Что ели экипажи ВС в СССР

Feb 10, 2022 09:09

В начале голодных 90-х на коротких рейсах стало обычным продавать свою "экипажную" порцию проголодавшимся пассажирам. Причем, даже летный состав просил бортпроводников продать их "порцайки", ибо цены на борту были "высотные", а в умирающей стране выживать было нужно. В позднем СССР и после его распада повсеместно стали вводить дополнительные платные услуги, поэтому пассажиры даже не догадывались, что это были экипажные порции. Чем же кормили экипажи ВС (воздушных судов) на внутренних рейсах Аэрофлота в СССР.




1. Смотрю, зашел мой пост про питание авиапассажиров на борту самолетов в СССР. Продолжим! Теперь расскажу, как питались экипажи воздушных судов. Питание экипажей на рейсах отличалось от пассажирского рациона. По мировым стандартам оно шло, как для пассажиров I класса. Ну, а так как классов на внутренних рейсах в позднем СССР не было, то именовалось оно, просто, "Экипажное". Независимо от продолжительности полета экипажу полагалось "горячее питание". Всё, что тут написано, больше относится к рейсам на Ту-154 и Ил-62. На Ил-86 большие бригады бортпроводников, и было не до изысков :(. Хотя, для себя и на больших бортах делали часто так же.



Естественно, это современная фотография. Тогда не было никаких касалеток, а курица привозилась в сотейниках по 10-15 порций в каждом.

2.
Ассортимент продуктов для экипажа мало отличался от пассажирского, но в экипажном питании было: одна дополнительная закуска, масло, сок. Если в пассажирском наборе мог быть только овощной салат, то для экипажа вторая закуска предполагала что-то более существенное: 50 грамм сырокопченой колбасы, либо 50 грамм сыра, шпроты или красную рыбу. Могло быть и вареное яйцо. Все остальное уже зависело от бригады бортпроводников. Удивлены? Все просто. Часто на рейс приносили из дома майонез, головку чеснока, тертый сыр, разную зелень, бульонные кубики и другие дополнительные ингредиенты. Обычная "синяя птица" натиралась чесноком, посыпалась черным перцем, обмазывалась майонезом или посыпалась тёртым сыром, и запекалась в электродуховом шкафу (ШЭД).



3. Тоже самое было и с отварной говядиной, которая обмазывалась горчицей (привозили на борт в индивидуальной упаковке), вместо майонеза и сосисками. Булочки тоже подогревались. Получался совсем другой, домашний, вкус, а по салону распространялся аппетитный запах. Естественно, все это обговаривалось с экипажем. Может кто-то ненавидит что-то из вышеперечисленного.

А так, как курицы на борту по количеству было достаточно, то в длинных рейсах делали на них свой бульон :).

Чай нередко тоже заваривали с мятой, чабрецом и другими травами. Ну и лимон был на борту не редкостью. На внутренних рейсах сухое молоко для кофе не выдавали, но часто его приносили сами бортпроводники после редких (а/п Внуково) чартерных международных рейсов.

В продолжительных рейсах, где по рациону шло "консервированное питание" было все приблизительно так же. Колбасный фарш, ветчина, консервированные сосиски обжаривались в ШЭДе, украшались зеленью, овощами и пр, колбаса и сыр нарезался тонкими кусочками, шпроты красиво выкладывались на тарелку с ломтиком лимона.

Все это сервировалось на большом подносе, и выглядело ооочень даже прилично. Пилоты обычно ели после набора высоты, бортпроводники в свободное от обслуживания пассажиров время. Я любил поесть перед взлетом, когда самолет уже готов к вылету, но пассажиров еще не привезли.

Если вы ещё не видели пост про пассажирские рационы, то он ТУТ.

Кстати, почитал я тут "Инструкцию по организации питания пассажиров на борту самолетов гражданской авиации СССР" от 10 января 1980 года и не менялась до распада СССР. Знаете сколько стоил пассажирский "Горячий завтрак"? 1 рубль 50 копеек, а в отдаленных регионах 1 рубль 80 копеек. Цена не включает стоимость прохладительных напитков, которые отпускаются на борт по розничным цена.



Понравилось? Подписывайтесь на канал и пишите в комментах о чем еще хотите узнать из "истории" Аэрофлота времен СССР.

Авиация, История, Общественное питание, СССР

Previous post Next post
Up