Jan 11, 2012 21:53
До последнего времени для меня в развитии цивилизации оставалось много неясного. Недостаточно знать общее направление прогресса и его характерные черты. Цивилизация развивалась не совсем линейно, можно отметить некоторые скачки - и иногда "откаты". Как же именно это происходило? Попробую ответить. Общая канва: цивилизация расширяется, причем не из одной точки, а из многих. Основой цивилизации являются город и государство. Обратите внимание, что в любом государстве есть столица. И это ВСЕГДА - город, хотя далеко не всегда самый крупный и самый древний. Есть много примеров строительства столицы с нуля, в нашей стране это постройка Петром Великим Санкт-Петербурга. Столица быстро расширяется и укрупняется. То есть и в сложившемся государстве крупные города-центры сохраняют своё значение. Это наследие ранних этапов сложения государства. Мы можем убедиться, что последовательность развития цивилизации не просто некая "предыстория" современности, но составляет часть современности, повлияв на структуру и деятельность (функционирование) цивилизации.
1. "Загустение".
Возникают вождества - племенные объединения под предводительством вождя. На этом этапе зарождается власть как механизм, возникают первые формы легитимизации власти и насилия. Само по себе нормирование социального порядка во многом является предпосылкой и условием цивилизации. В первом периоде возрастает роль земли из-за развития земледелия и скотоводства. Растет население (как отдельные группы, так и состоящее из этих групп племя). Начинаются систематические территориальные войны и завоевания.
2. "Точечный рост"
Появление городов. Города-государства как особые социальные образования, где территориальность доминирует над любым другим видом организации. Место "народа" (этнической общности) занимает "гражданство". Появление наемной дружины и "профессиональной армии". Возникновение жреческих корпораций. Город как центр "паутины" - все блага стекаются в город, сельская местность становится пищевым придатком города.
3. "Локальная экспансия"
В ходе столкновений между городами-государствами возникает значительная территория, возглавляемая одним городом. По сути только на этом этапе складываются государства. Позже приходит черед империй - метагосударств. Император - "царь царей". Государства могут находиться в соподчиненном положении, ка ки города. На этом этапе структура цивилизации начинает разворачиваться полностью. Государство стремится подавить этничность, традиции, роль личности, свободу мышления и слова. На этом этапе изменяется баланс государства и власти правителей - государство становится сильнее. Этот этап - самый известный в истории, он длится от Древнего Египта до начала 20 века, а местами продолжается и сегодня.
4. "Глобализация"
Суть глобализации в том, что вся доступная освоению территория подчинена государствам и расширяться можно только за счет поглощения одного государства другим. Так начинается колониальная эпоха, ервые её признаки можно зафиксировать в конце 15 века, а с полной уверенностью можно наблюдать в 16 веке. Может показаться, что цивилизация по своей природе стремится как к унификации, так и к подчинению одному центру власти. Это не так. По мере глобализации центры власти постепенно теряют значение. Несколько веков государства воюют и соревнуются за мировое лидерство. Но это лидерство не означает захвата всей планеты. До середины 20 века объединить планету под одним управлением было принципиально невозможно, да и впоследствии тоже. Эпоха глобализации вступила в полную силу в 20 веке. Если человек может легко преодолевать границы государства, то значимость различий между государствами теряется. Тенденция идет к нивелировке социального порядка, быта, представлений, а не к созданию всемирного государства. На этом четвертом этапе цивилизация становится единой, планетарной.
5. "Кризис и катастрофа"
У любой экспансии есть границы. Уже на этапе глобализации эти границы достигнуты и экспансия перешла в увеличение интенсивности грабежа и принуждения на уже освоенной земле. Система ужесточается, костенеет. На четвертом этапе намечается грядущий кризис, на пятом он разворачивается и приводит к катастрофе, прекращению этой цивилизации. Пятый период для наблюдателя будет выглядеть временем наивысшего расцвета, временем небывалых достижений. Однако упадок уже начинается - сам взлет с учетом перспектив можно назвать "пиром во время чумы". И всё же, сквозь гордый фасад проглядывает тревога за ближайшее будущее людей - нас и наших потомков, тревога обоснованная, но явно недостаточная. Цивилизация начинает шататься.
6. "Постапокалипсис"
Цивилизация неизбежно продолжает влиять и после своего исчезновения, которое, конечно, произойдет не за один день. Остается множество технических артефактов, знаний, наследия культуры и так далее. Может быть самое важное из всего - инерция человеческого поведения и мышления. Многие люди останутся носителями цивилизации и после её крушения, что может привести к попыткам (правда безуспешным) её восстановления.
Чем больше стараются укрепить и усилить цивилизацию, тем уязвимее она становится, тем ближе конец. В отличие от живого существа и природного сообщества, у цивилизации нет ни цели, ни смысла. Голая рациональность - "развитие для развития", "богатство для богатства". Когда предел развития (экспансии) достигнут, запускается процесс самоуничтожения цивилизации. Неизбежный и закономерный процесс, которому ничто не может помешать. Все шесть этапов можно схематически представить подобно литературному произведению, с прологом (этап 1) и эпилогом (этап 6). Центральный и самый длительный этап - четвертый, на нем цивилизация уже набрала мощь, но ещё не достигла планетарных границ. Четвертый этап очерчивается не только некими граничными датами, но и территориально. К примеру, им не была затронута до 20в. Австралия, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Океания, большая часть Африки, Сибирь. "Взрыв" 20 века - демографический, технологический, научный - очень ярок, но это лишь краткая вспышка.
история,
город,
государство,
цивилизация