«Что думает мозг о писателях и читателях»

Feb 24, 2019 22:25



Учебники (пособия) для писателей обещают научить писать хорошие («гениальные», «лучшие», «нормальные») романы. Существует три типа объяснения, почему автор книги сможет научить писать такие романы. Первое - «я гениальный/успешный писатель, у которого вы научитесь писать так же». Это классические работы Стивена Кинга, Варгаса Льосы, Рея Брэдбери. Из российских авторов к ним можно отнести Юрия Никитина и Николая Басова. По факту ничему особенному они не учат, но позволяют посмотреть на некоторые элементы своего творческого метода.

Второй тип - «я не гений, обычная русская баба женщина (странное дело, но работы такого типа написали только женщины), но если я смогла, то и вы сможете». Это тип «вдохновляющий на творчество» книг. Наиболее характерные работы: Энн Ламотт и Натали Голдберг.

Третий - самый распространенный тип. Авторы обосновывают свое обещание личной экспертизой: «я изучил тысячу романов, я провел десять тысяч семинаров, я научил сто тысяч студентов». Собственно говоря, это и есть настоящие учебники для писателей. Среди таких книг есть как действительно очень полезные работы, так и проходные книги с большим количеством «белого шума».

Помимо этих трех основных есть еще несколько вариантов обоснования. Например, Джоди Арчер и Мэтью Джокерса в работе «Код бестселлера» объясняют успех романов частотностью тех или иных слов.

Книга Лизы Крон также относится к оригинальному обоснованию успешному созданию романа - на основе когнитивной психологии.

[Spoiler (click to open)]Об авторе

В официальной биографии указана, что Лиза Крон работала в издательстве WW Norton, в литературном агентстве Анджелы Ринальди, продюсером на шоу для Showtime и CourtTV, а также сотрудничала с Warner Brothers в качестве стори-коуча.

В аннотации книге особо указывается, что Лиза Крон с 2006 года преподает в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) по программе писательского мастерства (Extension Writers). Программы UCLA Extension Writers известны своими циклопическими, по сравнению с Россией, масштабами. Ежегодно проводится порядка 400 курсов различного уровня (от начального до продвинутого) для писателей, сценаристов, поэтов, драматургов, биографов. В составе действующих преподавателей числится больше 200 человек. Писательские курсы появились в программе университета с 1966 года.

Если внимательно присмотреться к опыту Крон, то можно увидеть, что в год она проводит 6-10 писательских курсов. Нельзя сказать, что это показатель сверхвостребованного преподавателя по писательскому мастерству. Да и в UCLA Extension Writers она провела только несколько курсов.

Несмотря на фокус на когнитивную психологию в ее учебниках, в биографии Лизы Кроун отсутствуют упоминания о соответствующем образовании или опыте. Тем более вызывает уважение ее заслуга в применении достижений когнитивной психологии к писательскому ремеслу.

Некоторые рецензенты путают Лизу Крон с другой Лизой Крон, актрисой, драматургом. Но эта Лиза Крон - другая, та - Элизабет Си «Лиза» Крон.
Перевод

На русской книга переведена, как «С первой фразы» с подзаголовком «Как увлечь читателя используя когнитивную психологию». С точки зрения маркетинга и частично содержания - вполне адекватное название. С другой стороны, читатели и рецензенты сразу цепляются к этому названию и предъявляют претензии к автору: «обещала рассказать, как увлечь с первой строчки, а сама нас не можешь увлечь».

На английском книга называется «Wired for Story: Writer's Guide to Using Brain Science to Hook Readers from the Very First Sentence», то есть «Подключенный к Истории». Подзаголовок: «Руководство для писателей по использованию науки о мозге для привлечения читателей с первого предложения». Wired - это явная отсылка к популярному журналу «Wired». Представляется, что в английском названии меньше спекулятивного смысла.
О содержании

Многие авторы учебников пишут о некоторых феноменах писательства и чтения, как о нечто само собой разумеющемся. Например, в литературном процессе (писательстве и чтении) существует мнение, что «читателей интересуют тайна и загадки», «читателям нравится, когда герой меняется», «конфликт - основной двигатель развития сюжета», «истории интересуют читателей».  В большинстве случаев все эти выводы верны и получены были эмпирическим путем в ходе длительной эволюции литературы. Но почему?

Лизы Крон в своей работе отвечает на эти вопросы, используя последние достижения когнитивной психологии к написанию романов. Когнитивная психология занимается исследованием познавательных процессов: внимание, память, восприятие, творчество, мышление, воображение, решение задач, выбор альтернатив.

В работе использованы несколько десятков книг известных когнитивных психологов, часть из которых уже переведена русский язык: Ричард Рестак, Антонио Дамасио, Майкл Газзанига, Стивен Пинкер, Дэвид Иглмэн, Джон Лерер.

В книге Лизы Крон нет описания полноценного алгоритма написания романа, автор в 12 главах сосредотачивается на ключевых для писателей темах. Поэтому начинающий писатель не может написать по этой книге роман, но зато получит представления, как мозг читателя видит написанную историю, что ем умешает, что ему помогает, как лучше представить историю, как захватить внимание. Лизе Крон видимо указали, на недостатки книги и ее следующая работа «Story Genius» имеет более прикладной характер.

После прочтения книги начинающий писатель сможет создавать истории и характеры психологически достоверные, а опытный писатель сможет проверить свою уже написанную, как ее может воспринять читатель.

Книга информационно очень насыщенная. Обычно после прочтения нон-фикшн я составляю себе краткий компендиум с цитатами, личными замечаниями и выводами. Обычно после прочтения «книг не-очень» компендиум состоит из 1-2 страниц, после прочтения Стивена Кинга - из 2-3, очень хорошие 10-25. Компендиум по Лизе Кроун с моим собственным рубрикатором составил - 54 страницы! При том, что я начинал читать книгу Лизы очень скептически настроенным, подвергая сомнению ее допущения и выводы.
Ключевые идеи

Приведу несколько идей.

Современная литературоведение и наука о писательстве считает, что чтение жанровой литературы является эскапизмом, уходом из реального мира в митр иллюзий.

Лиза Крон, ссылаясь на когнитивную психологию утверждает, что читатели воспринимают истории, как некий опыт, который позволяет им учиться и использовать в реальной жизни.

«Художественное повествование предлагает нам мысленный каталог дилемм, с которыми мы однажды можем столкнуться, и последствий тех или иных поступков, которые можно было бы тогда совершить. Какой выбор стоит передо мной, если я подозреваю, что мой дядя убил моего отца, занял его должность и женился на моей матери? Если мой старший брат - неудачник и у семьи он не в почете, достаточно ли этих обстоятельств, чтобы он решился меня предать? Что произойдет в худшем случае, если меня соблазнит клиентка, пока жена и дочь уехали на выходные? Что произошло бы в худшем случае, если бы я была женой провинциального врача и завела интрижку, чтобы добавить изюминку в свою скучную жизнь? Как, не выставив себя трусом, избежать губительной встречи с рейдерами, которые хотят получить мою землю сегодня, и таким образом уступить им ее только завтра? Ответы легко найти в любой книжной лавке или магазине видеофильмов».

«История превратилась в способ исследования своего разума и разумов других людей, во что-то вроде генеральной репетиции будущего. В результате история помогает нам выживать не только в физическом смысле жизни и смерти, но и в социальном смысле качества нашей жизни».

«Мы задумались, как распространять наши знания, сделать их понятными и убедительными - одним словом, надежными, - и мы нашли решение. Таким решением стали истории; наш мозг выдумывает их легко и непринужденно… Неудивительно, что они заполнили все структуры человеческих обществ и культур»

Из этого кстати следует вывод о необходимости «страдания» персонажей романов. Люди учатся на ошибках, на личных трагедиях, «на боли». Поэтому на долю героев должны выпадать самые жестокие испытания.

«Подвох в том, что ваш герой действительно должен страдать, иначе он не только ничему нас не научит, но и мы не очень-то будем переживать о том, что с ним случится»

Как утверждают когнитивные психологи, при чтении читатель переживает схожие эмоции и чувства, что и персонажи в книгах.

«Хорошая история не кажется иллюзией. Она воспринимается как сама жизнь. В самом прямом смысле слова. Недавно журнал Psychological science опубликовал результаты последних исследований, связанных с визуализацией мозга, которые показали, что области мозга, отвечающие за зрение, слух, вкус и телодвижения, активируются, когда мы поглощены захватывающей повестью. Это объясняет яркие мысленные образы и наши инстинктивные реакции, когда мы не можем прервать чтение, несмотря на то что время уже за полночь, а вставать нам на рассвете. Когда история нас увлекает, мы погружаемся в нее, чувствуем то же, что и главный герой, переживаем так, будто все это происходит с нами, а на то, как это сделано, обращаем внимание в последнюю очередь».
К итогам

Работа Лизы Крон относится к одной самых полезных книг для писателей. Но значимость и полезность ее книги может только опытный писатель или опытный слушатель курсов для писателей.

Книга полезна для писателей, как чек-лист по психологической достоверности персонажей, росту напряжения в сюжете, сюжетных дуг персонажей, остроты конфликта.


литература, мастерство писателя, литературоведение, рецензия, creative writing

Previous post Next post
Up