Об духовных учителях и учениках.

Jul 03, 2015 12:35

Есть одно незыблемое правило которое гласит - хорошие учителя не нуждаются в учениках, напротив ученики нуждаются в хороших учителях.

Как известно спрос рождает предложение, и в любых сферах современной жизни существует целый ряд разнообразных предложений на любой вкус и толщину кошелька. Во времена СССР, спрос на духовное обучение обеспечивали две противоборствующие друг-другу организации, официальные религии в лице церквей и священнослужителей и разнообразные секты, робко расширяющие свои позиции относительно закрытой ранее территории.

Во время перестройки, народ несколько ожил в духовном плане, и его тут же потянуло не только на традиционные религиозные плюшки, но и на всякую эзотерику, мистику и прочую чертовщину, основными популяризаторами которой стали знаменитые в начале девяностых А.Чумак и Кашпировский. После грандиозной рекламы паранормальных способностей, по всем городам как плесневые грибы стали появляться всевозможные экстрасенсы, маги, колдуны и прочие духовные личности, каждая из которых обещала снять с пострадавшего всевозможные порчи, укрепить все что можно было укрепить на астральном плане и конечно запрограммировать на всевозможный успех. Церковь в свою очередь, решили заручится поддержкой правительства, так как планировала восстановить утраченный бизнес, и укрепить его в России на долго и вполне основательно. В свою очередь всевозможные секты, то и дело открывали новые филиалы по всем городам, обещая непуганым дурачкам «дармовое» счастье, просветление и бесплатную раздачу слонов. Не дремали также и русские самородки, решившие что время для популяризации тренингов личностного роста наступило, открывая разнообразные школы и колеся по стране с гастролями, имевшие большую популярность среди «отечественных буратин», мечтавших заработать на собственный кукольный театр, и на лачугу с настоящим очагом. Благо время было таким, что заработка хватало на всех, и только что сформированная налоговая полиция, ещё только училась организованно собирать излишки прибыли у не желающего делится своими трудовыми доходами населения. Я очень хорошо помню этот момент, особенно по выпускаемой тогда прессе, и книгам. Похоже что оставшиеся в живых издательства, решили не заворачиваться с культурой, и отправить свою самую читающую аудиторию в мире по пути мистицизма и прочих астральных тайн.

Когда первая волна дикого капитализма в России немного поутихла, свободное обращение наличных в большом количестве тут же пошло на убыль, а вместе с этим упал и соответствующий спрос на не самые необходимые в жизни услуги. А в тот момент, когда прозвучали первые раскаты грома финансового кризиса, на плаву остались только самые стойкие игроки эзотерического рынка. К ним относятся наиболее успешные секты, успевшие закрепить свое влияние с помощью дружбы с влиятельными чиновниками и приватизации некоторых успешных предприятий, тех же самых издательств. Ведь издавать собственную литературу для внутренних нужд, гораздо выгоднее по себестоимости материалов, чем делать заказы на стороне. К примеру знаменитые «Саентологи», в свое время скупили чуть ли не половину «Нижнего новгорода», а в последнее время занялись и производством отечественного кино. И довольно неплохого по качеству, новый фильм «Вий», яркое тому подтверждение. Также неплохо себя чувствовали «свидетели Иеговы», благодаря значительной поддержке своих заокеанских филиалов, а также «Общество свидетелей Кришны».

Что касается тренингов личностного роста и прочих мотивационных программ, то здесь рынок был поделен между несколькими устойчивыми игроками, которые продолжают успешно трудиться и вдохновлять новые поколения «отечественных буратин», приманивая их все теми же старыми обещаниями о «поле чудес» и «стране дураков». И судя по стабильному доходу данных компаний, «буратин» в нашей стране хватает с избытком.

Но самым стабильным бизнесом на почве духовных услуг, является РПЦ. Пока остальные конкуренты действовали привычным для себя образом, искусно расставляя сети на новых простачков, церковь решила перейти на путь привычного «духовного хозяйства», выращивая свою паству стандартными методами и регулярно подвергая её традиционной ритуальной стрижке. Благодаря качественной поддержке чиновников, для которых судя по их увлечениям, главными отдушинами являются спорт и духовность, церковь приобрела давно утраченный имидж державности. К тому же, солидный список духовных услуг, включал в себя различные пакеты, начиная от бюджетных, заканчивая VIP- предложениями. Одним нужно ребенка покрестить, а кое кому и офис и ли новую машину. К тому же стало модным жертвовать на строительство храмов, продажа именных кирпичей и прочие церковные ухищрения. Благодаря непрекращающемуся денежному потоку, и вполне дармовой силе прислужников, церковь стала строить свои филиалы не только по всем городам России но и по всем районам городов, не оставляя в стороне и сельскую местность. Попутно, учитывая известные налоговые льготы, было принято мудрое решение о приобретении множества параллельных подсобных хозяйств и производств, тем самым снижая себестоимость реализуемых товаров до минимума. В общем и целом, все о чем мечтал «отец Федор», в легендарном романе «12 стульев», РПЦ реализовало на практике.

Вы спросите, ну и каким образом связана тема обучения с данной исторической справкой? Отвечаю - прямой связи тут нет и быть не может. Но, если спросить об этой связи человека несведущего, то он уверено скажет что духовность это религия и все о чем я только что рассказал. Конечно, со временем место одних шарлатанов заняли другие. Как не странно, но конкуренция внесла свои коррективы в качество подобных духовных курсов. Если раньше было необходимо лишь скопировать те методы которые успешно применяли их заокеанские коллеги, то со временем клиент попался все более разборчивый. Требовалось нечто новое, даже если это простая компиляция из разных духовных источников. Таким образом появилось сразу несколько магических школ, школ духовное просветления, йоги и много чего ещё. Теперь новоявленные гуру, пошли несколько иным путем. Выпуская книги собственного сочинения, они таким образом постепенно формировали свой имидж и собирали необходимую аудиторию из всех страждущих. Парадокс и ирония данной ситуации заключаются в том, что наши соотечественники не очень доверяют психологии, предпочитая решать свои духовные и психологические проблемы иными способами. Для тех кто не смог удовлетворится сладкой патокой РПЦ, необходима была «здоровая» альтернатива, которая не заставила себя долго ждать.

Таким образом, мы переходим к теме обучения. Итак, возможно наступил такой день в вашей жизни, когда вы приняли четкое решение для себя что-то в ней изменить. Хотя не исключено, что ваше желание продиктовано некой рутинностью, скукой и отсутствием желаемого разнообразия. Конечно, в некоторыми смысле считается что у Русских граждан, некоторая доля изначальной духовности впитывается в мозг вместе молоком матери. Но необъятная русская душа, часто требует нечто большего. Ярким следствием этого являются многочисленные мытарства с целью найти источник необходимых знаний. А так как многие из нас последнюю толстую книгу прочитали ещё в школе, восприятие новых источников информации, часто сопровождается детским восторгом, от открытия чего-то нового и захватывающего. Собственно на такой детский восторг и рассчитаны разнообразные приятные для чтения издания, где наиболее симпатичный гуру без особого труда объяснит вам что же вы на самом деле хотите и как этого достичь. Если вы не знаете точно что вам нужно, но уверенны в том что вам все таки что-то необходимо, то вы являетесь потенциальным учеником подобного гуру.

В любом бизнесе, в том числе и бизнесе духовного характера, используются одинаковые приемы для привлечения новых клиентов. Основным подобным приемом является правильная реклама. Что такое реклама по сути? Это в первую очередь обещание. А обещание всегда должно иметь привлекательный характер а также некоторую долю таинственности и загадочности. Если вы начнете чтение подобных книг, обратите внимание на их рекламную составляющую. Вас обязательно привлекут разного рода обещания, с обязательным сравнение текущего момента жизни в котором большинство узнают самих себя, и тем, который может иметь место в будущем, подслащенный всевозможными возможностями, до этого никогда не присутствующими в вашей жизни. Обычно такие тексты рассчитаны на самую широкую аудиторию, но оно и понятно, ибо чем шире аудитория, тем больше заработок и количество потенциальных учеников. К примеру РПЦ старается подсадить на свой опиум, послушников с самого маленького возраста, работая по своему с малолетней аудиторией. Сейчас многие корпорации перенимают успешные приемы сети ресторанов «МакДональдс», включая и РПЦ. На территории многих храмов и церквей теперь имеются детские площадки, а в будущем не исключено и некоторое информационное обеспечение маленьких прихожан, соответствующими детскими книжками с религиозной тематикой и раскрасками. Но в данном случае, гуру рассчитывают именно на взрослую и платежеспособную аудиторию, так как дети в этом вопросе не самый лучший вариант в виду низкой платежеспособности и отсутствия взрослых психологических проблем.

Затронуть страждущую душу взрослого не так уж и сложно, достаточно умело сыграть на его самых больных местах - рутине, скуке, отсутствию денег и свободного времени, проблемам в семье или отношениях, социальных неудачах, низком общественном статусе и т.д. Когда клиент достаточно созрел чтобы проглотить предлагаемую приманку, необходимо тянуть его изо всех сил чтобы тот не сорвался с крючка. Для этого существует испытанный прием групповой терапии. Во-первых, группа это возможность оказать услуги по обучению наибольшему количеству людей, а во-вторых существует вполне доказанный факт что находясь в толпе, человек отключает свои аналитические способности, и включает подсознательные инстинкты. Поэтому толпа всегда глупа в общей своей массе, часто безмолвна ибо довольно тяжко высказать свое несогласие или сомнение в тот момент когда основная масса кричит «да». Ну и наконец главное правило любых гуру - бери деньги наперед. Даже если случайным образом у кого-то из обучающихся «новой и счастливой жизни», возникнут справедливые подозрения в неэффективности курса, последним сдерживающим фактом для него будет сумма, потраченная на обучение. Таким приёмом пользуются большинство заведений фастфуда, предлагая большую порцию с незначительной надбавкой. Покупая такую порцию, и насытившись большей её частью, посетитель капиталистическо общепита, все же давится и доедает все то за что он заплатил. И действительно, не выбрасывать же еду? И не важно, что для самого ресторана, себестоимость приготовляемых блюд минимальна, и им по большому счету можно было продавать даже две порции по цене одной. Тоже самое происходит и на рынке духовных услуг.

После посещения нескольких подобных групповых занятий, страждущий таки проникается общим смыслом вещаемых гуру идей. Конечно дело тут вовсе не в идеях, а в банальной привычке быть глупым на некоторое время. Часто находясь в толпе, очень сложно не поддаться её общему влиянию, а ведь нужно в целом признать что большая часть толпы как правило состоит не просто из скучающих клерков, а из тех, у кого имеется предрасположенность с разного рода психологическим и душевным осложнениям, не говоря уже о фанатах и поклонниках очередного солнце-ликого источника очередной истины. Поэтому, скучно на этих занятиях точно не будет. А если прибывать к этому эффекту иные приемы, которые объединяют друзей по несчастью, будь то общие командные игры, совместное пение гимнов и регулярный душевный стриптиз, заставляющий почувствовать каждого участником очередного скандального ток-шоу, то общий результат будет несомненно в пользу самого гуру. Иммунитет к подобного рода вакханалиям, возможен лишь при посещении нескольких подобных курсов. Но к тому времени, обязательно найдутся новые желающие и жизнь пойдет по привычному кругу.

Обычно хороший гуру старается говорить так чтобы никто особо не понял о чем он говорит. Если не сохранять завесу таинственности, сложно удержать общий интерес аудитории к твоему курсу. Поэтому если в учении присутствует тайна, то скорей всего это лицемерный обман. В настоящем учении не может быть тайны, иначе в чем его суть? Представьте себе курс обучения на гитаре, где учитель говорит своим ученикам что успех игры зависит не от слуха, практики и знания нот, а от некой благодати, которая может сойти только в том или ином случае, и ученики будут на полном серьёзе верить в это. В конце-концов, чтобы как следует закрепить успех текущего курса, учитель требует рассказать ученикам обо всех достижениях, которые они достигли благодаря новым знаниям. Обычно в такой ситуации имеются так называемые «подсадные утки», которые довольно красочно делятся своими достижениями, и каждый такой рассказ сопровождает бурной поддержкой слушателей и самого учителя. В настоящее время, нужда в таких утках отпала, так как всю работу выполняют сами ученики. Дело в том, что находясь в толпе, многим очень стыдно признать себя бездарностью, и они попросту начинают сочинять про себя разные небылицы. Другим остается лишь подхватить эстафету собственно выдуманной историей успеха, и тогда верить в это начинают все. Тут уж нет шансов для того чтобы встать и сказать что учение не эффективно. Хотя по большому счету, каждый получает то к чему стремился изначально. Ученик получает порцию своего развлечения, а учитель свой гонорар. И потом не говорите, что жизнь это никакой не театр, ещё какой театр. Все зависит лишь от качества постановки и количества вкладываемых средств.

У «хорошего «Гуру» всегда в запасе найдется парочка курсов дополнительного содержания, для тех кто готов потратится ещё. Обычно такие курсы стоят дороже, тем самым либо отсеивая ненужную мелочь, либо ещё сильнее закрепив богатых буратин в их желании познать очередную истину. В некоторых ситуациях, вам могут пообещать поездку в священные места с целью встретится с тем кто только и делает что общается с мирозданием, время от времени отвлекаясь на надоедливых учеников. Между прочим, в Индии такой вид паломничеств уже давно является прибыльным бизнесом. Возле многих ашрамов, вы можете увидеть разнообразных отшельников, которые посыпают головы пеплом, сидят в набедренных повязках украшенные различными амулетами с краской на лицах и просящих подаяний. Такие святые, всего лишь хитрая приманка для туристов. Они отвечают их внешним требования к тому как должен по мнению несведущего человека выглядеть индийский святой. Таким приемом пользуются многие местные жители, играя пользующиеся туристическим спросом роли. Истинные святые заняты совершенно иным, и выходят в люди только по особым праздникам, о чем конечно многие не знают.

Итак, для того чтобы процесс обучения прошел гладко, «хороший гуру» делает все чтобы вызвать у своих учеников большое количество ярких эмоций и переживаний, не забывая при этом заботливо вещать лапшу на уши доверчивым простачкам. Известно что под влиянием эмоций, человек не способен адекватно анализировать окружающую обстановку, поэтому любой даже самый дикий шабаш, воспринимается участником как нечто само-собой разумеющееся. Но главным признаком бесполезности подобного обучения как и ложности самого гуру, является отсутствие каких либо перемен в жизни, не говоря уже о несбывшихся обещаний.

Остаются лишь знания, от которых как правило мало проку, ибо большая их часть переполнена загадочными терминами, суть которых ученик так и не догадался выяснить. Задача истинного учителя заключается в том чтобы помочь ученику приобрести собственный опыт, желательно идентичный тому которым обладает учитель. Если таковой опыт отсутствует, или присутствует только в качестве теоретической информации, глупо ждать от подобного обучения нечто большего. Все чему научится такой ученик это вещать лапшу на уши другим доверчивым слушателям, пользуясь при этом теми же распространенными приемами отвлекающими сознание от адекватного восприятия обстановки, которыми до этого пользовался гуру. Истинный учитель, является духовной почвой для роста своих учеников, но это может произойти при условии что ученик сам захочет пройти обучение и достигнуть результатов.

Ведь практика, лежит полностью на плечах самих учеников. Представьте себе учителя по карате, который только благодаря своим лекциям, научил своих учеников перебивать рукой кирпич, или переносить удары в солнечное сплетение словно их не было. Чудес не бывает, и в духовном обучении особенно. Если учитель начинает говорить о чудесах, значит вас хотят обмануть. Курс обучения должен быть простым, прямым, последовательным, и логически обоснованным. Если ты выполняешь практики, суть которых тебе неизвестна, тебе попросту дурачат и водят за нос. Никакие обещания в будущем, не решат этого вопроса. Ты должен четко знать зачем ты это делаешь, почему и для чего.

В настоящее время, выпущено немало действительно толковых книг по духовному росту и саморазвитию. Однако их низкая популярность обусловлена их простотой и доступностью к восприятию. Казалось бы, откуда возникает подобный парадокс, ведь по идее, чем проще обучение тем оно доступней наиболее широкому количеству желающих его постигнуть. Однако в этом и проблема, что простота изложения, вовсе не подразумевает простоту практик. Одно дело сидеть в позе лотоса и ждать непонятно чего, и совершенно другое, развивать силу воли путем длительных ограничений и воздержаний. Прочесть наставления в стиле «не лги», гораздо проще, чем ограничить себя в лжи. Ведь просто не лгать не получится, придется перестраивать свою жизнь и стиль общения под одну только правду, да и в этом случае правду ещё необходимо научится говорить. Хороший учитель обучает только тому, что он сам прошел и испытал на собственном опыте. А опыт как известно в отличии от знаний нельзя передать, его можно лишь обрести самому. Именно идентичность опыта рождает понимание.

Многим недальновидным читателям, может показаться что краткие и наиболее простые выражения истинных учителей, не более чем игра слов. Однако в таких высказываниях содержатся порой несметные пласты мудрости, компактно уместившиеся в несколько слов. И понять эти пласты можно лишь обладая похожей степенью личной мудрости. Истинные учителя способны понимать друг друга без слов, благодаря лишь поступкам. Такое понимание, ошибочно воспринимают за чтение мыслей или иную мистику. Но на самом деле тут нет никакой мистики, только опыт и мудрость.

Проблема эффективного обучения часто кроется не только в недостатке опытных учителей, но и в недостатке надлежащих учеников, несерьезности их подхода к обучению. Главным признаком такой несерьезности является отсутствие четкой цели. Ученик зачастую сам не знает зачем ему это нужно, либо интересуется обучением просто ради любопытства, не говоря уже о таких причинах как тщеславие, желание выделится, стремление моде и т.д. Часто подобное происходит на фоне влияния религии или ложных гуру. Хотя результаты самого обучения, необходимы лишь тому кто обучается и уж никак не самому учителю. Он свой результат уже приобрел, и пользуется им в собственной жизни. Все что он может это помочь тем кто нуждается в этом. Этот результат не украшение, ег оне повесишь на шею как символ принадлежности к той или иной группировке. Его истинность отражается в личных жизненных переменах.

Если ты читаешь книгу или слушаешь учителя и при этом пренебрежительно относишься ко всему что он говорит, считая что знаешь все это, то зачем ты вообще начал слушать или читать? Тому кто все знает не нужны знания, напротив он сам становится их источником, конечно если говорить об идеальной модели знаний которой не существует, ибо все знать нельзя.
Если ты и правда обладаешь некоторыми знаниями из области нового обучения, то не лишним будет их повторение. Не нужно думать будто кто-то написал свой труд специально для тебя. Обычно такие книги пишутся для всех кто интересуется данной тематикой, и начало ведущее путь от простых истин, часто необходимо лишь для того чтобы не спеша вести читателя по всему пути обучения, иначе он просто потеряет обратную связь.

Осознанность того чем ты занимаешься, есть главный критерий истинности того или иного курса. Вторым критерием его истинности является практическая результативность. Если в твоей жизни не произошли надлежащие перемены, то ты либо недостаточно прилагал усилий, либо недостаточно усвоил передаваемые тебе знания, либо они оказались ложными. И проверить истинность этого критерия придется по всем пунктам поочередно. Наконец, третьим критерием истинности, является обретение самостоятельности. Если все время идти за учителем, то рано или поздно ты ощутишь собственный предел. Для учителя такого предела не существует, ибо он учится всю свою жизнь. Тоже самое должно произойти и с тобой. Обладая практическим опытом ты можешь либо совершенствовать текущий, либо стремится к новому. Границ в этом вопросе не существует, ибо возможности человеческого духа безграничны. К тому же не следует избегать ошибок, напротив ошибки нужно любить и дорожить ими. Ибо ошибки направляют нас по истинному пути нашего развития.

Учителя нужно искать самому, опираясь на те знания которые ты уже нашел. Не стоит думать будто без учителя нет возможности для саморазвития. Напротив, личные практики, неудачи и победы только приблизят тебя к тому кто способен дать тебе нечто большее. Чем чище твой взгляд, тем проще тебе будет найти того в ком ты нуждаешь. Но не забывай, что далеко не все учителя стали таковыми благодаря связке «учитель-ученик». Учителями не рождаются, ими становятся, все зависит лишь от цели. А кто ищет непременно найдет. Проявляя уважение к знаниям, ты проявляешь уважение к самому себе. Пренебрегая ими, ты ограничиваешь самого себя. Не спеши отказываться, но будь разборчив.

мистер вихлюн

осознанность, созерцание, практика, социальные проблемы, ошибки

Previous post Next post
Up