May 31, 2009 16:25
Ван Чун "Луньхэн". Кн.3, гл.5: Природа вещей.
Конфуцианцы утверждают: "небо и земля рождают человека, /действуя/ с /определенной/ целью". Это высказывание ложно. /.../ Из того факта, что мужчина и женщина рождают ребенка и не стремясь к этому, следует заключить, что неба и земля, рождая человека, также не /действуют/ с /определенной/ целью.
В таком случае человек появляется на свет так же, как рыба рождается в пруду или вши - на /теле/ человека. Благодаря жизненной энергии /все сущее/ рождается и каждый род и вид воспроизводит себя. Это в равной степени действительно для всего множества вещей, созданного между небом и землей.
/.../
Коль скоро природа не может создавать человека с /определенной/ целью, то она не может создавать с /определенной/ целью и всю тьму вещей . Всё сущее рождаетя само собой, естественным образом /в результате/ соединения жизненной энергии земли и неба.
Пахота, посев и прополка производятся с /определенной/ целью, однако будет ли урожай или нет - зависит от естественных /факторов/. Как доказать это? Если бы природа с /определенной/ целью создала тьму вещей, то она должна была внушить им взаимную любовь и не должна была бы допускать вреда, наносимого ими друг другу.
Пер. Т.В. Степугиной.
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.:Наука,1990. с.267-269.
цитата,
китайская философия