Creative writing . Что такое креативное/творческое письмо?
Feb 16, 2019 00:17
У Creative writing нет одного общепризнанного определения, так как за этим термином скрывается обширная предметная область.
В большинстве случаев считается, что creative writing - это любое письмо с акцентом на личном, творческом, оригинальном методе создания. Обычно противопоставляется научному объективному, техническому или официальному письму. В тоже время считается, что и в научных, академических текстах нужно использовать творческое письмо.
Часто под creative writing подразумевается только процесс создания художественных произведений (рассказов, романов, сценариев, биографий, стихи). В этом случае творческое письмо является синонимом термина писательское мастерство.
Некоторые в определении творческого письмо акцентируют на методике написания. В этом случае выделяют фрирайтинг, психотерапевтическое саморефлексирующее письмо, брейнрайтинг, кластеризацию.
Иногда, даже считается, что creative writing это современное, с акцентом на процесс, определение литературы в совокупности всех жанров.
Writing обычно переводят на русский язык в зависимости от контекста в двух вариантах. [Spoiler (click to open)] Первый - как писательство (писательское мастерство). Во втором варианте - «письмо», в значении продуктивной письменной речи, то есть, высказывание в текстовом виде логичных, последовательных, связных, сложных синтаксических конструкций.
Creative переводят чаще всего как творчество, то есть «процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового». Но в английском языке в понятие creative входит также сам созданный продукт материальный или нематериальный.
При переводе creative writing на русский в настоящее время существуют две тенденции перевода. В образовательной сфере переводят как «креативное письмо» - обучение самостоятельному оригинальному формулировании и обоснованию своих мыслей и идей в письменном виде. На писательских курсах creative writing переводят как «творческое письмо» - умение создавать литературные художественные произведения. Далее мы будем использовать именно этот перевод, как относящий к теме блога - писательскому мастерству.
В университетских курсах творческого письма акцент в обучении делается на функциональном и инструментальном обучении. Студенты должны научиться логично, образно, оригинально формулировать и доказывать свои идеи.
Стоит обратить внимание, что творческое письмо не равнозначно художественному стилю в рамках теории функциональных стилей (разновидностей) речи в русской языке. Под функциональным стилем понимают совокупность разноуровневых языковых средств, различающимися условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности. Обычно в русском языке выделяют пять основных стилей речи: художественный, научный, публицистический, официально-деловой и разговорный. История Creative writing
Современные курсы creative writing обещают развить функциональные и инструментальные навыки письма, это в свою очередь позволит успешно работать в области «писательства, копирайтинга, журналистики, литературной критики, связей с общественностью, деловой переписки, индустрии культуры, литературных агентствах, СМИ, информационных технологиях» и так далее.
Преподавание креативного письма/писательства (Creative writing) начало бурное развитие в США с 1930-х годов в Университете Айовы. С 1970-х годов аналогичные курсы получили развитие в Великобритании, пройдя через 20-летний период научного остракизма, получили научное признание в 1990-2000-х годах. В других европейских странах креативное письмо стало популярно в 1990-2000- годах. Сейчас креативное письмо преподают в тысячах университетах США и Европы как дополнительный курс или даже как отдельную специализацию (магистратура или докторская степень.
Одной единой методики преподавания креативного письма не существуют, так как курсы основываются на авторском видении отдельных преподавателей, целях обучения или традициях университета.
Чтобы понять, что собой представляют курсы креативного письма нужно напомнить о специфике «обучения писателей» в России. В 1933 году в Советском Союзе был Литературный институт, позднее получивший имя Максима Горького. Перед институтом была поставлена задача подготовить писателей, редакторов, литературоведов с социалистическими взглядами. В преподавании основной акцент делался на истории литературы, анализе художественных произведений. Фактически в университете готовили литературоведов, прекрасно разбирающихся в мировой литературе и способных сделать анализ любого художественного произведения.
Навыкам создания художественных произведений в Литинституте не учат. «Студенты Литературного института получают очень широкое гуманитарное образование», - пояснял в 2015 году ректор института, писатель Алексей Варламов.
Собственно говоря, именно этому и учат в университетах во всех странах мира на традиционных курсах, связанных с литературой: литературоведению и филологии.
Такое литературоведческое образование не дает понимание начинающим поэтам и писателям как писать романы и стихи, как развить в себе творческие способности. Соответственно появляется потребность научиться «креативно» писать.
Идея, что вместо анализа классических литературных произведений, нужно учить творческому мышлению и умению письменно излагать свои идеи приходит в голову в 1870-1880- годах американским и британским преподавателям.
В 1880-х годах в период трансформации высшего образования в США, в Гарварде в качестве эксперимента стали приглашать писателей и поэтов для преподавания «творческого письма». Это были авторские семинары в рамках традиционных литературных университетских курсов. Студентам предлагали в рамках семинара попробовать самостоятельно написать статью, рассказ.
В британских университетах преподавание креативного письма выросло на традициях классического образования, в рамках которого студенты изучали риторику, логику, грамматику. В первой половине XIX века на курсах английской литературы вводятся творческие задания, которые должны были помочь лучше понять классические тексты. Правда, современные британские курсы базируются все же на американских методиках.
В качестве объяснения почему creative writing набирает популярность в США, Великобритании и европейских системах образования приведу цитату английского писателя Филипа Пулмана, автора известной трилогии «Темные начала»
«Отчет об исследовании, посвященном изучению грамматики в школе, опубликованный на этой неделе Университетом Йорка, едва ли удивит читателя, размышлявшего хоть раз о данной проблеме. Авторы отвечали на вопрос: влияет ли знание школьником правил грамматики на его умение составлять тексты? <…>
Заключение, которое сделали исследователи: не обнаружено никаких данных, свидетельствующих о том, что подобного рода влияние существует. Такое утверждение, разумеется, противоречит здравому смыслу. Люди, им обладающие, <…> без труда и без долгих раздумий приходят к выводу о том, что, обучая ребенка синтаксису и частям речи, мы заставляем его писать лучше, а также разговаривать вежливее, больше любить родину и не беременеть в школьные годы. <…> И все же на этот раз здравый смысл был побежден фактами. <…> Чтобы хорошо писать, выяснило исследование, школьнику нужно умение комбинировать простые предложения в сложные, а также включать в простые предложения элементы, их усложняющие-иными словами, умение использовать язык для того, чтобы что-то сказать». (цитата по статье «Креативное письмо: модель англоязычных стран в российской школе», Анна Левинзон, «Вопросы образования»-2014-1)