Feb 28, 2011 21:32
Этот пост родился неспроста, он навеян встречей с давним знакомым, философом из Черногории, с которым я не виделся несколько лет. Недавно он защитил докторскую диссертацию, посвященную русской метафизике. Учитывая, что я метафизику мягко говоря недолюбливаю, разговор неизбежно зашел о метафизике. Даже не совсем поэтому, а потому, что он только метафизику считает философией, а позитивизм - это уже что-то иное. Мои попытки не столько что-то доказать, сколько выяснить, почему же всё что кроме метафизики - не философия, уперлись в довольно ощутимое сопротивление, можно сказать, стену. Оказывается, тот кто поднимает голову вверх - метафизик, а позитивисты смотрят вниз. Определения метафизики я так и не получил. Про позитивистов (19 века, таких, как Милль, Тэн и др.) заговорил не потому, что полностью принимаю их позицию, но потому, что считаю их самыми настоящими философами (чего, кстати, не скажу о многих метафизиках). Разговор зашел в тупик, потом перешел на другое... Но у меня осталась в голове загадка. Собеседник вызывает у меня большую симпатию, несмотря на "идейные" расхождения: открытый, жизнерадостный, общительный. Тем сильнее мне хочется понять, что им движет, почему такие люди склонны к метафизике.
Философия никак не противоречит чувственной сфере, не конфликтует с эмоциональной жизнью, но всё же и совмещается не очень хорошо - есть какой-то разрыв. Я говорю не о философии вообще, не о возможностях философии, не о древней философии, а о философии нового времени, какой мы её знаем. Она тяготеет к рассудочности и сухости. Наверно, это неизбежно. Но ведь и наука, физика или история, далеки от эмоций. Вмешательство эмоций в философское творчество неизбежно приведет к существенным искажениям. Но ведь человек живой, ему хочется и думать, и чувствовать. Далеко не все способны разделять эмоциональную сторону бытия и теоретизирование. А в рамках философии для эмоций предоставляет место только метафизика да экзистенциализм. Не потому ли эти направления мысли неизменно пользуются популярностью, и не только у читателей? Обычная философия молчит о любви, о телесности, о внутренних переживаниях, о личном отношении к миру. Тенденции философии к наукообразности, включенность философии в учебный процесс как научной дисциплины - неизбежно оставляют отпечаток на характере философского и околофилософского творчества. Но ведь можно избегать сциллы метафизики и харибды неопозитивизма, отрицающего отвлеченные рассуждения. Философствовать можно живо и интересно, касаться животрепещущих тем, важных непосредственно для каждого. Рассуждать нескучно, живо - вполне доступно. По факту же видим, что стремятся эту живость из философии вытравить. И только в рамках метафизики и истории метафизики у "учёных философов" остается отдушина, где они могут проявлять эмоции и даже переходить к поэтическому стилю речи. Это не оправдывает метафизику, но объясняет пристрастие к ней у философов.
метафизика,
философия