Впечатление: спектакль «Домой» Народного студенческого драматического театра БГУ «На балконе»

Oct 01, 2012 14:33

Текст: Анастасия Бондарович
Фото: Kristina Kristalik

Когда я поднималась на пятый этаж главного корпуса БГУ, я не вспоминала, что это студенческая постановка.
…а спускалась на первый этаж, так и не вспомнив об этом.




Места в зале было архи мало, уместиться сумели не все. Жаль, потому что такой спектакль заслуживает того, чтобы его увидели. Мне нравилось в течение часа следить за развитием сюжета - что-то подсказывало, что разжевывать сюжет мне не будут, но уследить за ним все-таки реально (часто в студенческих постановках логика машет ручкой).



Спектакль «Домой», поставленный Эльдаром Бекировым, начался небанально и, позволю себе сказать, живо. Сначала показалось, что в помещение входят опоздавшие, но это были уже актеры. Трое, в кожаных плащах, при пистолете. Робкий мальчишка с чемоданом и некие злодеи.



Так уж получилось, что нежный мальчик Петя (Александр Шафаранович) приехал в Германию к брату. Ехал не без приключений, поэтому у брата он оказался уже с двумя особами и их пистолетом. Брат Ваня (Валерий Кузьмицкий) не рад никому и вообще отрицание «ни» очень ему подходит. Он никому не должен, никого не хочет, ничего не сделает ради кого бы то ни было. Завязывается разговор, он плавно переходит в монолог одной из особ - резкой сильной девушки Елены (Станислава Шаблинская).



Она говорит о подруге, той было нелегко. Большая любовь сократила обучение до двух курсов истфака, вторая большая любовь дала и отняла жизнь у восьмимесячного ребенка. А 8 месяцев ему было еще в утробе.
Девушка громкая и чувственная, сразу думается, что она переживает за подругу. Потом приходит осознание, что никакой подруги нет.



Вторая большая любовь теперь живет в Германии, стал альфонсом, радует глаз одной фрау.
Фрау (Светлана Латышева) тоже непростая. Приехала из Химок, вышла замуж за миллионера-коллекционера. Теперь уже вдова, с горя говорит на русском с акцентом.



Елена продолжает, фрау переходит на чистый русский. Чувствуется противостояние двух сильных энергий - одна еще молода и горяча, другая спокойна в своей зрелости.
Елену сопровождает мужчина: легче было бы понять его роль, если бы его играл качок. Сейчас же Кармазу представил длинноволосый и с виду флегматичный Алексей Сапрыкин. Он выполняет всю «черную» работу - например, размахивает пистолетом. У бестолкового типа даже есть кое-какие принципы - фрау он мучить отказывается. «Она старая» - повторяет Кармаза как заезженная пластинка. Собственно, благодаря Кармазе в зале были слышны смешки, спадало напряжение.
Зачем они оба пришли? Елена хочет забрать картинку Рембрандта - муж фрау якобы припрятал ее у себя. На самом же деле не было бы никакой нужды в ней, если бы не связь с Ваней. Ваня и картина Рембрандта находятся в одном помещении. Елена не может туда не отправиться.



Поначалу кажется, что спокойной фрау все равно. Но она предусмотрительна: в шляпной коробке у нее хранятся не только деньги, но и дамский пистолет. Картина остается у нее. Ваня, как она смела полагать тоже. Но Елена этого не допустила.
Хотя долгое время я не могла найти аналога постановке, финал сделан по заезженной фразе «так не достанься же ты никому» - убитая Елена достает шприц с ядом, Ваня падает в ее руках.



На протяжении спектакля видно, какой еще Ваня легкомысленный. Он не думая собирается с Еленой в Нью-Йорк, он, не дрогнув, слушает о своем не родившемся ребенке. И это впечатление осталось бы, и характер не приобрел бы еще одну грань, если бы не последний эпизод. Ваня разговаривал с братом о семье. И вспомнил все: как пила его мама, как отчим унизительно брал его за нос и водил по комнате, как семье было все равно. А теперь и ему все равно.
Что это было: зачерствение нежной (такой же, как у брата) души или инфантильный побег? Скорее, и то, и другое. Но никакая боль от нас целиком не уходит.



Видно, как она не покидала ни на минуту Елену - та живет ею, ею поддерживает силы. Как вытянули наружу боль фрау, как тонко чувствует боль нежный Рыжик Петя. Так и Ваня, спустя долгие годы, - лицо исказилось болью, он прокричал - я хочу домой!



В послевкусии от спектакля в голове остались напряженные черты лица Елены, спокойные слова фрау, неторопливость Кармазы. Все роли были яркими, многоцветными. Фрау часто повторяла Ване «я тебе верю». Хоть и понятно потом стало, что верила она выдумке.

Так вот, театр «На балконе», я вам тоже поверила.

Валерий Кузьмицкий, фото со спектакля, Елена Попова, впечатление, Александр Шафаранович, На балконе, БГУ, Эльдар Бекиров, спектакль Домой, Светлана Латышева, Анастасия Бондарович, Дмитрий Емельянов, Станислава Шаблинская

Previous post Next post
Up