Питание авиапассажиров на борту в СССР

Feb 07, 2022 14:03

Уже много лет, как я никоем образом не связан с Аэрофлотом и авиацией, но слова информации бортпроводника помню до сих пор. "Уважаемые пассажиры! Через несколько минут вам будет предложен "горячий завтрак". Просим вас приготовить откидные столики, которые находятся в спинке впередистоящего кресла". Посмотрим, что представляли собой рационы бортового питания в СССР на внутренних линиях, ибо на международных линиях Аэрофлота питание мало отличалось от современного. Ну, разве, что продукты были качественнее, и на стоимости не экономили.



Фото с сайта www.irk.ru Фото современное, но было приблизительно так же.


1. Начнем с самого простого. "Прохладительные напитки" (да, это тоже отдельный рацион питания) предоставлялись на рейсах продолжительностью до 2-х часов, но реально, на всех рейсах до 3 часов. В него входили: лимонад в ассортименте, минеральная вода, а если повезет, то и сок. В середине 80-х в а/п Внуково часто грузили "подарок Фиделя" - грейпфрутовый сок в бутылках 0,5. Напитки разливались бортпроводниками в многоразовые компотницы, и раздавались с подносов или с засервированной тележки из расчета 75 грамм на пассажира.



Так оно и было, только на тарелке еще должна быть салфетка.

2. Кстати, бортпроводник отвечающий за кухню ("кашу") должен был иметь с собой энную сумму денег, чтобы внести залог за стеклотару, которую привозили на борт. А так как в то время никто не запрещал проносить на самолет жидкости, многие пассажиры брали с собой на борт бутылки с водой, особенно летом. При сдаче стеклотары экспедитору цеха бортпитания в конце рейса ответственному за "кашу" прилипало несколько полновесных советских рублей. Но они, как правило, долго в кармане не задерживались, но об этом чуть ниже.



ЗИЛ-130 автолифт. Именно такие машины доставляли бортпитание на борт самолета.

3. В рейсах продолжительностью более 3 часов авиапассажирам предлагали "чай", при этом рацион "Прохладительные напитки" никто не отменял. Стоимость рациона "Чай" - 40 копеек. Также этот рацион предлагался в качестве второго питания в длинных рейсах с промежуточной посадкой. В рацион "Чай" входило: чай/кофе на выбор, печенье или вафли, сахар. Чай и кофе могли привезти на борт в индивидуальной упаковке, а могли и в пачках. Тогда бортпроводникам приходилось всё это заваривать в чайниках. Чай в СССР особым дефицитом не был, а вот растворимый кофе при заваривании в чайнике удавалось сэкономить "для дома, для семьи". Причем, пассажирам очень нравился аэрофлотовский кофе из-за одного секретного ингредиента. Чтобы кофе не казался "жидковатым" туда добавляли молотый черный перец. Ни один бортпроводник (на коротких рейсах бригада бортпроводников Ту-154 состояла из 3-х человек) не уходил с рейса без баночки кофе (на Ил-86 (8 чел) на всех, увы, не хватало). Вроде мелочь, но банка кофе стоила в то время 6 рублей.



4. В рейсах продолжительностью более 4 часов пассажирам предлагался "горячий завтрак" (ужин). Он сервировался на подносе в цехе бортпитания аэропорта вылета, а горячее на поднос добавляли бортпроводники при раздаче. Это рацион включал в себя: закуску (вареное яйцо, сырокопченая колбаса, сыр, плавленый сырок, красная рыба, порезанный огурец и т.д.), горячее блюдо (как правило - "синяя птица" или отварная говядина) с гарниром в виде риса или жареного картофеля, булочка "Лётная", пирожное (вафли или печенье), мог быть какой-нибудь фрукт, чай/кофе на выбор, сахар, специи. Стоимость рациона составляла 1 рубль 50 копеек, а в отдаленных регионах 1 рубль 80 копеек. Цена не включает стоимость прохладительных напитков.

Естественно, к рациону прилагался рацион "Прохладительные напитки". Теперь об убытках бортпроводника отвечающего за "кашу". С рационом "горячий завтрак" (ужин) пассажирам выдавали "тройки", столовые приборы из нержавейки. Естественно, пассажиры были не прочь прихватить эти "сувениры" домой. Конечно, старались собрать всё, но каждый рейс недосчитывались приборов. Стоимость одной единицы 40 копеек, если не изменяет память. Платили, кстати, не только за приборы, а также и за чашки и компотницы, но их экспроприировали значительно реже. В итоге, каждый месяц вычитали по 10-15 рублей. Вот эти потери и старались покрыть оставленной пассажирами стеклотарой.



Электро-духовые шкафы для разогрева бортпитания пассажиров.

5. Теперь самый интересный и выгодный для бортпроводников рацион питания авиапассажиров - "консервированный завтрак (ужин)". Рацион предоставлялся на длинных рейсах с промежуточными посадками, при отсутствии в аэропорте обратного вылета цеха бортового питания, сервировался бортпроводниками на борту. Стоимость рациона та же, что и "горячий завтрак". Если смотреть рейсы из а/п Внуково, то основной рейс, на котором использовали данный рацион в середине 80-х был Москва - Певек на Ту-154 с промежуточной посадкой в Норильске. Консервами заменялись скоропортящиеся продукты, а колбаса в батонах и сыр в головках имел более долгий срок реализации, чем порезанные продукты. К тому же в Певеке, также как и в Норильске, либо в запасном аэропорту, типа, Хатанга или Игарка, по погодным условиям можно было засесть надолго. На борт привозили сырокопченую колбасу в батонах, сыр в головках, мясные (колбасные фарши, ветчину, тушенку, консервированные сосиски), шпроты в банках, овощи и фрукты в не нарезанном виде или овощные консервы (зеленый горошек, лечо, консервированную фасоль, маринованнные овощи и фрукты и пр.), а если повезет, то и красную икру.



6. Бортпроводник, отвечающий за "кашу", всегда имел с собой большой острый нож, даже, можно сказать, ТЕСАК, благо проблем с проносом его на борт тогда не было. Чем тоньше будет порезана колбаса, сыр, ветчина, тем больше останется "для дома, для семьи". Хотя, при длительной задержке рейса, а это могло быть несколько суток, все излишки съедались экипажем в гостинице, в которых порой не то, что столовой, элементарных удобств не было, М/Ж выгребного типа на улице, а там, например, -45°C.



7. Кстати, сэкономленные продукты не продавались, а съедались дома, ибо в позднесоветских лабазах, увы, ничего не было. Так что конец 80-х и начало 90-х я пережил благополучно, и многие продукты никогда не покупались :).



Да, рейсы иногда встречали по прилету, проверяли сумки, иногда устраивали показательные "разборы полетов", но обычно, договаривались и делились. Вот так и жили. Хотите back in the USSR?

А вот ТАК кормили экипажи воздушных судов на внутренних линиях Аэрофлота.

Понравилось? Подписывайтесь на канал и пишите в комментах о чем еще хотите узнать из "истории" Аэрофлота времен СССР.

Авиация, lytdybr, Общественное питание, СССР

Previous post Next post
Up