Текст: Анастасия Бондарович
Фото:
Kristina Kristalik Когда я поднималась на пятый этаж главного корпуса БГУ, я не вспоминала, что это студенческая постановка.
…а спускалась на первый этаж, так и не вспомнив об этом.
Места в зале было архи мало, уместиться сумели не все. Жаль, потому что такой спектакль заслуживает того, чтобы его увидели. Мне нравилось в течение часа следить за развитием сюжета - что-то подсказывало, что разжевывать сюжет мне не будут, но уследить за ним все-таки реально (часто в студенческих постановках логика машет ручкой).
Спектакль «Домой», поставленный Эльдаром Бекировым, начался небанально и, позволю себе сказать, живо. Сначала показалось, что в помещение входят опоздавшие, но это были уже актеры. Трое, в кожаных плащах, при пистолете. Робкий мальчишка с чемоданом и некие злодеи.
Так уж получилось, что нежный мальчик Петя (Александр Шафаранович) приехал в Германию к брату. Ехал не без приключений, поэтому у брата он оказался уже с двумя особами и их пистолетом. Брат Ваня (Валерий Кузьмицкий) не рад никому и вообще отрицание «ни» очень ему подходит. Он никому не должен, никого не хочет, ничего не сделает ради кого бы то ни было. Завязывается разговор, он плавно переходит в монолог одной из особ - резкой сильной девушки Елены (Станислава Шаблинская).
Она говорит о подруге, той было нелегко. Большая любовь сократила обучение до двух курсов истфака, вторая большая любовь дала и отняла жизнь у восьмимесячного ребенка. А 8 месяцев ему было еще в утробе.
Девушка громкая и чувственная, сразу думается, что она переживает за подругу. Потом приходит осознание, что никакой подруги нет.
Вторая большая любовь теперь живет в Германии, стал альфонсом, радует глаз одной фрау.
Фрау (Светлана Латышева) тоже непростая. Приехала из Химок, вышла замуж за миллионера-коллекционера. Теперь уже вдова, с горя говорит на русском с акцентом.
Елена продолжает, фрау переходит на чистый русский. Чувствуется противостояние двух сильных энергий - одна еще молода и горяча, другая спокойна в своей зрелости.
Елену сопровождает мужчина: легче было бы понять его роль, если бы его играл качок. Сейчас же Кармазу представил длинноволосый и с виду флегматичный Алексей Сапрыкин. Он выполняет всю «черную» работу - например, размахивает пистолетом. У бестолкового типа даже есть кое-какие принципы - фрау он мучить отказывается. «Она старая» - повторяет Кармаза как заезженная пластинка. Собственно, благодаря Кармазе в зале были слышны смешки, спадало напряжение.
Зачем они оба пришли? Елена хочет забрать картинку Рембрандта - муж фрау якобы припрятал ее у себя. На самом же деле не было бы никакой нужды в ней, если бы не связь с Ваней. Ваня и картина Рембрандта находятся в одном помещении. Елена не может туда не отправиться.
Поначалу кажется, что спокойной фрау все равно. Но она предусмотрительна: в шляпной коробке у нее хранятся не только деньги, но и дамский пистолет. Картина остается у нее. Ваня, как она смела полагать тоже. Но Елена этого не допустила.
Хотя долгое время я не могла найти аналога постановке, финал сделан по заезженной фразе «так не достанься же ты никому» - убитая Елена достает шприц с ядом, Ваня падает в ее руках.
На протяжении спектакля видно, какой еще Ваня легкомысленный. Он не думая собирается с Еленой в Нью-Йорк, он, не дрогнув, слушает о своем не родившемся ребенке. И это впечатление осталось бы, и характер не приобрел бы еще одну грань, если бы не последний эпизод. Ваня разговаривал с братом о семье. И вспомнил все: как пила его мама, как отчим унизительно брал его за нос и водил по комнате, как семье было все равно. А теперь и ему все равно.
Что это было: зачерствение нежной (такой же, как у брата) души или инфантильный побег? Скорее, и то, и другое. Но никакая боль от нас целиком не уходит.
Видно, как она не покидала ни на минуту Елену - та живет ею, ею поддерживает силы. Как вытянули наружу боль фрау, как тонко чувствует боль нежный Рыжик Петя. Так и Ваня, спустя долгие годы, - лицо исказилось болью, он прокричал - я хочу домой!
В послевкусии от спектакля в голове остались напряженные черты лица Елены, спокойные слова фрау, неторопливость Кармазы. Все роли были яркими, многоцветными. Фрау часто повторяла Ване «я тебе верю». Хоть и понятно потом стало, что верила она выдумке.
Так вот, театр «На балконе», я вам тоже поверила.