(предисловие, д.д.)
Сама фигура профессора Льва Иосифовича Лубны-Герцыка (1880-1965), и его сочинения по поводу перенаселения, - весьма примечательны для нас. Его сочинения основательно похоронены в архивах и крупных библиотеках - тем важнее напомнить о них. Чем они выделяются из множества? Во-первых тем, что этот статистик-демограф (ещё
(
Read more... )
Я считаю, что нельзя отождествлять перенаселение и количественный рост населения на территории конкретной страны. Перенаселение всегда относительно. Приведу пример. Допустим, у нас есть есть территория в тысячу квадратных километров. Половина распахана и используется для земледелия. За десять лет эрозия делает бесплодными 5% всей территории. При этом за десять лет на 3% сокращается население. Изначально численность населения не превышает оптимума. Итог всё равно тот же: перенаселение.
Население Европы в целом и России в частности стало чрезмерным уже очень давно. Можно по-разному оценивать перенаселение, но это явление не новое. Если пытаться его отследить, то нужно обращать внимание не на численность населения, а больше на его распределение (плотность и т.д.). Урбанизация продолжалась, даже усиливалась. Таким образом при стабилизации численности перенаселение увеличивалось, причем значительно. Помимо этого потребление возрастает, давление на природную среду также возрастает. 10 человек по этим параметрам могут быть приравнены к 20-30 четверть века назад. Если всё это учесть, то картина "депопуляции" совершенно изменится. Не следует ориентироваться на максимальный пик численности. Не следует забывать о миграции.
Я не отрицаю, что опасность депопуляции и вырождения есть. Чисто теоретическая. Потому что знание принципов естественной динамики популяций существенно помогает в прогнозировании. Когда численность резко (пусть даже катастрофически) снижается, всё приходит в норму и рост рождаемости возобновляется. Правда нужно учитывать искажение инстинктов у человека, но схема остается. "Вырождение" - следствие перенаселения, и начинается ещё тогда, когда перенаселение в самом разгаре. Один из исторических примеров - Римская империя.
Reply
Reply
наблюдался в Германии в 60-70-е годы.
Чем сильнее перенаселение, тем выше уровень цивилизации и техники (хотя зависимость не прямая), чем выше уровень цивилизации (что проявляется прежде всего в урбанизации) - тем ниже рождаемость. Аномалией является как многодетность, так и бездетность, но вторая аномалия - "дочерняя". Разумеется, важное влияние оказывают культурные факторы. Христианство и христианская культура оказывают разрушающее влияние на семью, не говоря уж про род. В Китае ничего подобного не было, поэтому там до принятия специальной государственной политики была неизменна тенденция роста. Китай просто был поставлен перед неизбежностью радикальной политики. Если бы всё шло своим чередом, то указанная закономерность (снижение рождаемости) там проявилась бы очень нескоро.
Интересно одно совпадение. Про изменение тенденции в сторону стабилизации довольно много написано в книге Л.Б. Осколковой "Современные демографические тенденции" (М.,1984). И у неё встречается фраза, почти один в один совпадающая с тем, что высказал Смулевич, что получилось ненамеренно, просто по сходству логики доводов. "Симтоматично, что призывы к сокращению роста населения в развитых капиталистических государствах раздавались на фоне и без того падающего уровня рождаемости в этих регионах." (с.30). Осколкова полностью игнорирует процессы глобализации, для неё мир такой же, как и в 19 веке. Между тем процессы в Африке и Азии уже неотделимы от того, что делается в Европе. Призывы к сокращению роста и адресовались прежде всего "развивающимся" странам, европейские же призывались осуществлять контроль над ними и поощрять снижение рождаемости. Иногда это высказывалось по-неомальтузиански цинично, но своя логика тут имеется. Наша же современная российская демографическая политика строится на том, что России наплевать, что происходит вокруг - её это не касается. Что, конечно, большая глупость.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment