Парадокс в том, что в терапии иногда приходится двигаться в сторону противоположную той, которая кажется желанной.
Ну вот, например, говорит человек - в моей жизни не хватает какой-то важной части - отношений, или денег, или устойчивости, энергии, интереса - у каждого свое. И запрос в том, чтобы это появилось.
И, казалось бы, - прямой ход - а что мешает? Почему «этого» нет, если хочется? Что надо сделать, чтобы такое положение дел изменить? … а дальше лопату в руки и копать: писать план и действовать по пунктам, есть слона по кусочкам - куча коучинговых инструментов существует, если получается идти к желаемому напрямую.
Часто же все глохнет на втором или третьем шаге, или через день, или через неделю, или месяц. И начинать новую жизнь раз за разом не получается, вернее, новой она остается лишь первые моменты, а потом - снова оказывается старой.
Почему так.
Вот это желанное, то, чего не хватает и так хочется - является одновременно и тем, что в жизнь допустить нельзя.
Образ жизни, отшлифованный годами и десятилетиями, складывается не просто так, не случайным образом, а исходя из очень четких внутренних «можно» и «нельзя», «полезно» и «вредно». И если в жизни чего-то постоянно, глобально не хватает - значит вред от этого наполнения для психики представляется большим, чем польза.
И наоборот, то, что есть - часто уже постылое, надоевшее и нелюбимое - наиболее спокойный и безопасный вариант.
Безопасность здесь - от не-встречи со второй стороной желаемого, от не-встречи с болью, разочарованием или страхом, которые могут прийти в жизнь вместе с возможностями и любовью.
Длительное воспроизведение такого отказа, показывает, что знакомство с теневой стороной жизни уже состоялось и было таким болезненным, что человек принял внутри себя решение "лучше уж отказаться совсем от хорошего, чтобы не столкнуться снова с его потерей или той опасностью, которую это хорошее в себе таит"(решение бессознательное, конечно, реализующееся как бы «само собой»).
Мечтать и представлять «как могло бы быть» - неплохая защита и от риска попробовать, и от переживания пустоты и обделенности. Такой срединный путь - вроде бы и знаешь, чего хочешь, и есть фантазии, как могло бы быть, благодаря чему немного прикасаешься к хорошим ощущениям, но в то же время по-настоящему и не рискуешь.
И вот нужно разбираться - а что такого плохого может быть в таких прекрасных вещах как успех, взаимность, устойчивость… в том, что жизнь вообще-то должно красить, а не разрушать? И как сильны страх или отвращение, или боль, сопутствующие этому «хорошему»? Ну и учиться понемногу их выносить.
А также - что дает настоящее? Вот это неудобное и кривое, но тем не менее выбираемое раз за разом, как основной способ жить.
В этом и есть парадокс: искать что же так пугает в, казалось бы, - желанном? И что есть хорошего и поддерживающего в том, что надоело и мешает.