Рецензия на книгу Марка Бента, Немецкая романтическая новелла
В книге разбирается генезис немецкой новеллы в конце XVIII - первой половины XIX веков, происхождение и влияние на европейскую, американскую и российскую литературу.
Новелла, после активного развития из бытового анекдота в эпоху Возрождения («Декамерон» Боккачо, «Назидательные новеллы» Сервантеса, «Опыты» Монтеня), утратила широкое применение вплоть до конца XVIII века. Новелла получила развитие после французской революции в Германии в форме романтической новеллы. Разрушение феодального устройства общества, его застывших сословных норм привлекло внимание к «частному» человеку.
«Роды литературы, как было замечено еще Гегелем, соответствуют эпохам».
Ее родоначальниками стали Шиллер и Гете. На протяжении примерно 30-40 лет новелла трансформировалась в более реалистические произведения (Гофман). Под влиянием немецкой новеллы стали развиваться новеллистика во Франции, США и России.
Для писателя в этой работе интересно, что сюжет в немецких романтических новеллах, строится по канону Аристотеля. То есть в конце произведения происходит кульминация, которая переворачивает все ног на голову. У Аристотеля использовался термин «узнавание», а в XIX веке стати использовать термины «сокол», «пуант».
«…приемы Гёте: случай взят из частной жизни, он национально и исторически не акцентирован, конфликт перенесен внутрь персонажа, сами персонажи - это люди "вообще", "характеры", рассказ оснащен показательными (по Гёте) новеллистическими признаками: лейтмотив, "поворотный пункт". Структура новеллы обладает замкнутостью: соблазн - искушение - падение - раскаяние - восстановление».
Характерной для этого периода является использования обрамления (или «рамы»), то есть повествование передается в рассказе от лица, «участвующего» в новелле. Чуть ли единственным автором, который не использовал обрамление был Генрих Клейст (Маркиза Д’О, Землетрясение в Чили), и это сразу добавило новелле напряженный драматизм.
« Клейст произвел радикальную перемену в структуре новеллы, устранив так называемую "раму" и сделав события "большого мира" непосредственным источником трагических коллизий».
Гофман самый репрезентативный романтический немецкий повествователь этого периода.
«в 1817 - 1818 гг. Гофман ближе всего подходит к созданию "собственно" новеллы. Она не обязательно "детективная" по сюжету, но тяготеет к ней по своим приемам. Здесь присутствуют "казус", "тайна" и "разгадка", что диктует и специфическую композицию с нарушением последовательности изложения и внутренним рассказом».
«Казус» еще один из приемов новеллистики, это «узнавание» наоборот. «Казус» в отличие от «узнавания» происходит в самом начале и представляет собой загадочное событие, которое нуждается в объяснении. Интересно, что при использовании «казуса» и последующем расследовании в центре внимания оказывается не личность, а занимательный сюжет.
Кстати, интересно вот что. Генрих Клейст покончил самоубийством в 1811 году, предварительно застрелив любимую больную раком. Они об этом заранее договорились. В немецком обществе это самоубийство резко осуждалось не только по религиозным соображениям, но и по причинам интересов общественной пользы - «возмутительное самоуправство, дерзкий вызов господствующей морали». Я здесь увидел параллель с ситуацией в СССР в 1920-1930-х годах, когда самоубийство оценивалось как «трусость, дезертирство с фронта борьбы за новое общество». Просто совпадение? Но немцы в 1760-1820 годах оценивали немецкую общественную систему, как как некое идеальное государство с регламентированный порядок, систему образования, «правильным» чиновничеством.
Бент отмечает, что характерной особенностью эпохи было восхищение Италией и итальянским искусством, и это оказывало влияние на темы произведений. Еще одной популярной страной для романтической прозы была Испания, как «страна страстей, контрастов, любви и смерти».
Эпоха «немецкого романтизма» сменяется «бидермейером».
Термином "бидермейер" обозначают обычно образ жизни и стиль в искусстве и литературе, характеризовавшиеся настроениями самоуспокоенности, "приватизации" и конформизма и распространенные в эпоху Реставрации. В рамках бидермейера происходит становление ранних форм реализма в немецкой литературе.
Это то, что у нас в современной России называлось «золотые годы», «сытые годы» - до 2008 года.
Как меняется новелла:
Механизм эволюции новеллы Возрождения помогает понять и развитие немецкой новеллы в конце XVIII - начале XIX ев, Если эпоха Возрождения засвидетельствовала диалектический скачок в развитии человеческого сознания - выделение человека из природы, из "рода", из сословия, то просветители акцентируют принципиально новые моменты: в соответствии с известным постулатом Канта ("Человека я рассматриваю как цель - не как средство") они делают упор на правах человека как частного лица и как гражданина.
Об авторе:
Марк Бент (1937-2011), профессор филологии Челябинского университета, один ведущих специалистов по германскому романтизму.
Марк Бент, умнейший человек с уникальной для нашего времени скромности, достаточно прочитать его интервью -
http://cheldiplom.ru/text/charisma/16824.html .
Summary:
Интересная работа для филологов и читателей, интересующих генезисом новеллы в историческом ключе.