"Знание или диплом" (из приложения к "Вестнику знания" 1908г.)

Apr 22, 2009 21:23

      В минувшем году один из товарищей подписчиков поместил в "Отделе молодежи" заметку, в которой он высказывается за уничтожение дипломов. По поводу мыслей автора я не могу не высказать следующих своих соображений.
      Вникнули ли вы, дорогой товарищ, в глубину того вопроса, о котором пишете? Уничтожить всякие дипломы, - идея хорошая и я вам протягиваю руку, но как мы это сделаем? Уничтожить дипломы, значит перевернуть государственный и общественный строй современной жизни; но такой гигантский шаг сразу не сделают без предшествующего исследования последствий его, а то можно наступить на колючие шипы; ведь мы ходим по земле, смотрим не на небо, а на землю. Ведь диплом в нашем современном строе жизни есть экстракт знаний, как деньги называют экстрактом труда. Да иначе и невозмжно в современном капиталистическом строе, потому что этим строем превращены все веками накопленные науки и знания в предмет эксплоатации. Наши теперешние учебные учреждения не ставят себе целью усовершенствование и развитие человеческой личности, служат, главным образом, для усовершенствования и развития предметов эксплоатации.  Юноша, поступая в университет, выбирает какой-либо факультет, то есть отдает себя во власть специальной машины науки, которая его перерабатывает, перегоняет в известный экстракт, наклеивает на него этикетку врача или адвоката и отпускает на рынок. Общество раскупает мало-по-малу его экстракт, конечно, всегда почти фальшивый, да где же найдешь ныне, в эпоху обмана и лжи, верный экстракт - и, чем больше общество раскупает его экстракт, тем лучше для него самого: он богатеет, жиреет той самой животной жизнью, какою жили его предки, а не будь его экстракт снабжен этикеткой, он бы жил бедно, со страданием ел кусок черствого хлеба. Без этикетки общество бы не стало покупать его экстракт, как бы он чист и верен не был. Общество ведь не пробует крепости экстракта, а смотрит только  этикетку. Дайте на место экстракта воду - это ничего не значит, была бы этикетка. 
     Итак, товарищ, если вы хотите уничтожить дипломы, то сперва надо перевоспитать, подготовить к тому общество, привить ему стремление к развитию своей личности, научить его здраво разбираться в касающихся его вопросах - чтобы оно само было в состоянии проверить и убедиться в фальшивости или верности, а не должно было бы брать все то, что предлагает кулак-эксплоататор. Ведь, поступая в университет на избранный факультет, юноша не задает себе вопроса о том, делает ли он это по призванию, да если и есть такие юноши, то они гибнут*. /*думаю, автор имеет в виду меняются  - д.д./ Средний же юноша рисует себе постоянно картину своей будущей жизни: кончу такой-то факультет, получу диплом, устроюсь по примеру Ивана Ивановича и буду жить себе припеваючи, теперь только перетерплю муки перегонки. Вот, товарищ, для чего теперь ещё нужен диплом и уничтожить мы его сразу не можем, - это было бы насилие; диплом сам исчезнет, сам потонет в волнах прогресса, когда волны достигнут такой высоты, чтобы залить и потопить его.
П.Д.Г.

Вестник знания, 1908. №1. приложение "Взаимопомощь" (II. Отдел молодежи) с.14.
Мой комментарий к этому интересному тексту и рассказ о самом журнале будет дан сегодня же, отдельным постом.

цитата, образование

Previous post Next post
Up