"Только когда у нас появится уверенность, что все уголки Амазонии населяют истинные бразильцы, а не индейцы, только тогда мы сможем считать Амазонию полностью своей!" Член правящей военной хунты Бразилии (в интервью американскому журналу "Ньюсуик")
Угроза нависла над многими обитателями девственного леса, в том числе и над человеком. На этот факт закрывают глаза, намеренно забывая, что человеческие существа нуждаются в защите не меньше других биологических видов. Речь идет о первобытных племенах, населяющих тропический лес с доисторических времен.
Пользуясь словом "существа", я не вкладываю в него ни малейшего уничижительного оттенка. Все мы - существа на этой планете, а именно высокомерные представления современного человека о собственной исключительности породили в нем бездумную идею о том, что, поборов природу, он сумеет создать себе новый "универсум".
Совсем иная психология у первобытного человека. Он всегда относился к окружающей среде с глубочайшим почтением, нередко вызывающим у нас снисходительную улыбку. Ещё бы! Ведь поклонение природе есть язычество. Но так ли уж важно, что обожествлять - творца или творение? Для этих, равно как и для многих других людей, лес - это храм.
Существует расхожая точка зрения, что мол, первобытный человек по уровню умственного развития уступает тем, кто пользуется благами современной цивилизации. Но какой меркой пользуются авторы подобных суждений? Рассмотрим простейший пример. Предположим, вы вырыли в тропическом лесу яму, идеально замаскировали её, а на дереве за ней подвесили к нижней ветке фотоаппарат или бинокль. Привлеченный приманкой современный человек со средним или высшим образованием непременно угодит в ловушку, а абориген - нет. С другой стороны, посади аборигена за компьютер, и он с ним не сладит. Так что различия между ними не в умственных способностях, а в приобретенных навыках.
Сомнительность тезиса об интеллектуальном превосходстве наглядно видна и на другом примере: в наш век, несмотря на полное понимание всех опасностей ядерной войны и экологической катастрофы, обитатели цивилизованных стран продолжают накапливать оружие и отравлять среду обитания. Первобытный человек в этом грехе неповинен.
Для удобства изложения мы будем пользоваться в качестве синонимов терминами "первобытный" и "примитивный"; лично для меня эпитеты "дикий" и "благородный" абсолютно равнозначны.
В Новой Гвинее, Африке, Амазонии - всюду, где мне доводилось встречаться с племенами аборигенов, примитивные люди производили на меня неизгладимое впечатление. Скажу больше - нигде ко мне не относились с такой подкупающей, даже детской доверчивостью и доброжелательностью, как в местах, где контакты с цивилизацией сводились к минимуму. Нам не требовалось заверений в дружбе, порой мы вообще обходились жестами и междометиями; достаточно было одного взгляда, чтобы убедиться в честности намерений, и этот взгляд передавал гораздо больше оттенков, чем иные речи. Общение с первобытными обитателями просветляло душу, заставляло по-новому смотреть на себя и на своё окружение.
-
Говоря о первобытных людях, я имею в виду разноплеменные общины, практически не затронутые влиянием современной технической цивилизации, а живущие охотой и собирательством. Человечество начало заниматься земледелием и скотоводством всего 10 тысяч лет назад, до этого в течение гораздо более длительного периода его главным занятием были охота и собирательство. В этой связи сохранившиеся племена представляют для нас огромный интерес, причем интерес не отвлеченный. Изучение жизни людей, являющихся составной частью лесной экосистемы, необыкновенно ценно для человечества и с практической точки зрения, коль скоро мы хотим сохранить влажные тропики.
/.../
Мы видим, что лишь горстка этих племен продолжает существовать. Важно также отметить, что вне тропического леса не выжило ни одно первобытное племя. Лес отделил и отгородил этих людей. Когда падет большая часть влажного тропического леса, эти драгоценные реликты каменного века ненароком также исчезнут. Науке хорошо известно, что они не могут жить в порослевом лесу, а лишение защитного полога оказывается для них губительным. Представьте себе, что обитающую в глухом лесу лягушку вдруг извлекают из привычной среды и сажают на солнцепек. Нечто подобное происходит и с жителями леса - люди "высыхают" физически и душевно, не выдержав столь резкого перехода.
Те, кому удается выжить, вскоре становятся жертвами новых болезней, таких, как туберкулез, грипп, парагрипп, корь, свинка, краснуха, полиомиелит или обыкновенная простуда, против которой у них нет врожденной сопротивляемости.
Эпидемиологические данные ЮНЕСКО свидетельствуют о выраженном увеличении заболеваемости населения в районах сведЕния лесных массивов. Авторы отчета ЮНЕСКО об экосистемах тропического леса приходят к следующему заключению: "Полукочевые племена охотников и собирателей мало привержены малярии и другим трансмиссивным заболеваниям. У членов этих общин отсутствуют признаки недоедания. Следует особо подчеркнуть, что жители африканских лесов, пигмеи (би-ака, Центральноафриканская республика), чувствуют себя совершенно свободно и независимо. Последнее, по мнению многих наблюдателей, связано с их полной интеграцией со средой обитания, являющейся для них также и источником положительных эмоций. Напротив, среди колонистов на освоенных землях необычайно высок процент пораженных малярией, шистосоматозом и другими трансмиссивными заболеваниями, связанными с вмешательством в экосистему".
Ньюмен А. Лёгкие нашей планеты: (Влажный тропический лес - наиболее угрожаемый биоценоз на Земле). Пер. с англ. М.:Мир,1989. с.218-220.
/глава 10: Последние первобытные племена/