НУЖНА ЛИ ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА? (Часть 2)

May 11, 1999 12:44


(Продолжение, смотри [1] )
Основная причина нынешнего финансового кризиса - неспособность правительства финансировать расходы государственного бюджета и покрытие огромного дефицита бюджета за счет роста государственного долга. Государство само должно научиться жить по средствам. Государство, требуя своевременно уплачивать налоги, должно неукоснительно выполнять и свои обязательства. Расходование средств федерального и местных бюджетов необходимо строго контролировать. Необходимо создать и законодательно обеспечить общегосударственную систему контроля, подчиненную Счетной палате РФ, Необходимо превратить налоговую систему из чисто фискального средства выбивания денег в инструмент государственной экономической политики. Необходимо создать простую и ясную систему налогов, уйти от запутанности и противоречий, отказаться от практики введения новых норм задним числом, а также частого изменения налогов и налогового законодательства, произвольного трактования законодательства со стороны ведомств. Предлагаемая бюджетная политика предполагает решение нескольких крупных проблем, а именно:

1.Нужно обеспечить принятие Бюджетного кодекса, что позволит по-новому выстроить взаимоотношения государства с налогоплательщиками, создать стимулы для роста производства и инвестиций, упорядочить бюджетное устройство и бюджетный процесс.

2.Правительство должно принять программу жесткой экономии государственных расходов и приступить к ее выполнению.

3.Перейти на составление среднесрочного проекта федерального бюджета.

4.Необходимо запретить прирост государственного долга России.

5. Должен быть завершен переход на полномасштабное казначейское исполнение федерального бюджета.

6. Необходимо принять меры по поэтапной ликвидации бюджетных зачетов на региональном и местном уровнях.

4.2.Налоговая реформа

Надо признать: для честных налогоплательщиков налоговый пресс непосилен, а государство не в состоянии обеспечить должный контроль над уплатой налогов и их достаточную собираемость. России нужна другая налоговая система - ориентирующая предприятия на повышение эффективности своей работы и рост доходов, простая для контроля и дешевая в эксплуатации.

Налоговая реформа должна включить следующее:

1. Важнейшее направление, - упрощение и облегчение налогового режима малого бизнеса. Государство должно предложить малому бизнесу "правила игры", конкурентоспособные с правилами криминального мира. Только после создания для мелких предпринимателей реальной возможности уплаты налогов государству, а не криминальным структурам, можно начать "загонять" их в легальный сектор прямым административным принуждением (при помощи налоговой переписи, массовых проверок оборота и т.д.). Целесообразно ввести для нефинансовых предприятий с числом занятых менее 20 чел. упрощенную процедуру налогообложения с единым налогом. Ставку единого налога разумно установить на уровне 10%.

2. Представляется целесообразным ежеквартально освобождать от налогов прирост производства в натуральном выражении по сравнению со средним уровнем аналогичного квартала.

По мере перехода экономики к устойчивому экономическому росту от налогов может освобождаться превышение объемов производства над прогнозными оценками, использованными при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год.

3.Представляется настоятельно необходимой отмена норм, препятствующих продаже товаров по ценам ниже себестоимости.

4. Величина налогов должна устанавливаться на основе тщательного анализа, расчетов, предварительных экспериментов в отдельных отраслях промышленности или в пределах отдельных субъектов Федерации.

5. Следует создать механизм налоговых соглашений Правительства Российской Федерации (в лице одновременно Минфина и Министерства по налогам и сборам) и субъектов экономики России (добившись затем его законодательного оформления), предусматривающий:

- предоставление Правительством Российской Федерации налоговых льгот не имеющим задолженности перед федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами субъектов в обмен на увеличение налоговых поступлений и иных обязательных поступлений в федеральный бюджет относительно расчетного или текущего уровня;

- минимальную величину увеличения налоговых поступлений и иных обязательных платежей, позволяющую заключать налоговое соглашение (не менее 10% в расчете на год);

- поквартальную разбивку обязательств субъекта экономики по увеличению налоговых поступлений и иных обязательных платежей в федеральный бюджет;

- ответственность субъекта экономики за нарушение налогового соглашения с Правительством Российской Федерации;

- механизм гарантирования обязательств субъекта экономики перед Правительством Российской Федерации по налоговому соглашению.

4.3.Меры по стабилизации национальной валюты

Для осуществления стабилизации национальной валюты необходимо:

- Предусмотреть в расчетах доходной части уровень собираемости налогов и сборов не менее 70% с пересчетом доходной части бюджета в случае превышения уровня инфляции против размеров, принятых в проекте бюджета 1999 г.

- Использовать кредиты Банка России на финансирование кассового разрыва, образующегося в ходе исполнения федерального бюджета.

- Повысить эффективность использования государственной собственности путем перечисления дивидендов по акциям предприятий и банков, находящихся в государственной собственности в бюджет.

- Активизировать работу по возврату ранее предоставленных СССР и Россией кредитов другим странам .

Определить комплекс мер, направленных на:

- повышение доверия населения к банковской системе и стимулирующих увеличение вкладов граждан;

- дедолларизацию экономики, сокращение ввоза в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты и снижение оттока финансовых средств за рубеж;

- переориентацию кредитных ресурсов коммерческих банков из спекулятивно-финансовой сферы в реальный сектор экономики;

- совершенствование порядка регулирования величины ставки рефинансирования Банка России и размера кредитной ставки коммерческих финансовых структур;

- упорядочение участия нерезидентов на рынке государственных ценных бумаг; упорядочение вексельного обращения;

- оценку эффективности функционирования региональных расчетных палат, предназначенных для клиринговых расчетов между предприятиями;

- введение в практику продаж просроченной задолженности;

- расширение использования современных расчетных инструментов, в том числе дебетовых, активизация мер по сужению сферы расчетов наличными деньгами.

- Обеспечить установление курса национальной валюты Центральным банком на основании сальдо текущих операций платежного баланса страны, объемов золотовалютных запасов, уровня инфляции.

- Предоставить право ввоза наличной иностранной валюты только Центральному банку и физическим лицам при условии обязательного декларирования.

- Установить лимиты остатка кассы в иностранной валюте для коммерческих банков с обязательной сдачей излишков в Центральный банк для зачисления на корреспондентские счета.

- Продажу населению иностранной валюты производить только через валютные счета и кассы коммерческих банков при свободной скупке валюты у населения через обменные пункты и кассы кредитных организаций.

5.РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Предлагаемый комплекс мер по оздоровлению банковской системы нельзя считать исчерпывающим подходом, так как по-прежнему реальный сектор экономики остается вне сферы основных приоритетов. Необходима государственная долгосрочная программа экономического, научно-технического, социального развития, разработанная на основе сложившейся геополитической ситуации, тенденции и кризисов развития мирового сообщества.

5.1.Промышленная политика

Важнейшая фундаментальная экономическая проблема - кризисное состояние реального сектора.

Государство, наконец, должно сформулировать и начать целенаправленно проводить промышленную политику. Государственная промышленная политика - это не декларация о необходимости подъема производства, а выделение приоритетных предприятий, целых отраслей и оказание им целевой поддержки, в первую очередь - через налоговые льготы. Кроме того, государство должно оказывать неотложную помощь в решении острых проблем, стоящих перед производством, например, проблемы неплатежей.

На промышленных предприятиях (в том числе и по вине государства) сейчас лежит непомерный груз долгов и неплатежей. Чтобы вернуться к нормальному функционированию финансов предприятий (что позволит им своевременно платить зарплату и налоги), необходимо отложить эти долги и реализовать расшивку неплатежей через различные формы зачетов. Это необходимо сделать срочно, так как иначе все остальные необходимые меры окажутся малоэффективными.

При определенных условиях государство может пойти на полное списание всех без исключения долгов предприятий бюджетами всех уровней. Такими условиями может быть принятие долгосрочной обоснованной экономической программы, установление оптимальных ставок налогов, принятие обязательств предприятиями по безусловной уплате текущих платежей с жесточайшей ответственностью руководящего состава предприятий за исполнение этих обязательств, иные меры.

Государство должно осуществлять адресную поддержку реального сектора. В нынешних условиях невозможно оказать помощь всей промышленности сразу - необходимо выделить наиболее важные приоритеты. Среди таких приоритетов:

во-первых, успешно работающие предприятия, руководство которых способно рационально распорядиться государственной поддержкой; критерием успешности должна стать своевременная выплата зарплаты и налогов, стабильная работа, рост производства, повышения конкурентоспособности продукции;

во-вторых, обрабатывающие и в особенности наукоемкие отрасли, конкурентоспособные на мировом рынке.

Государственная поддержка должна заключаться в гибкой налоговой политике, финансировании перспективных НИОКР и развитии инфраструктуры, ликвидации любых препон при осуществлении инвестиционных проектов, модернизации оборудования и создании новых мощностей. Необходимо срочно увеличить финансирование научных исследований в таких отраслях, как космическая техника, авиастроение, военная техника и других, где Россия еще находится на передовом уровне.

До недавнего времени Правительство делало ставку практически лишь на один сектор - ресурсодобывающий. Это прямой путь к деградации экономики, а в перспективе - к деградации и деинтеллектуализации общества, превращению России в полуколониальный сырьевой придаток развитых стран. В средне- и долгосрочной перспективе все силы должны быть брошены на развитие высоких технологий и наукоемкого производства. Соответствующие меры должны быть незамедлительно приняты также в сфере науки и образования.

Кроме того, государство должно поощрять те предприятия, которые берут на себя социальную ответственность, содержат жилой фонд и социальные объекты. В этом случае необходимо осуществлять зачет налоговых платежей в счет расходов предприятия на социальную сферу.

Государство также должно уделить внимание проблеме снижения издержек и ресурсосбережению, особенно в сфере естественных монополий. В настоящее время у системообразующих предприятий нет стимулов к снижению себестоимости, напротив, чем выше себестоимость - тем легче оправдать монопольно высокие цены и требовать помощь от государства.

Меры по стимулированию реального сектора экономики включают:

- Разрешение производственным организациям погашения просроченной задолженности перед федеральным бюджетом государственными ценными бумагами.

- Проведение реструктуризации задолженностей предприятий в бюджеты всех уровней путем предоставления рассрочки по выплатам в счет основного долга на срок до 10 лет при условии осуществления всех текущих платежей.

- Зачет средств, использованных предприятиями на финансирование объектов жилищной сферы, подлежащих передаче органам местного самоуправления, в пределах сумм просроченной задолженности по налоговым платежам и пеням.

- Переоформление задолженности федерального бюджета перед бюджетополучателями в государственные купонные облигации со сроком погашения 5-10 лет.

- Установление порядка консервации неиспользуемых производственных мощностей предприятий, предусматривающего снижение амортизационных отчислений и налога на имущество.

- Определение порядка финансирования и выведения из состава активов предприятия мобилизационных мощностей.

- Разработка и принятие программы диверсификации экспорта, в которой будут предусмотрены меры поддержки производителей продукции, расширяющие номенклатуру товаров, поставляемых за рубеж, и определяющие систему сертификации ориентированной на экспорт продукции и страхования экспортных кредитов.

- Определение и законодательное оформление особого порядка санации, банкротства и обусловленной крайними обстоятельствами национализации предприятий, имеющих стратегическое для экономики России значение. Эти меры должны применяться при необходимости реструктуризации и повышения эффективности работы предприятия.

- Обеспечение строгого соблюдения нормативов системы недропользования, а также реализации Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", принятие и реализация соответствующих нормативных актов.

- Оформление на базе имеющихся казенных предприятий (государственных унитарных коммерческих предприятий) и компаний с преобладающей государственной собственностью государственного сектора экономики, состоящего преимущественно из крупных вертикально интегрированных государственных научно-производственных компаний, холдингов, финансово-промышленных групп, сформированных, в основном, по отраслевому принципу.

- Осуществление финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей, реструктуризация задолженности предприятий АПК перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами, реализация мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства, направленных на восстановление нарушенного паритета цен, укрепление финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса.

Промышленная политика включает:

- Создание системы защиты и страхования инвестиций в реальном секторе, в первую очередь от политических рисков, с привлечением зарубежных страховых фирм и банков как гарантов.

- Решение проблемы закрепления прав иностранных инвесторов на использование земельных участков. В настоящее время представляется вполне достаточным закрепление права долгосрочной аренды при регламентированном порядке корректировки размеров арендной платы на протяжении срока действия арендного договора.

Этот же метод разумно использовать и в отношении земельных участков, занимаемых приватизированными предприятиями.

- Создание механизма регулирования цен, затрат и заработной платы путем организации переговоров между производителями и потребителями продукции при посредничестве Правительства Российской Федерации в рамках межотраслевых коллективных соглашений, а также в рамках трехсторонних соглашений между работодателями, правительством и профсоюзами.

- Создание при председателе Правительства Российской Федерации и при руководителях важнейших экономических ведомств советов директоров и предпринимателей, участвующих в выработке ключевых решений с правом совещательного голоса.

Стратегическая задача - организация скорейшего перехода от сегодняшнего противостояния правительства и региональных властей к противостоянию объединений предпринимателей и региональных властей с превращением Правительства Российской Федерации в балансирующий и примиряющий орган.

- Формирование в ходе реструктуризации задолженности предприятий перед федеральным бюджетом, взаимной просроченной задолженности и оздоровления предприятий, финансово-промышленных групп (ФПГ) и холдинговых компаний, охватывающих технологически связанные цепочки предприятий (и, в частности, ликвидирующие посредников, паразитирующих на этих цепочках).

Основными механизмами формирования ФПГ и холдинговых компаний представляются следующие:

- размещение счетов предприятий, реконструктирующих свою задолженность перед федеральным бюджетом, только в коммерческих банках, являющихся финансовыми агентами государства;

- создание механизма передачи безнадежных должников в собственность основного кредитора;

- предоставление ФПГ и холдинговым компаниям приоритетного права на приобретение пакетов акций входящих в них предприятий;

- снятие необоснованных ограничений на работу инвестиционных фондов и ограниченное рамками федерального бюджета предоставление налоговых льгот для стимулирования создания на их базе указанных компаний;

- содействие формированию системы взаимодействия крупных предприятий с мелкими и средними, работающими по их заказам или являющихся потребителями их продукции;

- создание холдингов на базе отраслевых министерств и ведомств;

- Создание государственных и смешанных (государственно-частных) лизинговых фирм, осуществляющих приобретение отечественной высокотехнологической продукции (авиационная техника, оборудование и т.д.) и сдачу его в аренду;

- Проведение государством ревизии выполнения всеми участниками приватизации условий, на которых осуществлялись соответствующие акты приватизации.

5.2.Политика в области малого и среднего предпринимательства

За время реформ сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) доказал социальную значимость. На 866 тыс. малых предприятий занято более 7 млн. чел., а с учетом совместительства и индивидуальных предпринимателей - более 12 млн. чел. Малый бизнес дает 12% ВВП страны, с учетом "теневой" экономики 15-17% ВВП.

Формирование сферы малого предпринимательства идет противоречиво: без должной законодательной базы и государственной поддержки. В то же время в развитии малого бизнеса выявились серьезные трудности:

- Отсутствует заметная динамика в росте количества малых предприятий и численности занятых на них.

- Сохраняются: чрезмерный налоговый пресс; неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки малых предприятий (обязательность залога при получении кредита, высокая процентная ставка).

- Не созданы условия для реального доступа малых предприятий на рынок недвижимости и технологий при приватизации государственного и муниципального имущества. В большинстве регионов условия аренды помещений и оборудования нестабильны.

Необходимо:

- признание поддержки малого и среднего предпринимательства самостоятельным направлением политики государства;

- закрепление на минимально-гарантированном уровне ежегодного бюджетного финансирования программ государственной поддержки предпринимательства (на правах "защищенной" строки бюджета);

- введение в положения о федеральных министерствах конкретных направлений развития малого предпринимательства.

В последние годы проявилась тенденция на избирательность в подходах к поддержке малого бизнеса в России в пользу "малых производственных предприятий". Однако для экономики равно важны и сферы торговли, общественного питания и услуг, и сферы промышленности и строительства. Эффективное влияние на развитие сектора МСП, а значит, и всей экономики, можно оказать, только стимулируя рост субъектов МСП во всех отраслях этого сектора.

Политика в отношении МСП должна иметь законодательную и исполнительную составляющие, которые необходимо развивать одновременно в трех основных направлениях:

- создание системы управления сектором МСП;

- поддержка структурных реформ в секторе МСП;

- меры по поддержке самих малых предприятий.

Реализация этих направлений потребует принятия пакета системообразующих законов и преодоление административных барьеров в развитии предпринимательства , что возможно только через:

- внесение изменений и дополнений в отдельные законы, регулирующие деятельность малых предприятий (лицензирование, регистрация и т.д.);

- предоставление структурам поддержки МСП прав по приостановлению решений местных органов власти, создающих дополнительные барьеры для развития предпринимательства.

3. Расширение доступа малых предприятий к участию в торгах на поставку продукции для государственных нужд. Это потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации, определяющего процедуру участия малых предприятий в конкурсах (доведение информации и т.д.), а также выделение квот для малых предприятий.

4. Облегчение доступа малого бизнеса к помещениям и производственным мощностям, высвобождаемым в ходе структурной реформы предприятий возможно при внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О приватизации" в части увеличения льгот для малого бизнеса при приватизации.

5. Расширение использования отечественного оборудования в малом бизнесе на основе лизинга. Для этого необходима реализация системы льгот для лизинговых компаний, обеспечивающих малый бизнес отечественным оборудованием (через налоговое законодательство и Закон "О лизинге").

6. Упрощение моделей налогообложения для различных видов малого бизнеса.

Реализация мероприятий по поддержке структурных реформ в секторе МСП должна осуществляться в рамках федеральных проектов в соответствии с отраслевой структурой сектора МСП.

Коренная реструктуризация экономики, повышение конкурентоспособности возможны лишь на основе активного использования высоких технологий, ноу-хау, всего научно-технического и инновационного потенциалов. Инновационная деятельность предприятий по своим экономическим, технологическим и социальным последствиям, мультипликативному эффекту далеко выходит за рамки лишь его собственной производительной деятельности.

В стране уже создана критическая масса малых и средних инновационных предприятий. Ежегодно они наращивают научно-технический и производственно-технологический потенциал.

Государственные и частные кредитные институты на Западе были бы готовы возобновить предоставление нецентрализованных кредитов для МСП при условии специализации, четкого определения целей кредитования (обеспечения максимальной прозрачности) и диверсификации рисков. В настоящий момент имеется возможность использовать ряд факторов, а также применить на практике некоторые организационные и экономические методы, которые еще ни разу не были использованы в комплексе;

1. За рубежом имеются весьма значительные финансовые ресурсы, исчисляемые миллиардами долларов, которые предназначены для инвестирования исключительно в сферу малого и среднего бизнеса. Эти ресурсы использовались в нашей стране в минимальной степени, так как не было ни эффективных государственных, ни серьезных частных структур, которые были бы в состоянии обеспечить и сопроводить процесс инвестирования и возвращения капитала в данной сфере.

2. Шанс получения упомянутых выше ресурсов радикально повышается, если речь идет не о "свободных" кредитах, а о связанных кредитных линиях под закупку основных средств у западных производителей.

3. Обработка и подготовка отдельных проектов в сфере малого и среднего бизнеса в России - дело трудоемкое и потому дорогое. Это одна из основных причин, препятствующих широкому использованию кредитов в этой сфере. И здесь надо искать выход в максимальной стандартизации и унификации всех этапов подготовки проектов, а также в их тиражировании сразу в ряде регионов.

4. С целью обеспечения прозрачности и контролируемости отдельных предприятий и их финансовых потоков целесообразно инициировать создание сетей, холдингов на основе франчайзинга и лизинга.

5. Стандартизация и "сетевой" принцип тиражирования резко повышают ликвидность оборудования и дают возможность в случае неудачи в каком-либо конкретном месте быстро демонтировать и переместить его в руки более умелого менеджера.

6. Сети и холдинги, с одной стороны, способны эффективно освоить значительные капиталовложения, а с другой - их весовая категория позволяет реально создавать пулы регионов-гарантов с участием крупных коммерческих структур, а это, в свою очередь - диверсификация рисков для кредитора.

Реализация всех указанных мер позволит создать реальные экономические условия для установления необходимого соотношения между сектором крупного производства и сектором малого и среднего предпринимательства, а также будет содействовать укреплению среднего класса - основы политической и социальной стабильности в современном обществе.

5.3.Политика в области сельского хозяйства и продовольствия

В настоящее время продовольственная безопасность России находится на крайне низком уровне.

Необходимо создать самые благоприятные условия для сельскохозяйственного производства. Сельское хозяйство субсидируется во всех развитых странах, а внутренний продовольственный рынок бережно охраняется с помощью таможенных пошлин и квот. Такая же система должна быть создана и в России. В тоже время опыт 70-х и 80-х годов показал, что бесплатная раздача субсидий всем без разбора приводит лишь к поощрению затратности и проеданию выданных средств.

Для поддержки российского крестьянства необходимы:

- существенные налоговые льготы (вплоть до полной отмены налогообложения);

- всемерная государственная поддержка (включая прямые субсидии) крепких хозяйств.

Финансовая помощь должна предоставляться лишь успешным, стабильно работающим хозяйствам, которые смогут ею правильно распорядиться.

Необходимо также создать условия, при которых стабильно работающие хозяйства, расширяющие производство, могли бы иметь право обработки земель развалившихся хозяйств при условии обеспечения работой живущих там крестьян. Причем роль государства заключается не в подмене объективных экономических законов, а в разработке долгосрочных целей продовольственного обеспечения страны и мер социально-экономического регулирования.

Для предотвращения продовольственной катастрофы следует принимать экстренные и долгосрочные меры. Агропродовольственный комплекс органически врос в народнохозяйственную экономику, поэтому необходимы две группы срочных мер:

1. Общие для страны меры по предотвращению национальной катастрофы, составной частью которой является катастрофа продовольственная.

2. Специфические для аграрной сферы, среди которых выделяем следующие:

- обеспечить паритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

- отказаться от попыток перейти к принципам свободной купли-продажи земли и форм приватизации, инициируемых Указом Президента от 7 марта 1996 г., стимулирующих этот принцип. Этот документ разрушает сложившиеся производственно-технологические сельскохозяйственные предприятия, еще недавно производившие 75% сельскохозяйственной продукции, порождает активное расхищение сельскохозяйственных фондов;

- обеспечить государственную поддержку предприятиям сельского хозяйства независимо от форм собственности. Осуществить их гарантированное материально-техническое обеспечение, льготное финансирование и кредитование, а также дотирование на постоянной основе;

- передать контрольные пакеты акций перерабатывающих предприятий, элеваторов и продовольственно-сбытовых баз, а также государственно-муниципальных предприятий торговли и общепита сельскохозяйственным производителям, стимулировать создание агропродовольственных объединений, комбинатов и корпораций, в которых местная администрация консолидировала бы такие пакеты акций.

Необходимо также восстановить государственный контроль над ценами на основные продукты питания с привлечением к этому делу товаропроизводителей, торговли, профсоюзов, общественности. Так делается во всех экономически развитых странах.

Среди долгосрочных мероприятий выделим главные:

1. На основе научно обоснованных принципов социально-экономического развития аграрной реформы и концепции государственного регулирования экономическими преобразованиями в аграрном секторе необходима возведенная в ранг государственной комплексная программа восстановления и развития агропродовольственного производства, аналогичная принятой вторым внеочередным съездом народных депутатов в декабре 1990 г.

2. В кратчайшие сроки должен быть завершен и принят к безусловному исполнению блок основных базовых концептуально увязанных законов, защищающих правовые, экономические и социальные интересы тружеников села всех форм собственности. Ежегодные законы "О федеральном бюджете" должны предусматривать финансовое обеспечение этих базовых законов.

3. В целях социально-экономического развития аграрной реформы необходимо ранжировать комплексные задачи с выделением трех этапов, решающих конкретные задачи:

- Первоочередные задачи на 1999-2000 гг.

Основная цель: остановить падение производства, восстановить инвестиционную активность в отрасли.

Главные задачи:

- концентрация организационно-экономических мероприятий на выходе АПК из кризиса, восстановление управляемости в комплексе, формирование рыночных институтов. Обеспечение эквивалентного обмена между промышленностью, сферой услуг и аграрным сектором экономики;

- сохранение научно-технического и кадрового обеспечения;

- реальный приоритет комплекса в льготной кредитной, более совершенной налоговой и инвестиционной политиках.

- Среднесрочные задачи на 2000-2005 гг.

Основная цель: сформировать инфраструктуру рыночного механизма в комплексе, осуществить структурную перестройку и обеспечить расширенное воспроизводство в аграрном секторе экономики.

Главные задачи- завершить создание многоукладной экономики на селе; сформировать инфраструктуру рынка; осуществить структурную перестройку в отрасли, обеспечить реальный приоритет развития пищевой и перерабатывающей подотраслей и складского хозяйства, кооперации и интеграции их с сельскохозяйственным производством; обеспечить реальный рост плодородия земель; обеспечить расширенное производство сельскохозяйственного машиностроения, минеральных удобрений, средств защиты от болезней и вредителей, а также инженерно-технического сервиса; осуществить государственные программы развития социальной инфраструктуры на селе.

- Долгосрочные задачи 2005-2015 гг.

Основная цель: завершение переходного периода, обеспечение продовольственной безопасности страны, решение продовольственной проблемы.

Главные задачи: гарантированное самообеспечение продовольствием, достаточным для экономического роста и социальной стабильности в стране; завершение перехода в агропродовольственном комплексе от трудосберегающих технологий к ресурсосберегающим и экологически чистым; формирование развитой социальной инфраструктуры в сельской местности, обеспечивающей достойные условия жизни населения; создание новой системы мотивационной активности и наивысшей производительности труда в сельскохозяйственном производстве и продовольственном комплексе.

Необходимо восстановить государственную поддержку обустройства села и реализовать ранее действующие социальные программы (жилье и соцкультура, дороги, электрификация, газификация, телефонизация и т.п.), без чего не удастся повысить значимость сельскохозяйственного труда, закрепить кадры и разбудить созидательную энергию аграриев.

При таком подходе мы можем рассчитывать на постепенное формирование высокоэффективного аграрного сектора экономики, обеспечивающего продовольственную безопасность страны.

5.4.Эффективность управления - основной критерий

Экономика России представляет собой многоукладную систему, которая должна позволять развиваться всем формам собственности. Но при этом необходимо сохранить полный государственный контроль над естественными монополиями.

Нужна новая модель приватизации, решающая не сиюминутные фискальные задачи, а ориентированная на подъем и развитие реального сектора экономики. Это означает, что продажа предприятий, их акционирование должно исходить исключительно из экономической целесообразности, необходимости реструктуризации и финансового оздоровления производства. Неэффективное использование имущества приватизированных предприятий, незаконное их приобретение, несоблюдение инвестиционных условий, установленных при приватизации, должно повлечь за собой деприватизацию, то есть национализацию собственности. Серьезнейшая проблема в настоящее время заключается в том, что нерадивые собственники, купившие за бесценок предприятия и развалившие их, а также беспомощные директора многих заводов и фабрик не могут быть быстро заменены и продолжают разрушать реальный сектор. С другой стороны, собственники, осуществляющие успешное управление, и эффективные директора никак не поддерживаются государством - напротив, именно на них ложится основное налоговое бремя. Поэтому право владения собственностью должно ставиться в прямую зависимость от успешности управления ею. Через процедуру быстрого банкротства собственники и директора разваливающихся предприятий должны быть заменены теми, кто доказал способность развивать производство. Для этого преимущественным правом приобретения обанкротившихся структур должны обладать предприятия, не имеющие долгов перед бюджетом, а также промышленные холдинги. Однако при банкротстве системообразующих предприятий и ВПК приоритетным правом должно обладать государство.

В ситуации глубокого финансового кризиса остро стоит вопрос о повышении доходности принадлежащего государству имущества. Земля, недра, недвижимость, пакеты акций, находящиеся в государственной собственности - все это должно работать и приносить прибыль в государственную казну, а не попадать в чьи-то частные руки. Необходимо ужесточить контроль над ведением учета и сохранностью государственного имущества, довести до логического завершения процесс разграничения собственности между Российской Федерацией и ее субъектами с тем, чтобы каждый объект недвижимости обрел реального хозяина.

5.5.Политика в сфере внешней торговли

В настоящее время в России отсутствует четко определенная политика в сфере внешней торговли, что привело за истекшие семь лет к потере большинства как региональных, так и отраслевых внешних рынков. Необходимо разработать концепцию восстановления позиций, утерянных за последние годы, включающую следующие разделы:

1. Восстановление первичной переработки продукции прежде всего таких отраслей, как химия и нефтехимия; черная и цветная металлургия, а также литейное производство, угольная промышленность, алмазодобывающая промышленность.

2. Участие в тендерах на комплексное строительство крупных объектов (таких как: металлургические комбинаты, ГЭС и АЭС, разработка нефтяных и газовых месторождений и др.) прежде всего в развивающихся странах.

Окончание следует, используйте кнопку 'назад' для перехода
В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199919/?19_4_1

199919

Previous post Next post
Up