НУЖНА ЛИ ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА?

May 11, 1999 12:45

( Нет - ВОПД "ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ"      Да - Ю.И. МУХИН)

   ВОПД "ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ"



ВЕРНЕМ ВЕЛИЧИЕ РОССИИ!

Экономическая программа ВОПД "Духовное наследие"

1. ВВЕДЕНИЕ

Финансовый кризис 17 августа характеризуется следующими обстоятельствами.

Во-первых, он явился завершающим этапом порочной политики правительств, которые практически всю свою управляющую деятельность сводили к решению проблемы финансовой стабилизации и к макроэкономическим решениям. Эта политика основывалась практически только на поиске источников внешних и внутренних заимствований, что вело к росту государственного долга, который стал непосильным для сокращающегося бюджета. Вопрос сегодня в том, что либо в очередной раз продолжать обанкротившийся курс, медленно и верно превращающий Великую Россию в сырьевой придаток западных стран, либо удастся его изменить.

Во-вторых, финансовый кризис отнюдь не прошел, он только выходит на новый виток, "вытягивая" за собой с определенной временной задержкой кризисы социальные и политические. Извечное противостояние Государственной Думы и Президента дополнено обострением социальных конфликтов и ростом политического противостояния в обществе.

В-третьих, финансовый кризис, начавшийся в августе, означает не только банкротство финансовой системы и финансовой политики либералов. Это, прежде всего, кризис доверия - политического, финансового, идеологического - общества по отношению к той элите, которая последние 8 лет управляла государством.

В-четвертых, финансовый кризис отчетливо обнажил кризис правящей элиты в ее способности управлять страной.

Что делать? Очевидно, необходимо прежде всего осмыслить эти качественные изменения, сделать из них правильные выводы. Необходимо провести идею социального контракта, основанного на партнерстве, где одна сторона - избиратель, а другая - чиновники, обеспечивающие работу государственной машины. Всех их должен объединять неизменный общий интерес - экономический успех России.

Для этого нужно решить следующие важные задачи:

Необходимо осмыслить и выразить в форме, понимаемой и разделяемой большинством, стратегию развития экономики на ближайшие 15-20 лет, которая подразумевает:

во-первых, ясное понимание ключевых рынков присутствия России и

во-вторых, тех основ, на которых зиждется ее конкурентоспособность в современном мире.

Мы должны научиться производить в массовом масштабе на своей территории качественную продукцию и услуги в современных форматах.

Начавшаяся после кризиса новая волна политизации не должна вылиться в поиск и обличение виноватых. Все интеллектуальные силы общества должны быть направлены на осознание гражданами причин ущербности существующей схемы управления Россией и неспособности существующей формулы отношений власти и народа обеспечить условия для выживания и процветания страны.

Одной из основных причин провалов и неудач России в области экономики является игнорирование объективных законов в решении задач управления сложнейшим динамическим объектом - социально-экономической системой страны. Процесс управления таким объектом не может быть решен иначе, как путем научного обоснования принимаемых решений, моделирования хода их выполнения и прогнозирования их последствий. Единственно верных решений на этом пути не может быть: нет ни кадров, ни специальной теоретической школы, ориентированной на переходной период российской экономики. Поэтому задачей становится не просто создание эффективной системы управления, а системы, решения в которой принимаются только на основе теоретического анализа, моделирования, локальных экспериментов и т.д., а не волюнтаристских решений правящей элиты.

Кризис власти последних лет делал неизбежным смену министров, а то и отставку целиком кабинета. То же можно сказать о всевозможных реорганизациях министерств и ведомств, их слиянии, разделении, изменении функций. Кадровая и структурная чехарда делала управляемость государством с каждым годом все хуже и хуже, а процесс принятия решений все более неэффективным. Вывод напрашивается сам собой: для стабилизации управления государством необходимо как минимум, во-первых, прекратить кадровую чехарду и, во-вторых, бесконечные "реструктуризации" министерств и ведомств. Даже несовершенная структура министерства и не самый толковый министр лучше, чем чехарда перемен. В этой связи необходимо внести коррективы в Федеральный закон о Правительстве, где структура и состав правительства, утверждаемые Госдумой, остаются неизменными до следующих парламентских выборов, то есть кардинальные изменения происходят один раз в четыре года. Подобный консерватизм, конечно же, допускает исключения, но именно исключения, когда премьер и министры могут быть заменены по согласованию Президента и Госдумы.

2.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

2.1.Экономическая идеология государства

Наша задача проста: сохранив свободу и рыночные отношения как безусловные завоевания нашего народа, раз и навсегда отнять у него нищету, бесправие и неграмотность. Цель российского общества и государства - социальная переориентация современной экономики страны при помощи эффективного государственного регулирования.

Основной инструмент - поддержка деловой активности, содействующей подъему экономики и прогрессу человека.

Недопустим возврат к плановой экономике социализма. Но в то же время надо ясно осознавать, что формирование полноценной рыночной экономики невозможно без государственного управления этим сложнейшим процессом. Государство должно решать те ключевые проблемы, с которыми субъекты экономики не справляются сами. Сегодня российская система управления столь либеральна и настолько не соответствует высокой монополизации экономики, что любой шаг к разуму будет в том числе и шагом к административным мерам. Во всем мире времена, когда можно было развиваться за счет стихийного высвобождения инициативы, давно прошли: инициатива нуждается в разумном административном руководстве.

При формировании экономической политики Государства и общества наше Движение считает:

Во-первых, производство материальных благ важно не само по себе, а в рамках общей стратегии развития нации, личности, государства. Будущий мир и будущее России будут зависеть прежде всего от того, какая страна или страны будут лидировать и определять направления развития цивилизации.

Во-вторых, мы исходим из того, что экономическая политика должна основываться не на идеологических установках о преимуществах той или иной формы собственности, а на критерии эффективности производства, которая определяется эффективным управлением, качеством и наукоемкостью продукции.

В-третьих, мы против как невмешательства государства в экономику, так и жесткого государственного управления. Задача государства - обеспечить самые лучшие условия для реализации потенциала всех форм собственности. Поэтому приоритетными отраслями для государственного контроля и управления являются отрасли, определяющие инфраструктуру - транспорт, связь, энергетика, информационное обеспечение, банковская система.

Экономическая политика Правительства должна решать в порядке приоритетности следующие задачи:

1. Обеспечить МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, а в целом и Нации.

2. Обеспечить НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА.

2.2.Основные принципы финансово-экономической политики

Сегодняшняя экономическая политика не решает главную проблему России - не позволяет преодолеть кризис неплатежей. Именно они не дают привлечь в реальный сектор банковские кредиты, преодолеть бюджетный и инвестиционный кризисы, обеспечить подъем уровня жизни и экономический рост.

Их главная причина - чрезмерная нехватка денег, которая имеет и политические последствия. Так, она возродила ряд черт тоталитарной административно-командной экономики: если при социализме чиновники распределяли дефицитные товары и инвестиционные средства, то сегодня они распределяют исключительно дефицитные деньги.

Это делает сегодняшнюю систему "распределения денег" более криминальной, менее эффективной и менее устойчивой, чем система, существовавшая в СССР.

Одной из основных причин неплатежей является переток ресурсов за рубеж и в криминальные сектора экономики. Таким образом, главная задача оздоровления экономики - установление эффективного государственного контроля над финансовыми потоками для смягчения недостатка денег и доведения их объема до нормального уровня.

Следует признать, что сосредоточение почти всех свободных средств экономики в ГКО-ОФЗ и их последующее замораживание парализовало платежную систему страны и поставило Россию на грань катастрофы. Следует четко указать, что это положение стало закономерным итогом всей политики государства, проводившейся в 1992-1998 гг. без учета реальных интересов и особенностей России.

Программа оздоровления экономики должна исправить допущенные ошибки. Для этого необходимо:

- дополнить регулирование объема денежной массы регулированием ее структуры;

- добиться установления контроля над бюджетными средствами для последующего смягчения финансовой политики и ремонетизации реального сектора и экономики в целом;

- превратить банки в финансовых агентов государства;

- используя угрозу банкротства предприятия, поставить неконкурентоспособную часть реального сектора экономики под прямой контроль государства;

- провести широкомасштабную замену и переподготовку не справляющихся со своими обязанностями менеджеров на всех уровнях - и в аппарате госуправления, и на предприятиях. Это должна быть подлинная революция менеджеров;

- заморозить взаимную просроченную задолженность предприятий, поставленных под контроль государства, и в течение нескольких лет обеспечить ее взаимопогашение при помощи расчетных векселей Минфина (не принимаемых в бюджет);

Экономическая политика государства в ближайшее время должна быть направлена на последовательное решение двух задач:

- первая - восстановить текущую ликвидность экономики;

- вторая - после восстановления текущей ликвидности и снижения неплатежей до нормального уровня, государство должно сосредоточить усилия на переходе к устойчивому экономическому росту.

Государство должно неустанно и убедительно разъяснять, что политика денежной эмиссии:

- носит вынужденный характер, направлена на восстановление платежной системы страны.

- носит временный характер и автоматически прекратится по удовлетворении минимальной потребности экономики в денежной массе для проведения расчетов;

- эффективно дополняется антиинфляционными мерами, которые не приведут к новой девальвации и усилению гиперинфляции.

Правительство и Центробанк должны взять на себя обязательство обеспечить опережающий рост доходов по отношению к динамике цен посредством следующих мер:

- полное погашение бюджетной задолженности перед населением;

- расчетное установление курса доллара, а не на основе биржевых спекуляций;

- замораживание транспортных тарифов, тарифов на электроэнергию и цен на коммунальные услуги с обеспечением 100%-ной денежной оплаты.

Необходимо укрепление системы органов государственной власти Российской Федерации, в том числе усиление полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти: создание такой системы управления, при которой, с одной стороны, исключалось бы дублирование функций различных министерств и ведомств, а с другой - обеспечивались бы современный уровень хозяйствования в государственном секторе и эффективное государственное регулирование в частном секторе.

Следует также:

- осуществить комплекс мер по введению реальной государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции с созданием отдельного государственного органа, полностью контролирующего все вопросы в указанных сферах деятельности;

- установить строгую ответственность руководителей соответствующих министерств и ведомств, представителей государства за выполнение показателей по доходности и оценочной стоимости активов вверенных им предприятий.

Одним из основных принципов экономической политики должна быть опора на собственные силы.

Перед российской промышленностью стоят две серьезные проблемы: дисбаланс внешней торговли и потеря половины внутреннего рынка, а также отсутствие источников инвестиций.

В связи с этим необходимо осуществлять разумную протекционистскую политику, защищающую отечественного производителя. В то же время в целях модернизации обрабатывающей промышленности следует установить таможенные льготы для ввоза промышленного оборудования.

Мы должны отказаться от оптимистических обещаний скорого экономического роста в случае изменения экономической политики. Экономика находится в тяжелейшем положении, подъем произойдет только в том случае, если государство проделает большую работу. Наши экономические цели - подъем на основе увеличения потребления отечественных товаров, повышения конкурентоспособности российской промышленности, усиления инвестиционной активности, укрепления национальной валюты.

2.3.Первоочередные задачи финансово-экономической политики

В первоочередном порядке решаются следующие задачи:

- уменьшение общей суммы налогообложения до приемлемого в мировой практике уровня;

- введение эффективного уровня государственного управления экономикой;

- обеспечение равных прав всех видов собственности;

- разработка таможенной политики, обеспечивающей не только защиту отечественного производителя, но и непрерывный рост конкурентоспособности отечественного производства;

- проведение разумной конверсии военного производства, обеспечение постоянно совершенствующейся разработки и выпуска новейших конкурентоспособных видов вооружений, торговля оружием;

- осуществление в соответствии с международными нормами выхода из договоров, ограничивающих экспортные возможности отечественной экономики;

- сохранение в государственной собственности воздушных, водных, лесных и подземных ресурсов;

В процессе реализации программы по преодолению банкротства страны ее необходимо дополнить более четкими мерами по стимулированию роста в промышленном секторе экономики. К таким решениям можно отнести стимулирование роста организованных сбережений населения в банковской системе. По самым скромным оценкам сумма наличных средств на руках населения: в рублях - 27-28 млрд. руб., в валюте - 40 млрд. дол. США. Использование даже десятой доли этих средств в качестве кредитных и инвестиционных ресурсов могло бы существенно изменить ситуацию в реальном секторе экономики. Представляется, что система взаимных гарантий коммерческих банков и субъектов Федерации по вкладам граждан могла бы дать старт росту сбережений в банках, которые в настоящее время кредитуют экономику. По мере укрепления экономики, повышения доверия к центральной власти государство должно взять на себя гарантии по вкладам населения.

2.4.Основные направления реформирования банковской системы

Произошедший в результате глубочайшего финансово-экономического кризиса крах банковской системы России диктует необходимость ее реструктуризации на качественно иной основе, учитывающей негативные уроки прошлого опыта. Изменения должны затронуть оба уровня банковской системы - Центральный банк и коммерческие банки.

В этой связи первостепенную важность приобретает пересмотр юридического статуса и целей деятельности Банка России. Законодательно закрепленная подотчетность Банка России Государственной Думе Федерального Собрания РФ носит преимущественно формальный характер и не позволяет последней оказывать серьезное влияние на выработку, реализацию и корректировку денежно-кредитной политики ЦБ, а также на процесс принятия решений руководством ЦБ. Статус Банка России должен быть подчинен решению общеэкономических задач.

Не менее важен вопрос о дополнении целей деятельности ЦБ. Конституция РФ и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" относят к основной цели деятельности Банка России защиту и обеспечение устойчивости рубля. Цель абсолютно оправданная, но в нынешних российских условиях явно недостаточная.Вне связи с общеэкономической стратегией данная цель подталкивает Центральный Банк на стабилизацию денежной единицы любой ценой, даже если за это необходимо заплатить спадом производства и обострением социальной напряженности в обществе, зато снимает с него солидарную ответственность за состояние дел в народном хозяйстве. Назрела необходимость важных законодательно оформленных решений, регламентирующих положение Центрального Банка:

1. Изменение юридического статуса Центрального Банка РФ. Закрепление его двойной подчиненности: Государственной Думе и правительству. Приравнивание статуса ЦБ к статусу федерального министерства и введение в Совет директоров ЦБ министра финансов и руководителей профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации.

2. Дополнение перечня основных целей ЦБ положением о том, что ЦБ должен поддерживать общий курс экономической политики правительства.

3. Перечисление в государственный бюджет всей прибыли ЦБ, определение сметы расходов ЦБ Государственной Думой. Регулярные проверки финансовой деятельности ЦБ Счетной палатой РФ.

4. Прямое кредитование Банком России предприятий реального сектора.

Сейчас, когда полностью разрушена связь между реальным и финансовым секторами экономики, а существующие коммерческие банки не могут поднять производство, на нужды которого они до последнего времени выделяли только 3% от общей суммы предоставляемых ссуд и в основном краткосрочные кредиты, прямое кредитование Центральным Банком народного хозяйства приобретает особую остроту. Причем эти кредиты должны предоставляться по льготным процентным ставкам, учитывая, что средняя рентабельность производства промышленной продукции не превышает 6%. Безусловно, льготные процентные ставки ЦБ будут ниже годового уровня инфляции. Но только таким образом можно поднять отечественное производство.

5. Возврат к практике прямого кредитования Центральным Банком дефицита государственного бюджета. Это меньшее из зол по сравнению с выстраиванием пирамид внутреннего и внешнего долга.

6. Проведение Центральным Банком умеренных денежных эмиссий, способных повысить коэффициент монетизации ВВП и пополнить оборотные средства предприятий.

Изменение статуса и целей деятельности Центрального Банка позволят переориентировать его с преимущественного решения узковедомственных проблем на общегосударственные и возложить на него солидарную ответственность за судьбы страны.

Реформированию подлежит и второй уровень банковской системы - коммерческие банки. В ходе кризиса происходит их естественный отбор: устойчивые выживают, нежизнеспособные отмирают. Но этот процесс не может быть пущен на самотек, а должен протекать под строгим государственным контролем. Именно отсутствие такового, наряду с недальновидной кредитно-финансовой политикой прежнего правительства и руководства Центрального Банка, а также безответственными действиями коммерческих банков, стали одной из основных причин краха российской банковской системы. Накопленный опыт свидетельствует, что до кризиса коммерческие банки в своей деятельности руководствовались исключительно соображениями максимизации прибыли. Характерные для них частная или узко-групповая формы собственности априорно исключали их ориентацию на общенациональные интересы. Развернуть коммерческие банки на решение глобальных проблем страны может только государство.

Роль государства в восстановлении разрушенной банковской системы двояка:

1. Государству в лице Центрального Банка надлежит ужесточить контроль над деятельностью коммерческих банков, более активно использовать меры административного воздействия, для чего необходимо:

- стимулировать слияния и поглощения банков;

- разработать обязательные нормативные документы по порядку проведения отдельных банковских операций, в том числе выдачи кредитов;

- сократить удельный вес банков, относящихся к закрытым формам собственности;

- повысить требования к профессиональному уровню, деловой репутации и стажу работы на руководящих должностях в кредитных организациях к претендентам на высшие банковские должности;

- ввести уголовную ответственность руководителей банков за сознательное искажение отчетности.

2. Целесообразным является также создание государственных коммерческих банков, коммерческих банков с долевым участием государства, а также введение государственных представителей в частные кредитные учреждения.

3. Исключительно сложной, но в то же время первостепенной по значимости, задачей является восстановление подорванного доверия населения к коммерческим банкам. Единственным масштабным источником кредитования хозяйства являются сбережения граждан. Для привлечения этих средств нужна система государственных гарантий. Первым шагом в этом направлении должно быть незамедлительное принятие закона "О страховании банковских депозитов граждан".

4. Острейшей проблемой российской банковской системы продолжает оставаться незаконный вывоз капитала за границу, что требует ужесточения мер валютного регулирования и валютного контроля. В этих целях необходимо:

- ограничить число коммерческих банков, имеющих право совершать валютные операции;

- сократить сроки обязательной репатриации валютной выручки по экспорту;

- ввести процедуру ведения корреспондентских отношений российских банков с иностранными банками через специальные транзитные счета в ЦБ.

Реформирование банковской системы России должно осуществляться посредством усиления государственного регулирования, что согласуется как с особенностями национального хозяйственного уклада, так и потребностями текущего момента.

3.НАПРАВЛЕНИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ

3.1.Регулирование структуры денежной массы

Необходимо дополнить регулирование объема денежной массы регулированием ее структуры в целях более равномерного распределения денег между финансовым и реальным секторами, смягчения кризиса неплатежей и снижения инфляционного давления на финансовую систему.

Сокращение денежной массы в результате массового банкротства банков в августе-октябре 1998 г. наряду с ростом цен резко повысило потребность экономики в денежной массе.

Эмиссия требует одновременного введения ограничений на приобретение валюты и ряд иных мер.

Эмиссия должна быть направлена непосредственно людям, так как при этом на валютный рынок направляется не более 20% выделенных средств.

Таким образом, эмиссия должна быть осуществлена в форме выплат государством своих долгов перед населением (их сумма - 80 млрд. руб. - примерно соответствует масштабам эмиссии, заведомо инфляционно безопасной при использовании предусмотренных ниже механизмов).

Механизм "отгораживания" эмиссии от валютного рынка состоит в том, чтобы:

- Ввести для банков, получающих поддержку ЦБ (в форме погашения через них ГКО-ОФЗ), норматива обязательного резервирования средств, направляемых банками на покупку валюты. При нормативе в 80% из рубля, направленного на валютный рынок, до этого рынка дойдет 20 коп.

- Не допускать к торгам на валютных биржах банки, в отношении которых не действует норматив обязательного резервирования средств, направляемых на покупку валюты.

- Установить в момент введения, что указанный норматив может постепенно снижаться при стабилизации финансовых рынков.

- Установить, что норматив обязательного резервирования средств, направляемых на покупку валюты, не распространяется на ограниченное количество контрактов на импорт жизненно необходимых материалов.

3.2.Бюджетный механизм оптимизации количества денег

Борьба с кризисом неплатежей включает:

- Контроль над деятельностью кредитных организаций, включая все необходимые меры для обеспечения сохранности вкладов граждан, восстановления ликвидности коммерческих банков и поддержания системы расчетов.

- Реализацию комплекса мер, направленных на поддержание ликвидности и обеспечение бесперебойной работы инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и других организаций, резервы которых размещены в государственных ценных бумагах, а также на восстановление таких резервов в ликвидной форме.

- Обеспечение неукоснительного соблюдения условий реструктуризации внутреннего долга, а также исполнения обязательств Российской Федерации по внешнему долгу, возникших в соответствии с действующим законодательством.

- Восстановление ликвидности рынка государственных долговых обязательств, возобновление торгов государственными ценными бумагами, включая номинированные в иностранной валюте.

- Усиление контроля за деятельностью ЦБ, включая перечисление прибыли ЦБ целиком в доход федерального бюджета. При этом финансирование деятельности ЦБ должно осуществляться за счет расходов, предусматриваемых в федеральном бюджете.

- Повышение текущей ликвидности кредитных организаций, усиление платежной дисциплины.

- Осуществление зачетов встречных требований бюджетов различных уровней друг другу.

- Отмену налоговых льгот для офшорных компаний, упразднение офшорых зон на территории Российской Федерации.

Поэтому необходимо:

1.Проведение взаимозачетов. На первом этапе - подготовка и проведение прямых зачетов всего объема взаимной просроченной задолженности между федеральным бюджетом и предприятиями по схеме "обратного взаимозачета". На втором этапе - подготовка и проведение аналогичных, но более сложных зачетов между предприятиями ТЭК, потребителями их услуг и федеральным бюджетом ". На третьем этапе - подготовка и проведение аналогичных зачетов с предприятиями транспорта и коммунального хозяйства.

Долги бюджета перед потребителями, не предъявленные во время проведения взаимозачета, аннулируются в одностороннем порядке. При проведении взаимозачетов принципиально важно установить принцип паритета: взаимопогашение долгов с выпуском долговых бумаг государства происходит только в отношении предприятий, имеющих задолженность перед федеральным бюджетом. Если предприятие не имеет задолженности перед федеральным бюджетом, последний должен рассчитываться с ним только деньгами или пакетами акций предприятий.

2. Сократить неиспользуемые остатки средств федерального бюджета до технологически необходимого уровня - с 7 до 2 млрд. руб., установив соответствующие задания всем федеральным органам исполнительной власти.

3. Установить контроль правительства за внебюджетными фондами, передав:

- сбор взносов в них Министерству по налогам и сборам;

- контроль над их сбором - Налоговой полиции;

- контроль над их расходованием - Минфину.

Подчинить соответствующие структуры аппарата внебюджетных фондов указанным ведомствам.

Применить к счетам внебюджетных фондов механизм оптимизации остатков, описанный в п. 2. При определении лимитов остатков исходить из пропорции между этими лимитами и общим объемом расходов, установленном для федерального бюджета.

4. Обеспечить открытую конкурсность:

- обслуживания счетов федерального бюджета и счетов внебюджетных фондов;

- обслуживания взаимозачетов и их проведения.

5. Начиная с определенного времени, зафиксировать минимальный уровень непроцентных расходов федерального бюджета в реальных деньгах (то есть без учета взаимозачетов) в процентах к ВВП с поквартальным получением недостающих средств за счет нерыночных низко доходных займов, размещаемых в контролируемых государством социально значимых банках - финансовых агентах государства. Для реализации принципа гарантированного минимума реальных непроцентных расходов представляется необходимым обязательное одновременное включение в Закон о федеральном бюджете следующих ключевых положений:

- понятия минимального уровня непроцентных расходов бюджета в реальных деньгах (то есть без результатов зачетов);

- механизма обязательной ежеквартальной мобилизации средств, недостающих для обеспечения минимального уровня непроцентных расходов федерального бюджета, при помощи нерыночных займов.

7. Независимо от фиксации минимального уровня расходов федерального бюджета представляется необходимым нормативно установить:

- очередность бюджетных выплат при любой нехватке средств в бюджете;

- объем остатков средств федерального бюджета на счетах в банках;

- предельный уровень возвратности бюджетных ссуд;

8. Реализовать следующие направления бюджетной реформы:

- переход на международную систему бюджетной отчетности;

- приведение в полное соответствие друг другу систем счетов, в которых исполняется и планируется бюджет;

- ревизия и реструктуризация статей расходов (включая сокращение федеральных программ в соответствии с возможностями бюджета);

- поэтапное завершение в 1999-2000 гг. процесса переориентации дотаций с производителей на потребителей;

- законодательное обеспечение осуществления государственных закупок и несоциальных государственных инвестиций только на основе открытого конкурса .

3.3.Выделение банков - финансовых агентов государства

В банковской сфере должно быть осуществлено следующее:

1. Одновременно с установлением государством контроля над исполнением бюджета необходимо провести отбор коммерческих банков - финансовых агентов государства, включая в эту категорию:

- основную часть социально значимых банков;

- относительно крупные региональные банки;

- надежные средние и мелкие банки, готовые согласиться на жесткий контроль со стороны государства.

2. Определенные основные операции следует осуществлять через коммерческие банки - финансовые агенты государства:

- размещение нерыночных займов Минфина и обращение первоклассных векселей, выпускаемых для обеспечения минимальных непроцентных расходов федерального бюджета;

- обслуживание всех счетов предприятий, реструктурировавших свой долг федеральному бюджету;

- долевое (с участием государства в виде стабилизационных кредитов либо гарантий) финансирование отобранных самостоятельно или совместно с государством проектов в установленных государством приоритетных направлениях, в качестве которых должны быть установлены:

- финансирование развития инфраструктуры (в том числе транспорта, телекоммуникаций, программирования, сбытовых сетей).

3.4.Повышение эффективности системы управления

Государство должно признать свою ответственность за крайне тяжелое положение реального сектора российской экономики, в том числе за счет разрушения всей системы управления. Перед государством стоят две главные задачи: коренное изменение системы управления экономикой в целом и принципиально иные требования к менеджменту предприятий независимо от форм собственности.

Задачи менеджмента предприятий:

1.Задолженность перед федеральным бюджетом всех предприятий, сохранивших ее после взаимозачетов, реструктурировать по схеме, основы которой заложены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 1997 г. N 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет".

2.Если предприятие нарушает договор о реструктуризации своего долга федеральному бюджету (не справляется с текущими платежами), его контрольный пакет акций в течение двух месяцев продается на аукционе по цене не ниже 50% номинальной задолженности федеральному бюджету (включая реструктурированную). Если предприятие не располагает контрольным пакетом своих акций, оно принуждается к его эмиссии в кратчайшие сроки.

3.Если предприятие не куплено на аукционе, контрольный пакет его акций автоматически переходит в государственное управление. При этом на предприятие назначается внешний управляющий, в установленный срок разрабатывающий план оздоровления предприятия.

4.В случае погашения реструктурированных долгов федеральному бюджету в течение пяти лет и выполнения плана оздоровления предприятия команда внешних управляющих получает в собственность контрольный пакет акций предприятия, находящийся у государства, или же его часть, пропорциональную возвращенной части замороженной задолженности.

Это обеспечит переход предприятия в руки собственников, делом доказавших свою эффективность, и явится, по сути, третьим, завершающим этапом широкомасштабной приватизации.

3.5.Задачи нового аппарата государственного управления

Эффективность государства - главный фактор развития, определяющий все будущее России. Повышение этой эффективности - важнейшая стратегическая задача.

Важно понимать, что никакие самые разумные преобразования не могут быть осуществлены, если инструмент этого осуществления - госаппарат - не пригоден. Для страны важно создать механизм перманентного совершенствования системы госуправления.

Сегодняшний момент благоприятен для реформирования российской системы госуправления, так как:

- разложение аппарата госуправления зашло достаточно далеко для того, чтобы общество и крупнейшие корпорации осознали необходимость перемен;

- ослабленность и пассивность аппарата госуправления существенно снижают возможности сопротивления его деструктивных элементов;

- развитие информационных технологий изменяет принципы управления и ведет к качественному скачку.

Представляется необходимым в кратчайшие сроки разработать Программу государственного строительства в Российской Федерации. Цель программы - установить долгосрочные ориентиры развития государственной системы управления и внедрить в массовое сознание понимание того, что совершенствование системы управления обществом - не только самостоятельная, но и наиболее выгодная и важная для общества сфера деятельности государства.

4.БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

4.1.Задачи бюджетной политики

Продолжение следует, используйте кнопку 'назад' для перехода
В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199919/?19_4_1

199919

Previous post Next post
Up