Электростанция, хлебозавод, что дальше...?

May 10, 2020 15:15

Рассказывая несколько лет назад про историю рязанского водопровода, я сознательно не затрагивал историю строительства здания городской электростанции, которое в 1930-е годы было перепрофилировано в хлебозавод. Ведь про это здание уже все любители рязанской истории знают. Ни для кого не будет новостью, что оно является с 1997 года объектом культурного наследия регионального значения, ему посвящено множество публикаций, статей, оно используется (в отличие от здания водокачки).



Здание бывшей городской электростанции. 09.05.2020

Но так спокойно все было до начала 2020 года. Сначала в прессу стали попадать отдельные новости о грядущем объединении двух хлебозаводов (читай между строк о сокращении одного из них), потом появились публикации о сокращении численности персонала... В результате на 1 мая 2020 года мы получили опустошенный памятник архитектуры с богатым историческим прошлым, с печальным настоящим, и что самое грустное - с туманным и непонятным будущим. Рязанцы переживают о сохранности здания, ведь на реставрацию памятника архитектуры именно в качестве хлебозавода в конце 2019 года уже был готов проект. В любом случае кто бы не стал собственником данного здания, любое его повреждение карается согласно действующего УК РФ.
И в свете всех этих событий захотелось подробно рассказать про все исторические вехи в судьбе этого уникального по своей архитектуре здания.

1911-1917
Проект "Рязанской городской электро-силовой станции" был составлен в 1911г инженерами Александром Фёдоровичем Лаговским и Степаном Степановичем Шемаевым и принят к строительству в 1912 г.







Первоначальный проект "Рязанской городской электро-силовой станции, составленный в 1911 г. Фасады, разрезы

Здание изначально предполагалось разместить у Московской заставы в углу улиц Конюшенной и Московской.



Но затем для ее возведения город приобрел обширную усадьбу Н.И. Сливкова на ул. Болдыревской (ныне Некрасова). В ходе строительства на новом месте первоначальный проект был несколько изменён и укорочен на одно окно машинного зала. Прямоугольная форма окон вспомогательных помещений была заменена на арочную и здание в целом приобрело более выразительные формы с элементами неоготики





Согласно проекту, Г-образное в плане здание электростанции состояло из главного двухэтажного с подвалом западного корпуса, вытянутого вдоль ул. Болдыревской (Некрасова) и перпендикулярного ему одноэтажного с подвалом северного крыла. Планировка отличалась простотой и рациональностью. В угловой части здания на первом этаже располагался квадратный склад и кабинет инженера с лабораторией, примыкавшие к северной стене машинного зала. Подвальный этаж угловой части был занят под жилые и подсобные помещения, а второй этаж - залами аккумуляторов и распределительной доски. Основная часть главного корпуса была занята единым пространством двухсветного машинного зала. В малом северном крыле размещались в подвале кузница, литейная и склад материалов, а на первом этаже контора и мастерские.



По смете стоимость была определена в 46 тыс. рублей. Здание строила Городская управа хозяйственно-подрядным способом (материал городской, а выкладка сдана подрядчику П. А. Алексееву). Работы производились под наблюдением главного городского инженера, автора проекта А. Ф. Лаговского.



22 мая 1912 года в 10 часов утра состоялась торжественная закладка городской электро-силовой станции. Как писали в газете Рязанская жизнь: "Жаркий, чисто летний день. На небе - ни облачка...Природа как будто, чувствует, что в Рязани большой торжественный день..."
На торжество закладки прибыл исполняющий дела губернатора вице-губернатор В. А. Колобов. Городская управа присутствовала в полном составе. Притчем Ильинской церкви был отслужен молебен в котором принимал смешанный хор от храма Бориса и Глеба. После молебна В. А. Колобов положил первый камень в стену будущей городской электростанции. Второй камень в стену положил городской голова. После чего они обменялись взаимными приветственными словами, а так же одобрениями хорошего дела, которое даст городским жителям значительное улучшение в санитарном отношении. После них свой камень заложил главный инженер А. Ф. Лаговский.
Участие в закладке приняли все члены управы и многие гласные. Камни были заложены во все пять углов.
Первым же абонентом, подавшим заявление на подключение стал домовладелец А. Ф. Алексеев, член Рязанской Городской Управы. Дом, принадлежавший Алексею Федотовичу Алексееву, сохранился до наших дней в тупике Николодворянской улицы.



Процесс строительства электростанции широко освещался на страницах местных газет. Торжественное открытие состоялось 3 апреля 1913 г. На нем присутствовали члены Городской управы, инженеры, принимавшие участие в проектировании и строительстве электростанции. На групповой фотографии, сделанной в машинном зале можно увидеть С. С. Шемаева, А. Ф. Лаговского, сидящего с тростью члена управы К.М. Загряжского.



В машинном здании электро-силовой станции в день её открытия, апрель 1913.

Электроэнергия вырабатывалась динамо-машинами, которые приводили в движение двигатели фирмы "Дизель", работавшие на мазутном топливе. Оборудование состояло из двух 3-х цилиндровых двигателей Дизеля мощностью 150 действительных сил при 275 оборотах в минуту для непосредственного соединения с динамо-машиной, работающий сырой нефтью, с маховиком.
Динамо-машина постоянного тока с шунтовой обмоткой для непосредственного соединения с двигателем Дизеля, развивающая при 275 оборотах нормальную мощность 150 киловатт
Станция давала городу постоянный ток напряжением 100 вольт. Для обеспечения непрерывной бесперебойной работы в случае аварийных ситуаций были установлены резервные аккумуляторные батареи фабрики "Тюдор" состоявшие из 280 элементов. Кроме снабжения электричеством городских абонентов, станция обеспечивала работу электродвигателей, качавших воду для городского водопровода, а так же обеспечивала освещение городских улиц. В проект станции было заложено увеличение мощности, так расчетная мощность по освещению для двух двигателей дало возможность присоединить 2650 16 свечных лампочек накаливания и 40-дуговых фонарей для уличного освещения. Соответственно при втором и третьем этапе расширения, где использовались бы уже 3 и 4 двигателя стало бы возможно обеспечить присоединение 5000 лампочек накаливания и 90-дуговых фонарей во вторую очередь расширения и 8100 лампочек накаливания и 150 уличных фонарей в третью.
Если мы посмотрим на машинный зал, то увидим свободные места для установки дополнительных двигателей и динамо-машин.





Смелое сочетание готических форм, элементов классицизма и кирпичного стиля, тонкость фасадного декора придали этому утилитарному сооружению необычный вид.
В изначальной композиции Г-образного в плане сооружения доминировал протяженный С востока со стороны двора к главному корпусу примыкают узкое северное крыло. Обращенный на ул Болдыревскую (Некрасова) западный фасад главного корпуса разделен сильно выступающими лопатками на 9 (затем 13) прясел. В шести (затем в десяти) пряслах помещены высокие арочные окна-витражи высотой в полтора этажа. Они некогда освещали машинный зал электростанции.



Вид на фасад с северо-запада на первоначальный объем, 1912-1913

Членящие фасад лопатки прорезают венчающий карниз и продолжаются в виде крупных выступов массивных парапетных тумб с пирамидальными кровельками. Тумбы соединены изящной ажурной металлической решеткой.
Чрезвычайно эффектен обращенный во двор южный торец основного корпуса имеющий базиликальную форму объема. Нужно отметить, что тот торец, который мы сейчас видим, отличается от запечатленного на историческом фото по причине того, что до 1917 года основной корпус был удлинен на 4 прясла с целью установки дополнительного оборудования для повышения мощности электростанции, ведь к 1917 году она уже составляла 800 киловатт. В пользу этой версии говорит характер и качество исполнения кирпичной кладки, заполнение швов.



Первоначальный южный торец основного корпуса в момент строительства станции. 1912 г.



Южный торец основного корпуса после удлинения корпуса на 4 прясла (до 1917 г.) 09.05.2020

1917-1937
На конец 1917 года работало 5 двигателей общей мощностью 1200 л.с. Само же здание на тот момент ещё не изменило своих форм.
В инвентарной описи имущества Рязанской Городской Управы 1918 г. были описаны следующие характеристики здания:
"§ 1. Усадьба электросиловой станции имеет площадь в 1300 квадратных саженей. Стоимость её, исключая здания, службы и прочее устройство - 24175 рублей.
§§ 1 и 2. Здание электросиловой станции.
Здание станции каменное, построенное в форме буквы "Г". Перпендикулярно к главному корпусу, в котором помещаются машинный зал, контора и лаборатория примыкает корпус мастерских. Главный корпус частью одноэтажный, частью - двухэтажный. Под тем и другим корпусами находится подвальное помещение. Фундамент главного корпус положен в 4 кирпича на цементном растворе 1:4, при глубине залегания 1,1 саж.; Фундамент корпуса мастерских положен в 3,5 кирпича на том же растворе и при той же глубине залегания. Цоколь главного корпуса высотою 0,67 саж. положен в 3,5 кирпича на известково-цементном растворе, и цоколь мастерских той же высоты в 3 кирпича. Стены наружные и внутренние положены в 2,5 и в 2 кирпича, а внутренняя стена в подвальном помещении в 3 кирпича.
Двухскатная крыша главного корпус поддерживается 8-ю железными стропильными фермами английского типа, весом каждая в 75 пудов. Крыша мастерских лежит на 4-х фермах того же типа, весом каждая в 22 пуд. Крыша покрыты оцинкованным железом по металлической обрешётке".

В 1919-21 году на станции наступили годы разрухи, но полной остановки не было.Само же здание, его архитектура оставались неизменны. После 1921 года Г-образный в плане объем здания электростанции в результате расширения производственных мощностей и установки нового габаритного оборудования стал активно перестраиваться: превратился в П-образный и получил несколько пристроек в огрубленной манере, хотя и достаточно тактично выполненных в той же архитектурной стилистике и усиливших выразительность всего силуэта. Над основным объемом здания был надстроен двухэтажный башнеобразный объем. С северо-восточной стороны к главному корпусу пристроили широкое одноэтажное крыло.



Вид на фасад с юго-востока. 1920-е,30-е годы.

Случались в работе электростанции и казусы, так из газеты "Рабочий клич" можно узнать, что в октябре 1926 года один из двигателей электростанции должен был быть отправлен в Нижний Новгород для проведения планового ремонта. Дизель долго устанавливали на специальную грузовую телегу и уже к вечеру его повезли по пути к вокзалу. Но но на площади против совтеатра, колесо телеги попало в яму, телега накренилась и 400-пудовый агрегат рухнул на мостовую. При падении у машины были погнуты болты цилиндров и расколоты рубашки. Было установлено, что некоторые возчики были пьяны. В итоге на ремонт "Дизеля" пришлось потратить вдвое большую сумму.

В 1928 году в газете Рабочий клич была опубликована большая заметка "Сердце города", в которой не без доли художественности была описана работа городской электростанции:

"В громадном светлом зале, в косых лучах зимнего солнца сверкают чистотой разноцветные шашки каменных полов под паркет. Сверкают чистотой медные части моторов, лоснятся и сияют черные цилиндры дизелей, поблескивают в бесшумном беге мощные тяжелые маховики....Как огромный серый паук, притаился на рельсах вверху под высоким потолком, в паутине цепей - подъемный кран...Как капитанский мостик корабля наверху на всю ширину здания площадка с изразцово белым распределительным щитом. Щит - это аорта сердца... Дрожит каменный пол. Дрожит воздух в машинном зале. Скоро умолкнет все это. Из далекой Каширы прибегут по проводам токи более мощной и совершенной станции и сменит в работе старое сердце города".

Действительно, в 1920-е годы власти развернули всеобщий план электрификации ГОЭЛРО, в Рязани увеличивалось число машин на фабриках, рос спрос на энергию и станция стала не справляться с растущим потреблением электроэнергии - не помогал и новый 450 сильный дизель. Поэтому городское управление поставило вопрос о переходе на ток Каширстроя. Дни Рязанской станции были сочтены. Мощность станции окончательно перестала быть актуальной к 1936 году.

1937-2020



Постановлением президиума Рязанского городского Совета от 09 декабря 1936 г протокол №29, утвержден проект,представленный 2-м Московским государственным трестом хлебопекарной промышленности и генеральный план участка по строительству хлебозавода в помещении бывшей городской электростанции.

Поэтому в 1930-е годы, при приспособлении под хлебозавод над центральной частью юго-западного корпуса надстроили второй башнеподобный объём в два этажа, а у юго-восточного фасада установили высокую дымовую трубу, выполненную из кирпича, которую соединили со зданием через большое арочное окно. Это решение несколько нарушило симметрию фасада. Первоначальная планировка электростанции уже была серьезно изменена. Северное же крыло старого здания было надстроено невысоким антресольным этажом.

Приказом по Рязанскому тресту хлебопечения «Росглавхлеба» №27 от 22 февраля 1939 г. была создана комиссия для сдачи и приемки в эксплуатацию хлебозавода в срок до 25 февраля 1939 г.
На предприятии, в момент приема, были установлены три печи «ХПГ», которые обеспечивали выпуск формового хлеба массой 1,0-2,0 кг в количестве 40-45 тонн. Мука хранилась в мешках в мучном складе. Тестомесильное отделение оборудовано двумя тестомесильными машинами «ХТШ» и 28-ю дежами по 600л., двумя дежеопрокидывателями. Для деления теста установлен тестоделитель «ХДФ» и разделочный стол. Для расстойки изделий установлены расстоечные камеры, где на этажерках укладывались тестовые заготовки в формах. Директором был назначен А.С.Костюченко.



Хлебозавод, как узкоспециализированное предприятие по выработке ржаного формового хлеба, с 25 февраля 1939 г начал регулярный выпуск продукции, доводя до 02 марта мощность до 25 т. в сутки. Рязанский хлебозавод зачислен в число действующих предприятий по Рязанскому тресту «Росглавхлеба» с 03 марта 1939г.
С 1961-1963 г (руководителем в данный период была Фраучи М.Н.) была проведена полная реконструкция предприятия:установлены три расстоечно-печных агрегата с печами ХПА - 40, что позволило увеличить мощность хлебозавода до 100 т/сут, при этом количество работающих не увеличилось. Построен склад БХМ (бестарного хранения муки), в результате механизированы прием и подача муки в производство. Механизирован процесс тестоприготовления: установлены дозировочные станции, агрегаты Гатилина.
Однако, в начале 90-х годов, учитывая общую в хлебопекарной отрасли тенденцию спада производства, из-за образования мини-пекарен и разделения крупных торговых организаций на множество мелких, коллектив предприятия был вынужден искать более универсальную для таких условий форму производства.
На хлебозаводе № 1 была произведена реконструкция (руководителем в данный период был Мигунов В.Н.): заменена линия №1с печью ХПА-40 на линию с универсальной печью ФТЛ-2, смонтированы и запущены в работу мини-пекарня, линии №4, №5, кондитерский цех. Развита своя розничная торговая сеть, приобретен автотранспорт. Построен административный корпус, здание гаража, склада. Все это позволило предприятию изменить структуру вырабатываемого ассортимента в сторону выработки булочных и сдобных изделий из муки высшего сорта.

До апреля 2020 года ежесуточно вырабатывалось, в зависимости от заказа, 15-23 тонн хлебобулочных изделий. Было налажено производство мучных кондитерских изделий. Имелся резерв мощностей. Розничная торговая сеть Муниципального предприятия «Хлебозавод № 1 города Рязани» насчитывала 18 точек, в том числе 6 тонаров, где продавалось более 30% продукции собственного изготовления. Автопарк хлебозавода составлял 16 специализированных автомашин.
В 2009 году здание Хлебозавода № 1 можно было увидеть в одной из серий сериала "Воротилы", вышедшего на 1 канале. Его съемки проходили в Рязани в 2006 году.







2020...
В январе, Рязань узнала о грядущем объединении предприятий (рязанский хлебозавод №1 был присоединен к хлебозаводу №3, несмотря на протесты сотрудников). Для всего города эта новость была очень неожиданной и непонятной. Затем в разгар пандемии коронавируса, гордума одобрила кредит на 42 миллиона рублей для хлебозавода №1 «на модернизацию производства и увеличение оборотных средств», хотя по факту начались массовые увольнения. 24 апреля администрация города выпустила пресс-релиз о том, как обстоят дела на заводах. Но о проблемах и увольнениях там, разумеется не говорили:

«Ранее объединенные муниципальные предприятия «Хлебозавод №3 города Рязани» и «Хлебозавод №1 города Рязани» проводят работу по расширению и обновлению ассортимента хлебобулочных и мучных кондитерских изделий», - говорится в сообщении мэрии.
Также сообщается о запланированной «комплексной модернизации оборудования», увеличении видов кондитерских изделий, разработке новых линеек тортов и создании новой торговой марки «Рязанский пекарь», под которой вскоре будут выходить все эти изделия.



Фото с сайта "Видсбоку"

Однако к тому, что эти идеи будут реализованы, скептически относятся не только бывшие сотрудники хлебозавода №1, но и те, кто трудится на хлебозаводе №3. Работники предприятия сообщили, что вывезенное с хлебозавода №1 оборудование, в частности кондитерская печь, была сдана в металлолом. По словам работников, руководство хлебозавода №3 объяснило это тем, что привезенную с хлебозавода №1 печь не смогли собрать на новом месте.

Новое руководство всячески давало понять сотрудникам, что они здесь больше не нужны, как, впрочем, и сам завод. В начале апреля на хлебозаводе №1 перестали печь черный хлеб. могли ли мы представить, что всего за три месяца развалят такой завод! - говорит собеседница сайту Vidsboku. Корреспонденты подошли к охранникам и спросили: «Кого вы теперь охранять будете?», те ответили: «Так здание же останется, его и будем». Уж не из-за здания в самом центре города все это было затеяно?»
Вопрос действительно получился риторический. Все мы знаем, что если здание не используется, оно начинает медленно разрушаться. И пример всем рязанцам хорошо знаком - более 10 лет стояло и разрушалось в центре города здание бывшего Казенного винного склада, после того как был ликвидирован Рязанский ликероводочный завод.
Вопрос о дальнейшей судьбе здания направлен в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Рязанской области и администрацию города Рязани. Наш город не должен потерять уникальный памятник промышленной архитектуры, а само здание должно жить и приносить пользу, как приносило оно пользу более 107 лет.






Здание бывшей городской электростанции. 09.05.2020

P.S. В момент подготовки данного материала я даже и не мог представить, что обнаружу архитектурную деталь от снесенного строения. До 1954 года в центре пересечения Владимирской улицы (Свободы) со Старогоршечной (Грибоедова) (ныне пл. Свободы ) располагалась церковь Воскресенья Сгонного (1683 или 1700-е). На 1917 год её по периметру окружала каменная ограда со столбами, между которыми располагались кованные ажурные решетки.



Фото из архива Ксении Паначевой. 1949 г.




При возведении обеих надстроенных башнеобразных объемов над электростанцией были использованы родные декоративные решетки, которые были демонтированы из креплений в тумбах на уровне крыши первого этажа, и перенесены на крышу надстроенных объемов.
Делая подробную фотосъемку здания, я обратил внимание на одну решетку, которая отличалась от других. Она расположена на первом башнеобразном объеме, который был возведен над первым (в 1920-е годы). И мне она показалась до боли знакомой. Сравним её с решеткой из ограды Воскресенской церкви.




А появление ее объясняется просто. В первоначальном архитектурном решении в этом месте решетка отсутствовала - здесь располагался декоративный кирпичный фронтон. Возводя башню, фронтон решили не повторять, а пространство между столбами нужно было чем-то заполнить. В километре от здания находилась Воскресенская церковь, ограда которой и стала "донором" для перестроенного здания электростанции.
Можно конечно предположить, что подобные ограды были и у других церквей, но обычно все декоративные решетки имели свой индивидуальный не повторяющийся рисунок.
Ещё одной исторической деталью Рязани стало больше, нужно только внимательно присмотреться.

© Dualex, май 2020
Использованные материалы:
1) Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Рязанская область: В 3 ч. Ч. 1/ Отв.ред. В.И.Колесникова. М.: Индрик 2012. с.102, 223, 796,797
2) Альбом-каталог «Рязань в фотографиях XIX - первой трети XX века»/Е.В. Чумичёва, Д.Ю.Филиппов. Рязань: Изд-во РИАМЗ, 2012. с. 162-165
3) ГАРО Ф. 19. Оп.1. д.2683
4) Газета "Рязанская жизнь" 22 мая 1912 года.
5) Газета "Рязанская жизнь" 23 мая 1912 года.
6) Газета "Рязанская жизнь" 10 октября 1913 года.
7) Рязань, которую мы потеряли
8) Сайт Хлебозавода № 1
9) Новостной сайт "Видсбоку"
10) https://pastvu.com/p/900244
11) Фото из архива Паначевой Ксении
12) Фотографии Дударева Александра

открытие, Городская управа, Рязань, Лаговский, городская электростанция, Воскресенская церковь, артефакт, техника, Шемаев, Хлебозавод № 1

Previous post Next post
Up