что скрыто в зависимостях

Nov 08, 2013 15:34

Различные зависимости, которые присущи в той или иной степени большинству людей, являются очень интересным механизмом адаптации; пожалуй, поэтому с ними так сложно справиться: являясь с одной стороны вредом, навязчивостью, с которой не совладать, с другой стороны они - попытка развития, роста, хоть и безнадежная.

Начиная со времени зачатия, в младенчестве, в младшем детском возрасте ребенок неразрывно связан с матерью - сначала он является частью ее организма, и возможности питания, дыхания и  роста зависят лишь от матери;
рождаясь, и отделяясь физически, он не становится намного самостоятельнее; фактически он все еще полностью зависим - от пищи, воды, тепла, ухода, которые осуществляют другие люди.
Но кроме физической зависимости, которая видна и понятна, ребенок еще и полностью зависим психически от окружения: как тело растет получая пищу из внешнего мира, также и психика формируется в контакте с окружающими людьми.

Что  за "питание" нужно для того, чтобы ребенок  вырос  психически? и что означает это словосочетание?

Сначала ответ на второй вопрос: вырасти психически это обнаружить и признать (!) себя как отдельного человека, со своими потребностями, желаниями, чувствами, своим путем, судьбой.
Я пишу именно вырасти, а не созреть, так как обнаружить себя это только начало...

И для того, чтобы у ребенка сформировалось "я" и он чувствовал себя вправе слышать зов из этого "я" и следовать ему, сначала кто-то снаружи должен создать безопасное пространство для роста, поддерживать интерес и развитие ребенка, замечать его победы и достижения, помогать переживать боль и потери. Служить и колыбелью где можно отдохнуть, и зеркалом, в котором можно себя увидеть.
Это те "кирпичики", то "питание" из которых формируется основа  собственного "я".

Без связи с такой поддерживающей взрослой внешней фигурой не возникнет переживания себя как кого-то хорошего, имеющего право на существование, на реализацию своих желаний.
Связь эта - как пуповина, по которой к ребенку идет питание и при ее обрыве  поступление "питания" к душе прекращается.
Ребенок, конечно же, физически растет, он усваивает модели поведения при которых ему будет относительно безопасно и он сможет выжить; но роста "я", пробуждения самости не происходит - внутри остается ребенок, который нуждается в безопасном пространстве, любящем и заинтересованном взгляде для того, чтобы набраться сил, поверить в себя и начать жить. Вернее, - ЖИТЬ.

Снаружи видно, что научившись жить без радости, без собственного движения, человек бессознательно все ищет и ищет - где и как можно получить безопасность, поддержку, интерес, переживание осмысленности своего существования?

Зависимости с одной стороны дают возможность пережить расслабленность, удовольствие, драйв, чувство собственной уникальности и значимости, и с другой стороны - зависимость дает переживание сильной, крепкой связи, которую не разрушить так просто, в отличие от той которая была разрушена в детстве.
В здравом уме понятно, что зависимость если не убивает прямо, то переносит жизнь человека в область фантазий и самообмана, но с другой стороны - это то, в чем проявляется желание создать необходимые условия для собственного развития и пережить реализацию своего "хочу".
Если изучать эти желания, и лежащие под ними потребности, то возможно найти и более здоровый способ создания связей и иные возможности наполнять жизнь реализацией своих стремлений.

зависимость, ликбез, психотерапия

Previous post Next post
Up