«О таблично-графической форме творчества писателя»

Mar 01, 2019 02:08



Во всем мире читатели часто скептически оценивают книги профессиональных преподавателей курсов литературного мастерства, считая, что для права учить начинающих писателей необходим литературный успех и признание читателей. О пяти причинах, почему успешные писатели не могут написать хороший учебник для писателей я уже писал. Сейчас же в качестве контпримера задам вопрос, должны ли все школьные или университетские учителя физики или химии быть Энштейнами и Менделеевыми? Всегда ли сопутствует талант ученого (писателя) таланту учителя?

[Spoiler (click to open)]Об авторе

Марта Олдерсон профессиональный преподаватель с 20-летним опытом в области писательского мастерства.

Начинала она в Калифорнийском университете, там же написала в 2003 году исследование по сюжетам в котором изучила как существующие учебники для писателей, так и проанализировала «много» сценариев и фильмов.

Исследование Марты Олдерсон превратилось в итоге в книгу и стала основой для авторского курса по сюжетостроению. Кстати, более известная на российском книжном рынке Линда Сегер также прошла путь от исследовательской работы сюжетов к преподаванию, написанию книг по писательскому мастерству и консультированию по вопросам сценариев.

А например, «один из самых блестящих бизнес-экспертов мира», «гуру» в мире повышения личной эффективности, прежде чем написать свой бестселлер «Семь навыков высокоэффективных людей», защитил докторскую диссертацию по литературе о самосовершенствовании.
Перевод

Книга называется «Writing blockbuster plots. A step-by-step guide to mastering plot, structure and scene», то есть буквально «Написание сюжетов блокбастеров. Пошаговое руководство по освоению сюжета, структуры и сцены». Перевод - хороший.

Вынужден не согласиться с переводом двух ключевых терминов переводчиком Анной Ландихиной. Понимаю, что в русском языке еще не устоялась писательская терминология, но некоторая традиция уже есть. Например, таблица Scene Tracker переведена как «эпизодная сетка». Термин эпизод сейчас используют для отдельной серии в телевизионном сериале, или для нескольких сцен в литературе, объеденных одним драматическим контекстом. В данном случае нужно было сохранить перевод Scene, как «сцена» - минимальная драматическая единица художественного произведения. Tracker на русский не переводят, поэтому предложил бы его использовать как «треккер», или, как вариант - «таблица». Тогда получилось бы «треккер сцен» или «таблица сцен», если уж «сетка сцен» получается не благозвучной.

Что касается Plot Planner, то «схема сюжета», предложенная переводчиком, вполне допустима, хотя мне больше нравится «планировщик сюжета».
О содержании

Учебник «Создавая бестселлер …» рассматривает стандартные для структуралистского подхода темы: сюжет, персонажи, главная идея и так далее.

Особенность работы Олдерсон заключается в фокусе на сюжете, работе по созданию, повышению драматизму повествования посвящена основная часть книги.

«Сюжет - это набор эпизодов, связанных между собой причиной и следствием. Эпизоды складываются в драматическое действие, в котором присутствуют напряжение и конфликт. Конфликт ведет к эмоциональному развитию персонажа, в чем и проявляет себя главная идея произведения»

Также в учебнике раскрыты темы «эмоциональное развитие персонажа», «главная идея».

«Эмоциональное развитие персонажа должно включать три главных потрясения: в конце начала, во время перелома и во время кульминации. Каждая из этих точек находится соответственно в начале, середине и конце произведения, каждая создает все больше напряжения для главного героя и требует от него все большей жертвы, смелости и стойкости перед лицом тяжелых испытаний».

К достоинствам книги Марты Олдерсон отнесу еще несколько тем. Автор подробно объясняет, чем отличается сцена от пересказа. Показывает, как наполнить сцены и сюжет драматизмом. В редком учебнике рассказывается о предвестиях, а в книге Олдерсон рассказывается о приемах использования предвестий. Первый раз для учебника, переведенного на русский язык, вижу объяснение места пересказов в сюжете.

Не часто авторы учебников указывают на количество сцен в романах, но Марта Олдесон указывает, что в стандартном романе примерно 60 сцен при «стандартном размере романа» в 60-90 тысяч слов.
Цитаты

«Пересказ быстро описывает нам те события, которые важны не настолько, чтобы изучать их подробно. Он дает нам представление о последовательности этих событий, но сжимает время и именно рассказывает нам, что произошло в тот или иной промежуток. Пересказ будет вам полезен, чтобы быстро перейти от создания одного эпизода с важными подробностями к другому. Пересказы занимают в повествовании важное место, особенно если они написаны с легким оттенком напряжения, намеком на конфликт и отзвуком царящего в истории саспенса. Используйте пересказ, когда нужно: дать сведения; рассказать предысторию героя; создать условия для следующего действия; дать представление об обстоятельствах общего характера; показать, что движет героем; изменить скорость; создать переход; быстро пролистнуть время».

«В конечном счете у вас есть две причины, почему нужно знать главную идею. Покупателю важно знать, о чем эта история. Мир современного читателя просто наводнен книгами, журналами и интернетом. Для того чтобы ему захотелось посвятить вашей книге свое драгоценное время, вы должны дать ему какой-то более глубокий смысл кроме простого удовольствия от чтения. Главная идея - это то, на что сделаны ставки в вашей истории. От ясности главной идеи зависит плотность текста. Зная основную мысль, вы будете выбирать лишь те эпизоды, которые ей соответствуют».

«К сожалению, мы часто смешиваем информацию, важную для самого автора (как, например, полная история персонажа), и то, что действительно нужно вставить в текст. Иногда, не зная, что делать, авторы начинают рассказывать предысторию персонажа с помощью флешбэков. Но флешбэк - это вовсе не единственный способ передать важные подробности из предыстории. Однако показать предысторию посредством поступков и реакций персонажа, его решений и последствий его решений гораздо сложнее. Не нужно прибегать к флешбэку - лучше потрудитесь найти какую-то деталь, которую заметит ваш персонаж, или какое-то слово, которое он обронит, что станет отсылкой к событиям, происходившим с ним в прошлом»

«Из трех главных сюжетных линий (линия драматического действия, линия развития персонажа и линия главной идеи) именно линия главной идеи придает смысл тому, как две другие линии влияют друг на друга. Даже если вы только набрасываете общий план сюжета, никогда не рано задуматься об идее вашего произведения, о том смысле, который вы хотите донести до читателя».

«Чтобы не натыкаться на стену, всегда помните о пяти важных для середины романа вещах. Глубоко прорисовывайте черты вашего персонажа, как положительные, так и отрицательные. Поместите героя в незнакомый для него мир, чтобы он постоянно терял равновесие. Создайте второстепенных персонажей, цели которых будут противоположны целям протагониста: это спровоцирует конфликт. Усильте сопротивляющиеся протагонисту силы так, чтобы исход был неизвестен и все время звучал бы драматический вопрос: получится у героя или нет? Покажите, как герой приобретает новые навыки, как он меняется. Эти умения пригодятся ему, чтобы выиграть финальную битву. Он может еще не знать, что ему понадобится. Эти премудрости и уроки должны быть частью внешнего сюжета середины романа. Они могут быть напрямую связаны с одним или несколькими второстепенными персонажами, которые в этот момент встречаются протагонисту. Обретенные изменения, новые силы и способности главного героя сыграют свою роль в последней четверти романа. Но сейчас, в середине, ни герой, ни читатели не должны об этом догадываться».

Ключевые идеи

Главными достоинствами книги являются два предложенных инструмента: Plot Planner и Scene Tracker. Plot Planner - это графический инструмент построения сюжета, график на котором располагаются сцены сюжета. Scene Tracker - таблица, в колонках которой каждая сцена описывается по 7 элементам.

Эти два инструмента позволяют писателям, которые пишут романы по предварительным планам, создавать произведения с напряженным сюжетом. Для писателей, пишущих «интуитивно», без плана, эти инструменты позволяют проверять то, что у них получилось.

В аннотации к изданию на английском языке указывается на инновационность инструментов Plot Planner и Scene Tracker. По началу я с сомнением отнесся к этому утверждению.

Похожие инструменты можно встретить у других авторов учебников для писателей или сценаристов. Например, таблица сцен, пресловутая «доска» является стандартным инструментом для сценаристов. Свои схемы для структурирования сцен предлагали Блейк Снайдер, Эван Маршал, Дуайт Суэйн, Джим Батчер. Похожие таблицы использовала Джоан Роулинг, в интернете можно увидеть ее таблицу сцен по одному из романов о Гарри Поттере.

Представление сюжета в виде некоторого графика, на котором визуально можно показать разделение сюжета на части (этапы), а также возрастание напряжение, пик и падение напряжения также популярно в учебниках, причем уже давно. Во второй половине XIX века для анализа классических пьес было популярно применять пирамиду Фрайтага, которую также представляли в виде графика.

Изучив главы посвященные этим инструментам, должен признать, что на русском языке никто кроме Марты Олдерсон настолько подробно, систематизировано, убедительно не представлял графические табличные инструменты планирования/анализа сюжета.

В качестве новации можно отметить в Plot Planner Марты Олдерсон - это размещение сцен под или над линией графика сюжета. Принцип размещения сцен - в чьих руках находится контроль над действием. Если герой проигрывает в сцене, его положения ухудшается, драматическое напряжение растет, то сцена размещается над линией, если персонаж в безопасности, (побеждает, размышляет), то под линией. По мнению автора, нужно стремиться, чтобы как можно больше сцен было над линией.
В итоге

Работа Марты Олдерсон отличный учебник для того, чтобы разобраться: как строить напряженный сюжет, из чего он состоит; узнать отличие пересказа от сцены и его место в сюжете; как использовать предвестия и что это.

Если вы сторонник графических и табличных систем анализа информации, то учебник марты Олдерсон представит вам наилучшие инструменты для планирования и анализа сюжета.


литература, мастерство писателя, литературоведение, рецензия, creative writing

Previous post Next post
Up