Карл Каутский Общественные инстинкты. (фрагмент статьи)

Oct 24, 2010 17:54

   Учение об общественных инстинктах имеет не менее решающее значение для психологии, чем и для этики. До сих пор симпатия, сочувствие были совершенно необъяснимы. Одни говорили, что они вытекают из эгоизма: я, дескать, помогаю своему ближнему затем, чтобы и он мне помог в подобном же случае. Но если бы это было верно, то мужчина, например, никогда бы не мог проникнуться сочувствием к родильнице /роженице - д.д./, так как он никогда не может очутиться в её положении. Другие же - и между ними даже очень видные мыслители - объясняют сочувствие тем, что сочувствующий ставит самого себя в положение страждущего и, таким образом, сам испытывает его страдания. По этому взгляду сочувствие является до некоторой степени делом воображения. Но если я вижу утопающего, - неужели раньше, чем броситься спасать его, я ещё стану вызывать длинный ряд представлений о тех страданиях, которые он испытывает? Конечно, нет. В подобных случаях мы никогда не рассуждаем, а поступаем совершенно инстинктивно. Но ещё важнее то соображение, что у многих народов симпатия и сочувствие распространяются не на всех людей вообще, а только на их единоплеменников.  Сочувствие всем людям, таким образом, не есть нечто свойственное всему человечеству: оно является продуктом лишь известных исторических условий. Если бы уже только один вид страданий вызывал у меня рефлективный отклик их, то это должно бы иметь место относительно страданий каждого человека. Но мы знаем, что те же самые римляне, которые, не задумываясь, жертвовали собственной жизнью для спасения своих соотечественников, могли хладнокровно смотреть, как тысячи гладиаторов убивали друг друга на арене для их развлечения. Всё это такие затруднения, из которых никак не могут выйти господствовавшие до сих пор взгляды относительно возникновения симпатии, так что даже Шопенгауэр, чтобы выбраться из этого лабиринта, вынужден был объявить возникновение симпатии "тайной"(мистериум). Эти затруднения совершенно устраняются дарвинистической теорией общественных инстинктов. По этой теории симпатия не есть плод деятельности рассудка или воображения: она есть инстинкт, которому человек повинуется вполне безотчетно, совершенно так же, как перелетные птицы в своих переселениях повинуются одному лишь инстинкту,  нисколько не понимая его значения.
       До сих пор дарвинизм одну из главнейших своих задач видел в том, чтобы для уменьшения пропасти, отделяющей животных от человека, возможно больше ограничить роль инстинкта у животных и доказать, что значительная часть поступков животных определяется рассудком. Мы полагаем, что уменьшение этой пропасти можно начать и с другого конца и исследовать ту роль, которую играют инстинкты в жизни человека.Несомненно, что роль рассудка у животных гораздо больше, чем обыкновенно думают, но несомненно также и то, что инстинкт у человека играет роль, гораздо большую той, которую ему обыкновенно приписывают. Особенно же важное и решающее значение для людей имеют общественные инстинкты.

Курсив автора. Раняя статья Каутского цитируется по изданию:
Каутский К. Общественные инстинкты в мире животных и у людей. Пг.,1922. с.32-33.

цитата

Previous post Next post
Up