Верования. - Много данных, заимствованных не у поверхностных наблюдателей, a y людей, живших долгое время между дикарями, заставляют думать, что многие изъ существовавших и существующих до сих пор рас не имеют понятия о божестве, въ форме одного или многих богов, и не имеют даже въ своемъ языке слов для выражения такого понятия. Этотъ вопрос не имеет, конечно, ничего общего с великим вопросом, существует ли вообще Творец и Управитель вселенной, - вопрос, на который отвечали утвердительно величайшие изъ когда-либо живших умов.
Но если мы под словом «религия» будем понимать верование в невидимые влияния и вмешательства духов, то наш вопрос примет другой оборот, потому что такое верование распространено почти у всехъ менее цивилизованных рас. Нетрудно понять, как оно могло развиться. Когда важнейшие свойства ума, воображение, удивление, любопытство, вместе с некоторой долей разсуждающей способности, достигли известной степени развития, в человеке должно было родиться желание понимать то, что происходило вокруг него, и разъяснить себе некоторые вопросы относительно своего собственнаго существования. По замечанию м-ра М'Леннана «человек должен был придумать какое-нибудь объяснение для внешних явлений жизни. Судя по всеобщему распространению, наиболее простая гипотеза и первая, возникающая въ уме человека, есть та, посредством которой естественные явления объясняются присутствием въ животных, растениях, неодушевленных предметах и силах природы - духов, действующих по тем же побуждениям, какие знакомы людям из собственного опыта». Весьма вероятно, как доказал м-р Тэйлор, что сны были первым толчком к представлениям о духах, потому что дикари не умеют ясно различать субъективных от объективных впечатлений. Когда дикарь видитъ сны, образы, являющиеся его воображению, кажутся ему стоящими над ним, или перед ним, или «душа спящаго идет странствовать и возвращается къ нему съ воспоминаниями о том, чтò она видела». Но пока перечисленные выше свойства ума, воображение, любопытство, разум и т. д., не были достаточно развиты в человеке, его сны не могли повести к представлениям о духах, подобно тому, какъ они не ведут к таким понятиям, напр., собаку.
Наклонность дикарей воображать, что внешние предметы и явления природы одушевлены духовными или живыми силами, можно мне кажется, до некоторой степени объяснить следующим маловажным случаем, которому я сам был свидетелем. Моя собака, взрослое и умное животное, лежала на траве въ жаркий тихий день. На небольшом разстоянии от неё легкий ветерок случайно пошевелил раскрытый зонтик - обстоятельство, на которое собака не обратила бы, вероятно, ни малейшаго внимания, еслиб кто-либо находился возле. Как бы то ни было, но всякий раз, как зонтик шевелился, собака начинала сердито ворчать и лаять. Вероятно, она разсудила быстро и не давая отчета самой себе, что движение зонтика без всякой видимой причины обличает присутствие какого-либо неизвестного живого существа, а никто чужой не имел права вступать в её владения.
Верование во влияние духов можетъ легко перейти въ веру в существование одного или несколько богов. Дикари, конечно, приписывают духам те же страсти, ту же мстительность или элементарное понятие о справедливости и те же привязанности, которые свойственны им самим.
Дарвин Ч. Происхождение человека и половой подбор. / Пер с. англ. И. Сеченова. СПб.: Изд. О.Н. Поповой,1896. с.64-65.
http://www.evolbiol.ru/darwinman/man2.htm Любопытна уклончивая оговорка (в начале фрагмента) по поводу бога как Творца, которая явно сделана для цензоров.