Когда читаешь новеллы Ольги Соломатиной, приведенные в качестве примеров в книге, то чувствуешь, что их написал опытный и признанный автор современной любовной прозы. Тем удивительнее узнать, что, на самом деле, Соломатина не написала ни одного любовного романа, как и в прочем и не-любовного.
Ольга Соломатина проработала журналистом больше 20 лет в Издательском доме «Коммерсант». Стала редактором, вела обучающие тренинги для журналистов. В итоге развила навыки преподавателя и написала книгу «Писать легко» и стала вести курсы «Писать легко», которые прошли больше 1000 человек. Соломатина опубликовала пять работ по теме повышения навыков письма.
В новой работе Ольга Соломатина обещает, как следует из заглавия, научить писать любовную прозу. Или нет?
«Осторожно! Курс и книга обладают побочным эффектом - одинокие слушатели стремительно и счастливо влюбляются после того, как, следуя инструкциям из книги, допишут собственную историю любви», - предупреждает нас автор в аннотации.
Такие аннотации в книгах по писательскому мастерству настораживают. Что это? Учебное пособие для начинающих писателей или психотерапевтический курс? Узнаем, что внутри?
Как пишет сама Ольга Соломатина, книга построена на основе устного курса и курса видеолекций. И это заметно. В 8 главах автор рассказывает о себе, о своей жизни, о том, как писать короткие рассказы на тему любви. Читается легко. Чувствуется опытный лектор, часто встречаются характерные для устной речи приглашения к диалогу, вопросы.
Лекторы с хорошо развитым навыком устной речи, когда пишут книги, стараются также, как во время лекций, не нагружать читателя, приводят много примеров, развлекают историями, между делом вставляют важную информацию.
В тоже время, у книг, созданных на основе устных лекций, есть один, но большой недостаток. Они недостаточно информационно насыщенны. В них не хватает широты охвата темы и глубины исследования проблемы. Авторы таких книг, в живом общении со слушателями читают и отвечают на их вопросы, актуальные тому уровню знаний, которые они пока еще обладают. То есть - начальному. В результате большая часть важных вопросов писательских либо затрагивается поверхности, либо вообще не охватывается. Кроме того, в таких работах не хватает структурной стройности и точности определений. В устном виде такие темы слишком занудны.
«Помните, нам в школе на уроках литературы рассказывали, что сюжет равен завязке, кульминации и развязке? Всего три точки. Возьмите и нарисуйте на листке три точки. Подумайте, что будет завязкой вашей новеллы, если не знакомство героев. К какой кульминации, после которой все решится, вы их поведете? Что было кульминацией, накалом страстей, после которых последовало решение, в настоящей истории? И потом? Чем все завершилось? Написали? Теперь у вас есть сюжет и даже его план».
К примеру, у Ольги Соломатиной в книге значительная часть книги посвящена вопросу, которые задают «многие слушатели курсов»: «имею ли право писать?».
Между тем, в книге о том, как писать любовную прозу полностью отсутствует характеристика жанра. Романы жанра «любовный роман» («женский роман», «романтическая проза») относятся к жанровой литературе, формульной. Соответственно, описание жанровой конвенции является обязательным. Автор знает, как правильно писать, знает теорию композиции, но читателю об этом рассказывает очень мало.
«Раньше меня удивляло, когда на курсе мы решали творить и от меня тут же требовали четких инструкций: сколько страниц, на какой странице появляется антагонист, какой лучше сделать финал? Я удивлялась, ведь творчество подразумевает отсутствие указаний и границ, допустимо все, лишь бы вам нравилось, а читателям было понятно и любопытно. Однако со временем я согласилась, что на первых порах действительно легче творить в указанных обстоятельствах, копировать, как учатся художники».
У автора есть несколько упущений. Например, она вообще не говорит о конфликте, как о главном двигателе любого сюжета. В книге нет такого термина.
«Драматургия - это изменения, за которыми любопытно наблюдать читателю, и тут одинокие герои (а может быть, один из них или даже оба были не одиноки, но не так уж и счастливы, если завязался роман?) превращаются в пару влюбленных. Вам даже ничего не нужно специально выдумывать, чтобы произошли драматические изменения»
С другой стороны, мои ожидания, как как рецензента и читателя, могут не совпадать с целями Ольги Соломатиной, как автора этой работы.
Если Ольга Соломатина хотела предложить читателям книгу, в которой в легкой ненавязчивой форме рассказывается о том, как написать короткий рассказ на тему любви, получать от этого удовольствие, то она полностью эту задачу выполнила.
Читатели, без сомнения быстро и с удовольствием прочитают эту книгу, получать заряд энергии и вдохновения. Узнают о большей части элементов композиции. Смогут по подобию написать новеллы на тему любви. Для читателей, которые обращаются к таким книгам за вдохновением, то оценка была бы 5 баллов. Ольга Соломатина написала гораздо более полезную книгу, чем раскрученные Энн Ламотт и Натали Голдберг.
В книге приведены интересные примеры, как известные авторы работали над написанием своих книг. Например, интересна история создания «Анны Карениной» Льва Толстого.
В итоге, Ольге Соломатиной удалось написать легкую и вдохновляющую книгу, которая позволит читателям написать короткий рассказ на тему любви. В тоже время, в книге недостаточно широко и глубоко охватывает тема жанровой конвенции, вопросов композиции. С помощью знаний из этой книги читатель не сможет узнать, как написать роман или повесть.
Особо отмечу, если покупать книгу в сервисе «Ридеро» (это не реклама), то книга обойдется раза в 3 дешевле, и, возможно, автор получить больше роялти от уплаченных денег.