----------------------------------
Старческий интерес к пубертату
Ровно 10 лет назад, посмотрев нашумевших "Мечтателей" Бертолуччи, я сказала, что признак подлинного таланта художника - вовремя остановиться. На мой взгляд, в длинном и достойном послужном списке мэтра "Мечтатели" были ну совсем лишние:).
Однако Бертолуччи отнюдь не пожелал становиться пенсионером. Выдержав десятилетнюю (!!!) паузу, он снимает странноватое кино об особенностях пубертатного периода. Если герои "Мечтателей", юноши, обдумывающие житьё, уже без пяти минут взрослые люди, то в "Ты и я" режиссер пытается заставить нас увидеть мир глазами совсем прыщавого (в прямом и переносном смысле) подростка. Боюсь, стариковский исследовательский интерес к возрастной психологии не шибко разделяется широкой аудиторией, хотя, собственно, мэтр уже в таком возрасте, весе и калибре, что волновать это его уже совсем не должно.
14-летний Лоренцо, интроверт и социофоб, наврав матери, что едет с классом в горы кататься на лыжах, затаривается недельным запасом еды и забивается в подвал собственного дома наедине с компьютером, плеером, муравейником из зоомагазина и самим собой. Его, любящего муравьёв гораздо больше людей, комфортное одиночество прерывает собственная сводная сестра - эксцентричная особа в перьях, которой негде пересидеть героиновую ломку. Недельное странное соседство поначалу совсем чужих, а потом внезапно ставших родными молодых людей заканчивается.... да, собственно, ничем не заканчивается - еда съедена, муравьи разбежались, сестрица переломалась, парочка дает друг другу клятву с понедельника начать новую жизнь, без наркотиков и прочих странностей. Начинается новая повседневность. Что это такое было, так никто и не понял, включая самих героев.
На первый взгляд, "Ты и я" - прямое продолжение "Мечтателей": там молодежь и здесь молодежь, там неделя в замкнутом пространстве и здесь так же, там героям, по большому счету, нечем заняться, и тут тоже, там конфликт (или, скорее, взаимное непонимание) между поколениями, и тут он самый. Однако, первое впечатление обманчиво: на самом деле, "Ты и я" - диаметральная противоположность "Мечтателям", и впечатление такое, что снималось "от противного". "Мечтатели" состояли из оживленных и внешне глубокомысленных диалогов и достаточно динамичной фабулы, приковывающей взгляд к экрану, здесь же превалирует общее ощущение тягомотины и с трудом подавляемая зевота. После середины фильма ждешь резкого поворота сюжета, начала хоть какого-то действия, а оно всё не начинается. Там журнально красивый Луи Гаррель и трепетные розовые сиськи Евы Грин, а здесь малоаппетитные прыщи и угри героя Якопо Антинори и столь же малоаппетитная рвота Теа Фалько (новая муза Бертолуччи похожа на Еву Грин, которую обстругали затупившимся тесаком, и в то же время насколько воздушно-кукольная красавица Грин мертва и статична, настолько большеротая и угловатая Фалько телесна и одушевлённа). Там внешне броские герои вызывают насмешку, антипатию, отторжение, здесь два гадких утенка излучают теплоту, заставляют сопереживать и по-человечески располагают к себе. "Мечтатели" в итоге воспринимаются как злая, безжалостная, а главное, несправедливая сатира на левое движение и, без сомнения, являются результатом какого-то внутреннего кризиса режиссера, переоценки им ценностей и идеалов молодости, "Ты и я" же не претендует на какие-то социологические и мировоззренческие обобщения, чистый "фильм-ощущение". "Мечтатели" - картина, которую интересно смотреть, но, выйдя из зала, не чувствуешь ничего, кроме раздражения и досады от зря потраченного времени, а "Ты и я", который вроде бы ни о чем, оставляет теплое и приятное послевкусие и ощущение включенности - все чувства и переживания героев тебе физически близки и психологически понятны. По ходу картины несколько раз так и подмывало встать и уйти, а на финальных титрах понимаешь, что кино-то симпатичное оказалось:). С содроганием ждешь каких-то липких проявлений тинейджерского эротизма, пошлых инцестуальных намёков, а их, слава Богу, нет. Просто вырывается вздох облегчения - надо же, Бертолуччи, а ни одного тебе акта подростковой мастурбации.
Единственное, что мне никогда не понять (это не для средних умов, наверно) - что, чёрт возьми, сподвигает российских прокатчиков название фильма "Я и ты" переводить как "Ты и я"??? Ведь это не "Смертельный трансфер" как "Приключения трупа" перевести, ЕВПОЧЯ, тут, явно какой-то тайный смысл у этой перемены мест слагаемых был ведь???