Добрый день уважаемые читатели, сегодня я хотел бы поговорить об основных мотивационных составляющих тех действий, которые осуществляют в стремлении помочь другим, а также об основах формирования характера. Проще говоря, что именно заставляет нас помогать другим людям и решать их проблемы?
На ум приходят три самые распространенные причины подобных действий:
1.Исключютельный альтруизм;
2.Отсутствие личных проблем;
3.Наличие проблем, которые не так легко решить.
С первым пунктом итак все ясно. Альтруизм в своем чистом виде встречается довольно редко, и именно поэтому его можно смело внести в разряд исключений, которые часто являются наглядным подтверждением правил. В противном случае, под маской альтруизма, можно скрыть огромное количество менее благородных причин, удовлетворяя таким образом различные потребности личного характера. В большинстве подобных случаев срабатывает механизм неосознанной компенсации целого ряда личных недостатков, которые по мнению псевдо-альтруиста невозможно компенсировать иным способом.
Многие современные психологи, руководствуясь работами Фрейда И Юнга, уверенно полагают что начало зарождения внутренних комплексов, происходит в детском возрасте при учете воздействия внешних обстоятельств. Грубо говоря, это означает что характер человека, включая его многочисленные но при этом довольно мелкие проблемы психологического характера, формируются исключительно под воздействием внешней среды. Точно с таким же успехом, можно утверждать что нами управляет индивидуальная судьба, и что все наши действия уже предопределены той средой, в которой мы выросли и продолжаем жить. Конечно, если быть более точным, то Фрейд утверждал что внешние обстоятельства влияют не на возникновение самого характера, а на его развитие, вмешиваясь в процесс психологического развития каждого из нас, своим воздействием и тем самым либо способствуя благоприятному росту отдельных черт характера, либо препятствуя таковому. При этом Юнг, подчеркивал важность основного направления подобного развития, условно разделив психологически типы людей на два вида - экстравертный и интровертный. Однако я имею право выражать собственную точку зрения на основе личных наблюдений за поведением окружающих меня людей, которая частично отвергает Фрейдовскую концепцию внешнего воздействия.
Как утверждал Фрейд, основой человеческого бессознательного, служит целый спектр природных инстинктов, которые сопровождают человечество на протяжении всех поколений, и передаются от одного к другому автоматически, в виде программы на генетическом уровне. Воздействие данных инстинктов на жизнь человека весьма велико, и отрицать этот факт было бы неразумно, так как они являются основой жизнедеятельности любого организма в целом. Однако, из этого вовсе не следует что наша подсознательная сторона, доминирует над сознательной частью разума, только на основании того какое место она занимает в основных жизненных процессах, ибо по большей части она влияет лишь на физиологическую сторону жизнедеятельности, позволяя организму работать в автоматическом режиме. В то время как психологическая сторона, находится под контролем разума, а следовательно всегда существует возможность выбора поступать так как ты хочешь. При этом характер наших поступков, обусловлен уровнем самоконтроля. Чем выше данный уровень, тем свободнее выбор личных поступков.
Исходя из этого вывода, можно сделать вывод, что среди людей существует как минимум три поведенческих типа, обусловленных различной степенью самоконтроля:
1.Животный тип - характеризуется низким уровнем самоконтроля, где подсознательная сторона разума обусловленная влиянием животных инстинктов доминирует над сознательной стороной.
2.Рациональный тип - где обе стороны сознательного и подсознательного, действуют на человека с одинаковой силой, тем самым позволяя ему расставлять соответствующие приоритеты над теми или иными сторонами жизни.
3.Разумный тип - в котором уровень контроля сознательного над подсознательным, является доминирующим, тем самым предоставляя возможность широкого спектра действий и анализа собственных поступков.
Теперь, когда мы выяснили основные инструменты собственных поступков, мы должны вернутся к вопросу формирования характера в детский период его развития. Поскольку все в этом мире стремится к состоянию равномерно баланса и равновесия, психологическая природа человека в этом вопросе также не является исключением. И главным инструментом данного стремления служит механизм психологической компенсации того ущерба, который наносит нам окружающая среда. Основными исключениями в данной ситуации, которые как раз и говорят в пользу Фрейдовской теории, являются так называемые случаи вынужденной социальной изоляции. Ярким примером подобного исключения, служит пример маугли, где недостаток общения с себе подобными, проявился в компенсации развивающихся природных инстинктов в качестве защитной реакции на окружающую действительность.
В остальных случаях, характер ребенка развивается на основе личных приоритетов, отданных тем или иным сторонам психологических составляющих, а также на основе приобретения личного опыта и под воздействием механизма компенсации. Поскольку ребенок часто не в состоянии изменить окружающую реальность, он вынужден лишь реагировать на её воздействие, с помощью адаптации, сопротивления, и попыток изменить текущую ситуацию в собственную пользу. При этом, каждый из требуемых пунктов личного характера, в зависимости от необходимой реакции, либо получает приоритет, либо наоборот сознательно игнорируется. В данном случае, приоритет обусловлен приобретением того или иного опыта, который может быть полезен самому ребенку независимо от того какова основная характеристика данного опыта, положительная или отрицательная. Данный опыт также является прекрасным орудием в качестве компенсации того или иного недостатка требуемых ребенком эмоций. К примеру отсутствие родительской любви, компенсируется ребенком за счет его личной симпатии к другим взрослым,включая воспитателей детского сада и т.д. Отсутствие друзей, компенсируется одушевлением игрушки, которая становится для него лучшим другом и т.д. Таким образом, в течении определенного количества лет, характер ребенка подвергается постоянной деформации согласно его личным предпочтениям, и чем старше становится ребенок, тем прочнее те стороны характера, которые он выбрал в качестве приоритетных. При этом, один черты позволяют ему получать успешный практический опыт, а другие компенсировать недостаток тех или иных психологических потребностей. В последующие годы, происходит лишь шлифовка мене значимых приоритетов, и укрепление значимых.
В данной ситуации, огромное значение имеет воспитательный процесс, осуществляемый родителями, причем в виду отсутствия родительской опеки, ребенок находит её в других, тем самым компенсируя недостаток личного опыта. В этом возрасте, происходит негласная учеба ребенка, позволяющая ему в дальнейшем противостоять различным психологическим стрессам, с помощью личного опыта, если таковой закрепляется в нём благодаря наглядным примерам. Следовательно, основной родительский упор на морали поведения, при отсутствии личного примера, может привести ребенка к противоположной реакции, так как опыт предлагаемый родителями имеет неполноценный характер и полезен лишь на словах. Ребенок может перенять его в качестве защитной маскировки, для формирования ложного впечатления у тех взрослых, к которым у него есть тот или иной интерес.
Здесь имеет огромное значение характер самих родителей и его иммунная устойчивость к разного рода проблемам. Правильный подход к их решению, даст ребенку соответствующий пример, которым он воспользуется в решении собственных проблем. Если родитель привык решать проблемы силой, либо истерикой, тем самым провоцируя других на исполнение собственной работы, то будьте уверены что ваш ребенок будет использовать те же самые методы, закрепив их в социальной среде своих сверстников. Поэтому очень часто, поведение детей является наглядным отражением проблем их родителей. Конечно немалую роль в формировании характера играет метод проб и ошибок, но в конечном итоге, решающую роль играет личный приоритет ребенка, который в свою очередь исходит от типа характера.
Принято считать, что основной причиной тех или иных перекосов в формировании детской психики, служит экстремальное влияние среды, будь то жизнь в зонах военных конфликтов или в неблагополучных семьях. Но как я уже говорил, при учете механизма компенсации, дети находясь в подобных ситуациях, лишь быстрее других сверстников, приобретают жизненный опыт, проще говоря - рано взрослеют. Что же касается отклонений, то они зависят от уровня самоконтроля. Отсутствие должной реакции, и находясь в полной власти личных страхов, ребенок пускает текущую ситуацию на самотек, тем самым позволяя руководить собственными действиями подсознательной стороне и доверяясь больше диктату инстинктов чем голосу разума. В итоге, мы имеем первый уровень животного типа психологии, который в свою очередь может формироваться в совершенно хаотичном порядке, не говоря уже о разного рода отклонениях. Обычно люди такого типа, склонны к стадному образу жизни, иерархическому подчинению, и отдают приоритеты основным насущным потребностям не заботясь о далеко идущих последствиях. Механизм компенсации в данном случае, часто доходит до автоматических импульсов, бросая человека во власть древних животных инстинктов, что часто приводит к печальным последствиям.
Теперь когда мы кратко выяснили основные стадии формирования человеческого характера, вернемся к псевдо-альтруизму. Каждый из нас, являясь взрослым человеком, имеет свой индивидуальный характер, с набором основных приоритетов и игнорируемых сторон своей личности, а также наличием тех или иных проблем, решение которых не состоялось по тем или иным причинам. Эти так называемые «психологические дыры» в виде многочисленных комплексов и недостатков, мы периодически затыкаем с помощью различных компенсационных механизмов, одним из которых является псевдо-альтруизм. Особенно часто, этот инструмент используется теми, кто зависит от чужого мнения, похвал и прочих психологических поощрений. Как правило, мы стараемся вращаться в той социальной среде, которая наиболее нам подходит в качестве характерной психологической идентичности. Ведь несмотря на тот факт, что все мы так или иначе являемся индивидами и обладаем уникальным спектром личных психологических сторон, многие из наших сторон являются общепризнанными, тем самым формируя круг общения, основой которого будут несколько общих психологических сторон. Часто такой выбор обусловлен тем фактом, что находясь в данном обществе, мы находим наибольшее понимание у других. Следовательно, там где альтруизм приемлем лишь в качестве стереотипных образов, псевдо-альтруизм соответствующий данным образом, найдет наибольшее понимание, тем самым оправдывая затраченные на него действия.
Собственно в этом нет ничего странного, ибо многие из нас идут по пути наименьшего сопротивления. И если есть возможность быстрой и не требующей особых усилий компенсации, то проще всего использовать её, чем долго и плодотворно работать над искоренением всех личных проблем. Такую деятельность обычно поощряет сама среда общения, пользующаяся теми же самыми способами. И обычно, индивидуум и не думает менять свой образ жизни, если конечно его сильно не прижмет, или он не сменит окружающую обстановку. Ярким примером подобных изменений является тюремное заключение, где резкая перемена обстановки, требует от человека соответствующих перемен в характере. Поэтому одни под воздействием экстремальных условий резко преображаются и находят в себе новые возможности, а другие полностью капитулируют, предпочитая полное подчинение и зависимость от более сильных личностей. Другим не менее ярким примером служит осознание индивидуума всей фальшивости собственного образа жизни и окружающей среды, и желание изменить самого себя. В данном случае, прилагаемые усилия и успешные результаты, меняют не только самого человека но и его взгляд, тем самым заставляя его удалится от среды, не отвечающей его новым требованиям к себе.
Естественно что ни о каком псевдо-альтруизме в данном случае речи идти не может, но при этом велика вероятность чистого альтруизма. Конечно в этом случае альтруист руководствуется не только помощью другой стороне, но и приобретает новый опыт, обогащающий его внутренний характер. Но такая компенсация, является более полноценной, чем попытка сотворить визуальный образ благородных побуждений. Ведь какое-бы впечатление данный человек не произвел на наблюдающее за его действиями общество, внутри он останется таким же как и был, со всеми своими недостатками и комплексами.
2.Теперь мы поговорим о втором варианте решения чужих проблем. Варианте, когда собственное благополучие находится в норме. Такие проблемы часто относят к надуманным, то есть не требующим срочного решения, или вообще не требующим решение именно с вашей стороны. Тот факт что вы решаете чужие проблемы, говорит о том что лично в вашей жизни все хорошо. Если же вы решаете проблемы тех, кто вас не просит об этом напрямую, говорит о том что у вас не только все хорошо, но и вам в некотором роде стало скучно жить в постоянной рутине собственной жизни. Причем рутиной является не только наличие постоянных проблем но также и их полное отсутствие.
Причиной решения чужих проблем может быть что угодно. К примеру некоторые таким образом пытаются укрепить узы дружбы, произвести выгодное впечатление надежного человека на своих родственников, компенсировать недостаток внимания близких и т.д. К сожалению, укрепляя таким образом узы дружбы, мы чаще всего собственными действиями их разрушаем. Друзья начинаю привыкать к нашей помощи, уверенно полагая что в нашей жизни отсутствуют проблемы, и очень быстро добровольная помощь превращается в обязанность. При этом любой отказ от помощи к которой привыкают, расценивается как личное оскорбление, а также является дополнительным поводом к зависти.
В целом подобную помощь рассматривают как средство манипуляции, конечно при условии что помогающий в виду отсутствия личных проблем руководствуется некоторыми причинами, пусть и легкого характера. Однако, как только на горизонте личных жизненных событий возникают собственные сложности, наше внимание естественным образом переключается на привычное их устранение.
Иное желание может быть продиктовано эмоциональной неустойчивостью. Не только подсознательное способно руководить нашими действиями, но и эмоциональная зависимость. При отсутствии должного контроля над эмоциями, мы способны накрутить себя достаточно, чтобы впасть в состояние истерики, выходом из которой является помощь другим. Такой эмоциональной неустойчивостью часто пользуются разного рода мошенники, с безличными просьбами о помощи сбора средств на лечение разного рода тяжких заболеваний, не говоря уже о ставшем классическим образе нищего, калеки и прочих убогих, присутствующих на улице и просящих милостыню. И тот и другой пример, являются своего рода бизнесом, построенным на участии эмоционально слабых личностей. К такому же виду мошенничества относятся и разного рода фонды по спасению редких животных, окружающей среды и т.д. Каждая из подобных организаций имеет свою тактику честного отъема денежных средств у эмоционально неустойчивого населения, воздействуя на те стороны характера, которые в этом плане являются наиболее слабыми и восприимчивыми.
При этом человек испытывающий данные эмоции, может быть абсолютно равнодушным к своим близким или соседям, нуждающимся в действительной помощи но предпочитающим обходится собственными силами. Причиной подобной разборчивости могут быть разного рода претензии, которые предъявляет индивидуум к тем или иным людям в виду близости общения, в то время как просящие помощи со стороны, в целом являются абсолютно независимыми от помогающего, и находятся в нейтральной зоне его личной восприимчивости. По большому счету все эти призывы о помощи, никого и ни к чему не обязывают, и в этом их основная сила. Все что приводит к внешнему подчинению, как правило приводит к реакции сопротивления и избавления. Именно поэтому, охотно помогают тем, кто об этом не просит, так как в противном случае помощь накладывает некоторые обязанности на помогающего, включая определенный результат.
И речь тут идет вовсе не о выдуманных проблемах личного характера, а наоборот. Но вместе с этим оба вида данных проблем как правило видны любому наблюдающему со стороны. И это вполне объяснимо, так как многие наблюдающие, часто занимаются решением собственных проблем, требующих немалых усилий и ресурсов, а следовательно любое сравнение выявит искусственность происхождения проблем со стороны. Наиболее характерным определением наличия данной ситуации является народное слово «зажрались». И надо отдать должное этому определению, так как между помощью себе и другим существует одна принципиально большая разница. В первом случае мы заинтересованны в конечном результате, так как во втором, конечность результата зачастую нам безразлична. Наиболее характерным видом подобной «помощи», является инициатива государственных чиновников в коррумпированном правительстве. Личное финансовое благополучие, требует от чиновника сохранения своего места, а следовательно необходимость видимой деятельности. Зачастую подобная деятельность не только не имеет эффективности, но и часто идет во вред той стороне, которой хотят «помочь», однако если такая «помощь» имеет одобрение со стороны окружения таких же «помощников», лично для чиновника его инициатива является полноценной работой и помощью.
По большому счету, любая помощь, продиктованная эмоциональным импульсом, несет в себе механизм компенсации подавления данного импульса, без какой либо заинтересованности в конечном результате. Поэтому можно долго и весьма эмоционального говорить о том каким несчастным является тот или иной безнадежно больной ребенок, но успокоив свою совесть соответствующим перечислением денежных средств, тут же забыть о его существовании, не говоря уже о желании узнать дошли ли средства до адресата и на что были потрачены.
3.Третий вариант предполагает наличие очень больших проблем в жизни и полной её неустроенности. Отчего механизм компенсации в виде сторонней помощи, позволяет человеку чувствовать себя необходимым другим, и получать эмоциональную поддержку со стороны, как эмоциональный наркоман. Обычно у таких людей, их личная жизнь представляет полное фиаско, не говоря уже о личном быть и неустроенности в целом. Часто, такая ситуация происходит с уже вполне зрелыми людьми, которые согласно причин личного характера и неспособности меняться под окружающие их обстоятельства, так и не заводят себе семью и детей, а также зачастую не имеют и собственного угла, предпочитая обходится временными удобствами в виде съемной квартиры и очередного дежурного спутника или спутницы жизни. Любые подобные перемены требуют не только больших усилий, но и перемен личного характера, от самого человека. Но он как правило предпочитает игнорировать их, перенося нереализованную энергию на внешние стороны жизни, такие как работа, участие в общественных организациях и помощь другим.
Подобное участие, может быть вызвано чем угодно, включая и причины относящиеся к второму типу помощи. В данном случае, также нет необходимости отвечать за результативность своих действий, тем более что данный опыт отсутствует как таковой. Если во втором случае, это вопрос личного выбора, то здесь это незыблемое правило, которое гласит - главное участие а не победа. При этом человек может участвовать одновременно в нескольких общественных структурах и акциях, тем самым питаясь эмоциональной подпиткой одобрения со стороны своего окружения и компенсируя чувство личной необходимости, чувства неудачи в личной жизни. И ведь в каждом подобном случае речь идет о вполне взрослых людях, распоряжающихся собственной жизнью по личному усмотрению.
Любая инициатива требующая общественного резонанса, это попытка уйти от личной действительности. К примеру можно спасать планету, причем спасать её необходимо именно в самой наиболее заметной форме, организуя массовые демонстрации, показательные акции и прочее. В этой ситуации выражение общественного протеста, как правило является реакцией подсознательного протеста против собственного образа жизни. Кроме того, несмотря на постоянную занятость и отсутствие личного времени, вся эта деятельность не более чем видимость сложной работы. Человек вместо того чтобы решать личную судьбу, каждый раз находит уловку чтобы потратить время на что-то более легкое, например собирать пустые бутылки, хотя оказывать помощь планете можно, просто не мусоря на улицах.
Частым признаком подобной неустроенности, является трата наибольшего количества личного времени на подобные мероприятия. И неважно какой именно необходимостью оправдывают подобную трату данные индивидуумы. Не нужно быть достаточно проницательным человеком, чтобы определить отсутствие семьи или иных привязанностей. Иногда подобные формы ухода от личного путем внешней компенсации, приобретают и более очевидные и нелепые формы, когда нежелание работать, компенсируется желание помогать тем, кто справляется и так. Как правило ряды многочисленных активистов пополняют именно бездельники, которые предпочитают тратить личное время на что угодно, лишь бы не на себя самих. Ведь находясь наедине с собой, они не знают что им делать, как тратить время и усилия, на что и т.д. В случае экстравертного типа, такие люди, буквально нуждаются в эмоциональной подпитке окружающего их общества. Интроверты, находят в окружающей их среде защиту и понимание, что часто приводит их в разного рода секты, где формируется искусственная среда социальной отчужденности, хотя и в окружении социальной группы определенного типа.
И мало кто задумывается над тем обстоятельством, что характер человека способен к радикальной трансформации в течении всего жизненного периода. Ярким подтверждением данного утверждения служат тысячи случаев подобных перемен, вызванных разного рода духовными и психологическими кризисами индивидуумов. В противном случае, несмотря ни на какие кризисы, сформированный характер напоминал бы застывшую глину, которую можно лишь расколоть на части, но не в коем случае не придать ей новую форму. Часто мы даже не подозреваем о том какими мы могли бы стать, какие возможности могли бы открыть в себе и каким необычным последствиям все это может привести нас в будущем. И все это оттого, что мы продолжаем свое воспитание, будучи взрослыми и уверенными в том, что нас уже не переделать. Но это не так, далеко не так. Просто находясь в среде инертных в смысле трансформации характера людей, мы учимся у них лишь тем моделям общественного поведения, которые практикуются большинством. А они в большей степени, имеют всего лишь компенсационный характер, где видимая замена той или иной психологической потребности, является не только временной и вызывает тем самым зависимость, но и не является полноценной заменой требуемого. Отсюда и разного рода отклонения, ибо способы компенсации общие, а реакции на них благодаря индивидуальности закостеневшего характера различные.
мистер вихлюн