В гости к бабе яге, 3: Лютая язва

Feb 26, 2011 17:37

В гости к бабе яге, 2: Положение бабы-яги в мифологии http://drevniy-daos.livejournal.com/289038.html


Read more... )

верования, обычаи, сказки, фольклор, смерть

Leave a comment

Comments 8

deyziy February 26 2011, 22:01:24 UTC
Спасибо за интереснейшее исследование. Может про Кащея еще напишешь?

Reply

drevniy_daos February 27 2011, 00:34:24 UTC
Пожалуйста. Про Кощея - не знаю, специально вряд ли, в следующем посте немного про него будет за компанию с ягой.

Reply


lightluk March 18 2011, 07:40:57 UTC
В одной из сказок (которую моему приятелю рассказывала бабушка лет 25 назад) баба-яга именуется "поедучей ведьмой".

Reply

drevniy_daos March 18 2011, 14:29:28 UTC
Так и есть. Это один из "аспектов" сказок о яге. Я как раз следущую статью о яге, которую сейчас готовлю, посвящу рассмотрению яги как ведьмы. Сказочная яга совместила в себе несколько представлений, что стало возможным благодаря их близости. Люди, верящившие в магию, не различали олицетворенную болезнь и насылающую болезнь и смерть ведьму, образы наложились. Я не стал в этом посте говорить о ведьме как раз потому, что это заслуживает внимательного рассмотрения.

Reply

lightluk March 18 2011, 14:35:42 UTC
Ага, хорошо. Буду ждать статью.

Reply


gena_green February 28 2012, 07:06:00 UTC
Статья - смелая фантазия автора. А если прочитать слово ЯГА так, как его понимали сами славяне?
ГА - путь, движение. А(АЗЪ) - человек. Г(ГЛАГОЛИ) - говорить. Получаем - ЧЕЛОВЕК, УКАЗЫВАЮЩИЙ ПУТЬ. На одной из иллюстраций есть один из вариантов написания слова ЯГА на старославянском - ЕГА. Через буквицу ЕНЬ. ЕНЬ - образ нерукотворного. Итого: ЯГА(ЕГА) - человек, передающий знания об окружающем мире. У буквицы А(АЗЪ) есть еще один образ - начало, исток. Надеюсь, вы сейчас поняли, кто, когда и с какой целью сказал, что КНИГА - источник знаний.
В сказках это и происходит: у героя возникает задача, он обращается к ЯГЕ, она подсказывает, что ему надо предпринять. Это один из многих образов ЯГИ, самый верхний, указка для подражания. Автору надо было сделать то же самое - обратиться к истокам славянского мышления. Но он, видимо, не внял простое: сказка ложь, да в ней намек, кто познает - тем урок...

Reply

drevniy_daos February 28 2012, 10:40:14 UTC
Не надо приписывать мне своё. Пример безудержной фантазии как раз вы и демонстрируете. Я знаю, что этимология часто становится полем различных спекуляций, но не до такой же степени. Смешно, когда люди в начале 21 века выдумывают "истоки славянского мышления". Подскажу вам способ получения знания о прошлом: исторические источники, в том числе письменные. Вы - не более "древний славянин", чем я, не забывайте.
Сначала хотел стереть ваш комментарий как бессодержательный, потом решил всё же оставить для коллекции :)

Reply

gena_green March 26 2012, 12:13:36 UTC
Я вначале хотел выразить благодарность автору за его статью, за сохранение и размножение во времени самого образа. Ведь для меня главное, что он не исказил (хотя пытается) слово ЯГА (БАБА-ЯГА), а нюансы ее характеристик не столь нам важны, основное - КОСТЬ образа повторена верно ( ... )

Reply


Leave a comment

Up