позапрошлого столетия. Как и тогда мы имеем две принципиальные позиции. Первая: человек есть «усложнённая обезьяна» (УО-концепция). Вторая: человек произошёл от палеоантропа, психика ( Read more... )

суггестия, интердикция, Олег

Leave a comment

hugan October 19 2013, 05:44:10 UTC
Я не вижу ни противоречия, ни особых отличий между УО- и ПП- концепиями, КРОМЕ "радикальности" отличия психики палеоантропа от психики обезьяны. Если принять появление интердикции как некоей радикально новой способности, то получается, что ключевой момент происхождения человека - это не только применение суггестии "к своим" и озникновение речи. Предварительное возникнвение интердикции - не менее важный скачок. Но я не вижу ни убедительного обоснования допущения об этом скачке, ни гипотезы о механизме этого процесса ("тормозные доминанты" не счет). Я просто не вижу причин, по которым бы принять постулат об интердикции, кроме той недостаточной причины, что он положен в основу некоей (умозриетльной) картины антропогенеза и нужен для ее сохраннности. Получается "диспут о вере ( ... )

Reply

dgies October 19 2013, 10:18:31 UTC
_Получается "диспут о вере"_
Слегка преувеличивая в полемическом задоре ;)
Какая концепция, кроме БФ, ставит вопросы о предковом виде? Где он? В каких взаимоотношениях он состоял с сапиенсами? Почему исчез? Все, кто угодно есть - от первых хабилисов до неандеров и денисовцев (которые не являются нашими прямыми предками), а вот его - нет. Если исключить из рассмотрения фольклор и верования - но это я уже пересказываю БФ.
Да, а зависимость и управление - это разные вещи. Зависимость слишком расплывчата, а вот управление предполагает наличие инструмента - каковым мы каждый день пользуемся. В отличие от животных.
Т.е. наоборот, это концепция УО основана только и исключительно на вере. Слепо закрывая глаза на зияющий провал. Уж лучше тогда из глины - они хоть на научность не претендуют.

Reply

hugan October 21 2013, 07:42:33 UTC

Т. е. имеется в виду, что группа была немногочисленна и непосредственно предковый вид быстро вытеснили при дивергенции? Ну пусть (правда, тогда ведь и надежды найти Йети никакой?). Я не спорю (и не могу) с предковым видом, у меня другое :) - я психологии суггестии не вижу, и в прочую психологию такую первичную силу вставить не могу. Ну и вся та масса проблем с ней, что я говорил...

И почему, собственно, суггестия необходима для объяснения дивергенции и провала в археологических находках? Тот же процесс дивергенции можно описать на произвольных других основаниях... ПРирост эмоционального интеллекта, жесткий отбор по способности решать неазрешимые проблемы в отношениях (угроза, что тебя съедят - это серьезная проблема). Зачем здесь интердикция-суггестия в объяснительном плане?

Reply

hugan October 21 2013, 07:44:17 UTC
УО - это, мне кажется, агностическая нейтральная концепция. "не знаем и домысливать не станем". Вопрос - насколько и как обезьяна улучшена. В конечном-то итоге предки все равно обезьяны.

Reply

hugan October 21 2013, 08:43:58 UTC
Суггестия - не единственно возможное мыслимое объяснение отсутствия находок непосредственного предкового вида. Она даже не связана прямо с процессом дивергенции, она лишь входит (наряду с ним) в одну объяснительную схему. То, что эта схема выглядит сраведливой в одном отношении - еще непричина считать ее целиком обоснованной.

В самом общем случае: когда идет борьба в тесной экологической нише, естественно предположить, что победитель вытесняет побежденного, и этот факт ничего не говорит нам ни о особых приспособлениях победителя, которые принесли ему победу, ни о характере борьбы.

Reply

hugan October 21 2013, 10:53:02 UTC
Т. е. если стоит задача реконструировать генез, и если отталкиваться от реконструкции Поршнева, то, думаю, имеет смысл искать и предполагать такие "палеопсихологические" механизмы, которые этологически, зоопсохологичеси и просто психологически понятны. Я вот задумался: а какую вообще роль постулат о "психологическом оружии" играет в этой реконструкции. И мне так кажется, что можно свободно заменить оружие на социально-коммуникативные способности, и ничего не поменяется: вместо эффективного одностороннего действия - эффективное взаимодействие. Это, мне кажется, портрет человека как-то более "с человеческим лицом ( ... )

Reply

hugan October 21 2013, 11:24:45 UTC
> "зависимость слишком расплывчата ( ... )

Reply

dgies October 21 2013, 18:42:04 UTC
_Зачем здесь интердикция-суггестия в объяснительном плане?_ ( ... )

Reply

hugan October 22 2013, 06:54:11 UTC
> "Но здесь мы с вами не договоримся ( ... )

Reply

hugan October 22 2013, 07:14:45 UTC

т. е. - ЗАЧЕМ избегать употребления термина "решать" применительно к животным? Вопрос о том, ЗАЧЕМ интердикция, можно перенести вглубь - ЗАЧЕМ то, для чего, в частности, понадобиласть интердикция - отказывать животным в сложных когнитивных способностях?

Мне кажется, это момент философский - и тем самым иррациональный.

Опять же: Йеркс и мн. др о принципиальной способности обезьян реализовывать "человеческие" функции. Не наследуют, неохотно делают - это да. Но могут же, если нужно, если среда такова, что это оказывается систематически полезным. Тогда надо еще определить, если проводить демаркационную линию человек - то через что. Мне так кажется - не столько через саму речь, сколько через культурный канал наследования - через обучение родителями детей различным культурным штукам, в т.ч. речи.

Reply

hugan October 22 2013, 07:36:15 UTC
по ссылке о ледниковом периоде: не уловил связи. Богатство украшений шамана психологически понятно в терминах старндартных интерпретаций тотемизма как регулятора амбивалентного отношения к родительской фигуре. Объяснение через "приближенность" шамана к Предку - можно интерпретировать и как подтверждение старого доброго "Тотема и табу" Фрейда (который я, кстати, воспринимаю очень критично и.. эээ.. избирательно: кое что - откровенно "поспешные обобщения", но есть и очень интересные сближения ( ... )

Reply

dgies October 22 2013, 21:23:51 UTC
_Да, такое наблюдение может влиять на процесс, расширять набор влияющих критериев._ и др ( ... )

Reply

hugan October 23 2013, 05:00:16 UTC
>"совершенно уникальный сапиенс"
- так давайте же очертим, в чем его уникальность. И имеет ли она отношение к сознанию - при том, что сознание - это не условие принятия решений и не механизм этого процесса, а надстройка над ним, хотя бы и весьма полезная. Голосую за социальный интеллект :) - тут и появление сознания (анализ собственных намерений на предмет социальных последствий до приведения их в исполнение, подключение социального контекста к окончательному принятию решения), тут и речь - средство сообщить о своих намерениях и узнать о чужих более точно, и вообще средство фиксации рефлексии.

Какое быстро развился - это вопрос другой, и тут описание дивергенции выглядит логично. Но почему в ходе дивергенции должно появиться средство контроля, а не просто новая способность в широком смысле? Что в этом процессе говорит в пользу контроля??

Reply

hugan October 23 2013, 05:08:23 UTC
>"животное прекрасно наследует коммуникацию"
- в том и дело, что не столь прекрасно. Животное наследует прекрасно очень небольшой и закрытый набор сигналов. Оно МОЖЕТ обучиться и более широкому и открытому набору, с синонимией, абстрагированием знака и пр. признаками человеческого языка. Но оно не может (не хочет?)эффективно обучить этому своего детеныша!! Поэтому культура угасает до витально значимого уровня. Вероятно, если этот уровень поднять, если поставить популяцию шимпанзе в условия "общение или смерть", то язык начнёт воспроизводиться получше, плюс отбор по способностям....

Reply

hugan October 23 2013, 05:15:43 UTC
Вот условия дивергенции и похожи на условия "общение или смерть".
Но я даже внимательно перечитав "Начала человеческой истории" на этот предмет, в упор не пойму, откуда пришло это психическое императивное оружие. Он его постулирует сзоду, и в виде интердикции, и в виде инфлюативной функции речи, почему-то полагаемой базовой по отношению к другим функциям. В ситуации провала доверия - да, зависимость и контроль. Но в норме-то и у животных и у человека на доверии основано много чего, есть кооперативные протоколы взаимодействия. Постулативный отказ от всего этого сильно похож на произвольный.

Reply

hugan October 23 2013, 05:38:59 UTC
Про Галилея и доказательства. Есть экзистенциальная такая (хочу из этого слова сделать эпитет) драма верности себе и сложности мира. Драмане только в непризнании и одиночестве. Это было бы победы, это решается уже в терминах "свои-чужие". А мне видится более глубокая драма в том, что эта верность себе сталкивается, должна сталкиваться с внутренним источником сомнения. Ничего кроме страдания она не приносит, и так это и надо, кто хочет двигаться вперёд да претерпит.. Это похоже на экзистенциалистскую заброшенность. Только романтики 19 века могли позволить себе переживание гением своей гениальности как нечто упоительное. В нашем двадцатом (ну, по крайней мере я так себя ощущаю...) нет гениальности романтизированной, есть сомнения, непонимание, и это честно. И это не требует деления на своих-чужих. Все ищем ( ... )

Reply


Leave a comment

Up