Люди и муравьи: сходство цивилизаций

Jan 09, 2012 21:02

     О цивилизации (цивилизациях) муравьев и термитов написано очень мало, до обидного мало. Вообще публикации по мирмекологии немногочисленны, две-три научно-популярных книги, написанных несколько десятилетий назад и несколько строго научных. Наиболее интересная сторона жизни муравьиного сообщества остается в тени. Я говорю о коллективном разуме и ( Read more... )

муравьи, цивилизация

Leave a comment

voiceoftheworld January 9 2012, 17:43:20 UTC
По этой логике человечкское тело можно рассматривать как уникальный движущийся мегаполис, построенный цивилизацией клеток.

Reply

elekravets January 9 2012, 18:14:46 UTC
И откуда мы знаем, вдруг эти клетки ужасно ругаются на ту обязательную работу, которую им надо выполнять в теле в ущерб собственной индивидуальности.

Reply

voiceoftheworld January 9 2012, 18:18:17 UTC
Да, и вдруг раковая опухоль - это революция клеток, недовольных властью нейронов?

Reply

elekravets January 9 2012, 18:21:52 UTC
Да, много неизведанного и непонятного есть.

Reply

drevniy_daos January 9 2012, 18:42:47 UTC
Я думал над этим вопросом, но тут есть явное различие: клетки человеческого организма никогда не были самостоятельными существами, и люди в пределах цивилизации биологически не соединяются, соединение происходит на поведенческом уровне. Тело - не колония клеток, а совокупность клеток, цельный организм. Клетка - элемент тела, но человек - не элемент цивилизации, он носитель цивилизации, агент цивилизации.

Reply

voiceoftheworld January 9 2012, 22:06:25 UTC
Муравьи тоже не самостоятельны. Это один генотип, проявленный во множестве клонов-копий. И они не индивидуальные носители, их "цивилизация" - тоже часть генной программы.

Человек - агент цивилизации и агент своего генотипа. Муравейс- агент только своего генотипа, который внешне похож на цивилизацию. Как-то вот так.

Reply

drevniy_daos January 9 2012, 22:27:23 UTC
Один отдельно взятый муравей - это самодостаточный организм, если угодно - поведенческая единица. "Клоны" или не "клоны" - не суть важно, важно, что это не аналог кораллов или какой-либо другой колонии живых организмов. Вы спутали индивидуальность и личность. Личность - это уникальность индивидуума. Но индивид вовсе не обязан быть уникальным. Важна только его отдельность, индивид = особь. Да, у муравьев цивилизация кажется врожденной. Но так ли это? Со стороны может показаться, что и у человека тоже, но путем эксперимента легко убедиться в обратном. Я бы сказал, что у муравьев есть генетические механизмы подчинения и разделения труда, которые цивилизация использует. Но это не то же самое ( ... )

Reply

voiceoftheworld January 9 2012, 22:37:54 UTC
Сложный вопрос. Как может быть особью существо без органов размножения? У которого вся задача - сопровождать по жизни существо, эти органы имеющее?

Вот и энциклопедия считает, что не все так просто: http://www.zoovod.ru/glossary/osob

Reply

drevniy_daos January 10 2012, 11:07:42 UTC
Вопрос может и непростой, если брать какие-либо пограничные случаи, но только не для данного - всё ясно. Определение по ссылке вполне здравое. И согласно ему, муравей должен считаться особью. Что ни один из биологов не подвергнет сомнению. Муравей удовлетворяет всем критериям "особи". "колониальных, вегетативно размножающихся и симбиотич. организмов" - это сказано про то, что я упоминал выше, то есть про кораллы, грибы и т.д., но неприменимо к муравьям. Они - не колония, не симбионты и размножаются не вегетативно ( ... )

Reply

voiceoftheworld January 10 2012, 12:22:07 UTC
Ну да, рабочую особь муравья можно считать "биологической рабыней".
В этом и порочность сравнения "цивилизаций". Муравей - раб по сути, а человек по сути - свободен.

Reply

drevniy_daos January 10 2012, 17:54:40 UTC
Как это не печально, но здесь вы ошибаетесь (если я вас верно понял) - я хотел бы, чтобы было так, как вы говорите, но увы. Такую формулировку можно принять только с одной существенной оговоркой "от природы" или "изначально". Сейчас человек по сути несвободен. Уж вы-то это должны понимать. И как раз поэтому сравнение цивилизаций вполне правомерно. "Биологическое рабство" отличает муравьиную цивилизацию, но не является её частью. Это так сказать, вспомогательный рычаг, обеспечение цивилизационной структуры. У человека другие рычаги, а принцип цивилизации тот же и результаты почти теже. Рабство человека обеспечивается многими путями, прежде всего с помощью символической культуры и длительной дрессировки (начиная с рождения). Правда, итог слабоват, подчинение порой дает сбои. Зато, действуя якобы добровольно, человек достигает гораздо большего для прогресса цивилизации, чем мог бы при биологическом подчинении. И последствия для самого человека намного хуже, так как цивилизация остро конфликтует с его природой. Перспективы сооставления ( ... )

Reply

voiceoftheworld January 11 2012, 05:50:25 UTC
Хмм... Возможно, Вы и правы. Посмотрим, что получится =)

Reply


Leave a comment

Up