"Великая красота", Паоло Соррентино, 2013

Dec 08, 2013 13:22

Часто ли вы замечаете абсурдность своей жизни?
Главный герой драмы "Великая красота" Джеп Гамбарделла давно смирился с нелепостью бытия, старается жить легко и даже получает удовольствие. Он живет в роскошных апартаментах с видом на Колизей, устраивает вечеринки и не пропускает чужие светские мероприятия.
Ему 65, но он бодр, безумно обаятелен и по-прежнему чувственный. Сорок лет назад он написал роман, который удостоился даже одной литературной премии. Теперь он сотрудничает с ведущими изданиями как журналист. Он в самом центре жизненного абсурда.
Вокруг "художницы", устраивающие перфомансы (в голом виде с разбегу головой об стену), оперирующие терминами, о значении которых не догадываются; престарелые стипритезрши, которые не бросают работу, потому что им нужны деньги, и все заработанные деньги тратят на поддержание себя в форме, чтобы иметь возможность их зарабатывать; потомки древнего рода, превратившиеся в "свадебных генералов"; лучший в Европе экзорцист, неумолчно болтающий о еде; родители, выставляющие своего ребенка на потеху толпе приглашенных vip-персон; преступник, скрывающийся от всей европейской полиции в центре итальянской столицы...
Джеп Гамбарделла ходит в этой толпе и сыпет изысканными, отточенными фразами, где через раз - афоризм и при этом все, что он говорит - правда. Он видит кругом пустоту, чувствует ее внутри себя, об этом и говорит - но без всякого надрыва, без трагичного пафоса, так что можно и не брать во внимание смысл, довольствуясь формой. "Флобер хотел написать книгу про ничто. Если бы он встретил тебя, мы бы получили великую книгу..."

Ничто и никто; жизнь скрыта за неумолчным "блаблабла"; обещания, которые мы даем миру в юности, остаются неисполненными; мы пытаемся собрать частички рассеянной по жизни Великой красоты воедино, чтобы узреть, наконец, целое, обрести смысл и написать Книгу (потому что как?! как можно писать про Ничто?? даже у Флобера ничего не вышло из этой затеи) - и это все, на что мы тратим жизнь.

Безусловно, в картине прослеживается живое вспоминание об итальянских нео-реалистах. И конечно, "Сладкая жизнь" Феллини выглядывает здесь отовсюду, что, впрочем, не лишает картину Соррентино самобытности. "Великая красота", строго говоря, не открывает никакой америки; но мне очень понравился ракурс взгляда и манера исполнения. Медитативная динамика, по-моему, удалась режиссеру.

Тони Сервилло, исполнивший роль Джепа, бесподобен. Операторская работа (Лука Бигацци) потрясающая. Посмотрела даже все титры и жалела, что кончилось.

P.S. Узнала, что фильму отдали главный приз Европейской киноакадемии. Это тот редкий случай, когда я совершенно солидарна с академиками.

Соррентино, европейское кино, 2013

Previous post Next post
Up