Мои исследования феномена пророчества и проблемы происхождения религии поставило передо мной много новых вопросов, открыло проблему с неожиданной стороны. Можно сказать, что я повторил в чем-то путь исследователя первобытного мышления Леви-Брюля, который постепенно пришел к отказу от противопоставления первобытного и современного мышления, понял, что "рациональность" не более чем пленка на до-логическом. Я понял, какое место в современном мире занимает суеверие. Да-да, не вера, не религия, а именно суеверие. И это может выражаться как в принятии каких-то учений, которые считались у всех разумных людей ещё совсем незадолго до возникновения "моды" суевериями (спиритизм, гадания, магия, уфология). Не было такого периода в истории, когда бы не было суеверий, просто суеверия могут смещаться, как в случае атеистического государства. Возможны мировоззренческие суеверия, политические, суеверия относительно науки и даже бытовые суеверия.
Итак, не суеверия связаны с "религиозностью", но "религиозность" опирается на суеверия, питается ими. То, что в основе своей правильно и инстинктивно, служит адаптации, в человеческом обществе, ориентированном на рацио и новации, оказалось изуродованным. Итак, религия вырастает из суеверия. "Вера" ( о которой обычно говорят) - не сущность религии, как некоторые ошибочно полагают, не изначальное свойство человека (первичная способность и потребность), а фатальное в макроисторическом масштабе искажение. Вера не просто естественна - она совершенно необходима для жизни/выживания. Противоречие? Нет. Естественная вера - как я показал в специальной статье - есть ДОВЕРИЕ К ЧЕЛОВЕКУ. Дальше это доверие переносится - с помощью речи и знаков - на то, что человек говорит. Отсюда и такая важность интерпретации появляется. Текст, повеление, речь - становятся предметом веры, затем вера может перейти на содержание говоримого. К примеру, я написал про эльфов. Я - авторитет. Те, кто принимают мой авторитет, не просто поверят что я говорю правду - но примут существование эльфов. А дальше будут говорить об этом существовании как о факте за пределами обсуждения моей речи. И - высшая ступень веры - когда возникает довер\ие (вера) к персонажу/силе в которую человек верит. И это всё касается не только религии, а любой сферы современной жизни, самой психологии человека. Суеверия древнего человека несли зло, но не были настолько разрушительны. Очень долго приоритетом всё же оставалась природа, это был авторитет (почитаемое), а не человек и не антропоморфная абстракция, его олицетворяющая. Постепенно авторитет природы был сведен на нет. Суеверие современного человека не сдерживаемо ничем.
Мне стало всё лучше понятно, когда я перестал связывать суеверие с любым видом религиозности. Суеверие - не подвид или антипод ("Джекил") религии, но сама основа цивилизации и религии! Именно поэтому религию можно убрать из жизни общества (что и продемонстрировало СССР), а вот суверие - нет. Теперь становится лучше понятно буйный расцвет мистики, астрологии, уфологии и бог-знает-чего-ещё на всем постсоветском пространстве. И современная техника, компьютер с его виртуальной средой - только подливают масло в огонь суеверия.
Стал ли я снисходительнее относиться к заблуждениям и иллюзиям? В целом - нет. Просто понял, что причины болезни лежат глубоко, и если мы хотим создать новую жизнь, альтернативную цивилизацию, излечить человека - мы должны начинать с основы. Как? Возвращаться к корням, к первичной вере - доверию к человеку. Доверию, не слепому авторитету. Доверию, но не к словам. Доверию - к намерениям, к чувствам. Я верю тебе, друг!