Это же надо было так лохануться - назвать городской студенческий литературно-журналистский конкурс «Золотым пером»! Так же, как называется самый престижный российский конкурс журналистского мастерства. Я негодовала, психовала молча и злобствовала вслух, пока не заглянула в Интернет и не убедилась, что «Золотых перьев» теперь - будто всех отечественных гусей ощипали. От «Золотого пера графоманов, кропающих тошнотворные стишки к торжественным датам» до «Золотого пера нашего домоуправления». И я смирилась.
Настолько, что приняла приглашение стать руководителем одной из студенческих работ.
Тем более, работу эту, как и студентку, её выполнившую, я отлично знаю. Расскажу.
Гуля Усманова поступила на первый курс ОмЮИ, когда на студенческом радио этого вуза блистали (это громко сказано, ну да ладно - тут я имею право быть необъективной) пятикурсники - команда КВН «Юристократы». На сцене они имели успех преимущественно в «чёрном» КВНе, а традиционные юмористические конкурсы им традиционно же не давались. Зато в своём вузе это были звёзды первой студенческой величины. И на радио они вели по пятницам, чередуя, две программы - юмористическую и о рок-музыке.
Кто тогда познакомил меня с первокурсницей Гулей, не помню. Мне сказали, что эта девочка разбирается в современной музыке и могла бы вести соответствующую рубрику на студенческом радио. Я решила, что Гуля впишется в команду пятикурсников - ведь у них передача о музыке уже была.
Но «Юристократы» поначалу весьма прохладно отнеслись к этой девчонке. И когда на первом курсе возникла своя радиокоманда «Захват эфира», Гуля стала одной из ведущих «захватчиков». Уже после первых их программ пятикурсники обглодали себе локти, стали называть Гулю самыми ласковыми именами, угощать кофе и сигаретами и, что самое главное, не смели издеваться над радиоэфирами первого курса. А это был несомненный и очень большой успех в масштабах студклуба ОмЮИ.
После моего ухода из этого вуза Гуля сначала возглавила студенческое радио, а на четвёртом курсе стала руководителем студенческого пресс-центра института. Так что работать с ней над конкурсным сочинением было нехлопотно. Тем более, тема его и мне близка - память об омском музыканте Егоре Летове. Мы с Гулей решили, что лучше будет представить на конкурс сценарий радиопрограммы - он должен был выделить работу из ряда чисто текстовых, «одномерных». Кроме того, обзорная радиопрограмма допускает цитирование авторитетов и позволяет вписать иллюстративный музыкальный материал. (Кто бы всё это оценил, ё-моё!)
В общем, если и были у нас сомнения насчёт нашего труда, так только в том, насколько тема Гулиного сценария покажется интересной членам жюри.
Отборочный тур проходил в Центре искусств. Я тоже пришла: мне был любопытен этот конкурс в целом, интересно было послушать других ребят. Я думала (и настаивала на этом в разговорах со студентами), что никого в жюри и в Городском студенческом центре, соорганизаторе конкурса, не знаю. Заблуждалась: да, в Центре сменились люди, но пришли туда как раз знакомые мне специалисты. И с некоторыми членами жюри, как оказалось, я знакома по своим прежним судействам молодёжных литературных конкурсов и по писательской организации. Мне очень понравилось, например, что в жюри вошёл Александр Сафронов, активно работающий с пишущей молодёжью. И приятно было видеть ведущей отборочного тура Олесю Владимировну Серебрянник (Полывянную), с которой мы несколько лет сотрудничали на окружном литературном фестивале «Откровение».
Отборочный тур проходил следующим образом: ребята по очереди зачитывали перед залом свои произведения или отрывки из них. Если обсуждать было нечего, им говорили: «Достаточно. Спасибо». Если у членов жюри были вопросы, их задавали.
Гулю спросили, зачем она включила в свой текст большой негативный отзыв Артемия Троицкого о Летове. Девочка ответила, что старалась представить разные точки зрения, к тому же отзыв Троицкого не был единственным в её работе. Гуля отлично держалась - и я насчёт неё в этом плане всегда была абсолютно спокойна. Но уже по самому тону заданного вопроса было понятно, что работа «не произвела впечатления».
Какие работы произвели - нам тоже было откровенно явлено. Студентка политеха Настя Гуливатенко написала «Легенду об омской сирени». Добротно сделанный пиар-текст, приглашающий молодёжь принять участие в высадке кустов сирени. Мол, сирень - это душа Омска. Она росла и благоухала в довоенном городе, ею встречали вернувшихся с фронта бойцов… Написано несколько слащаво, но я бы, признаться, тоже отметила эту конкурсную работу. Потому что в ней чувствуется профессиональный подход к тексту, определённая литературная работа и понятные цели.
Я вспомнила кстати заметку Леонида Мартынова, на которой пару раз зашвыривала его «Воздушные фрегаты» в дальний угол комнаты. Мол, не эту ли (омскую) сирень вспоминал Врубель?.. - размышлял Мартынов. Но ведь как раз за несколько лет до того времени, как младенец Врубель (совсем недолго) был омичом, Достоевский писал, что Омск - грязный пыльный городишко, в котором и деревьев-то нет.
А после второй мировой войны, по рассказам стариков, в Омске не осталось деревянных мостков и заборов, не только деревьев или кустарников - за исключением охраняемых, сохранившихся частью и по сей день, - все они сгорели военными зимами в буржуйках, слабо обогревавших квартиры отчаянно замерзающих омичей. Но откуда ж это знать второкурснице Насте?
Показательным был эпизод с прозаическим отрывком студента ОмЮИ Стаса Шамонаева. Он рассказал о бродяжке, любительнице музыки. Бродяжку обижают распоясавшиеся подростки, и всё в этой истории трогало бы и вызывало сочувствие к героине, если бы не кошмарный язык, которым история написана. Александр Сафронов даже специально вышел к сцене, чтобы сделать разбор текста. Я прониклась к Александру Владимировичу искренним уважением: он подробно остановился на тексте Стаса, но урок преподал всем. Сказал и о дурновкусии, и о пошлости в языке, о том, что такое штампы и как следует относиться к собственному слову, если хочешь быть услышанным. Две дамы из жюри после обсуждения в фойе Центра искусств взахлёб уговаривали Стаса сильно не переживать. А я поздравила его с тем, что он удостоился такого внимания со стороны известного омского прозаика. И подошла к Сафронову поблагодарить за этот разбор.
Конечно, с ребятами из юридического никто не занимается всерьёз работой над словом - это видно по их заметкам в институтской газете, это видно было и на конкурсе по представленным текстам. Спасибо институтской корректорше, что хоть ошибки в распечатках исправила.
Отдельной номинацией в конкурсе шли поэтические произведения. От писателей их оценивала Даша Решетникова, которая на отборочный тур не пришла. Поэтому про поэтов мы мало что услышали.
Есть такой эффект звучащей поэзии - она может казаться лучше, чем есть на самом деле. Хорошо прочитанный средненький по сути текст порой звучит так, что затмевает рассказанное монотонно или скороговоркой прекрасное стихотворение. Это я знаю по молодёжным поэтическим фестивалям, на которые выводила студентов и получала в итоге неожиданный результат: интересные стихи с их талантливыми, но неартистичными авторами оказывались незамеченными жюри, а человек, пишущий подростковую любовную лабуду, но имеющий опыт занятий в театральной студии, становился лауреатом.
И я не рискну, не имея перед глазами текстов, сказать, кто из поэтов, завившихся на «Золотое перо», был лучшим. Там были хорошие чтецы, как, например, Ольга Харитонова из ОмГАУ, Елена Моисеенко из ОмГУ, особенно - Рината Нигматуллина из лицея № 29. У Ринаты я бы отметила и прозаический этюд - прочитан был великолепно. Я даже сказала Гуле, что такой ведущий, как эта лицеистка, и нужен на радио. Мне показалось интересным стихотворение Ольги Карлащук из колледжа технологий транспорта - обращение к городу, как к любимому человеку. Хотелось бы прочитать его с листа. Надеюсь, сделаю это, когда выйдет из печати сборник по итогам конкурса.
Оглашение итогов и награждение победителей пройдёт завтра в литературном музее. Хочу сходить.